Разработка квеста по формированию математической и финансовой грамотности шестиклассников

Разделы: Математика, Внеклассная работа

Класс: 6

Ключевые слова: квест, финансовая грамотность


Центральным понятием в современном российском образовании становится так называемая функциональная грамотность. Что же это такое? «Функционально грамотный человек - этот тот, который способен постоянно использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач во всех сферах человеческой деятельности», - говорит руководитель Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования РАН Галина Ковалёва. Сегодня у государства есть запрос на формирование функциональной грамотности школьников, ставится цель занять высокие места в международных рейтингах школьного образования PISA и PIRLS. Цель эта может быть достигнута в ежедневной работе учителя в рамках учебного процесса и во внеурочной деятельности. Разумеется, слепым включением в учебный процесс заданий в формате PISA не добиться. От нас, учителей математики, здесь требуется включение в работу учеников на уроке и во внеурочное время с информацией, представленной в разных формах (рисунок, текст, таблица, схема, диаграмма и т.д.). Стоит приучать школьников работать с реальными данными, величинами (скорость, время, расстояние, стоимость, площадь, периметр и т.д.) и единицами измерений, поощряя при этом проявление самостоятельности, интуиции, жизненного опыта для решения поставленных задач. Особенности заданий исследования PISA - это задачи, поставленные вне предметной области и решаемые с помощью предметных знаний, например, по математике. Контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни. Коллектив авторов в рамках подготовки к 30-летнему юбилею нашей гимназии подготовил квест для учащихся 6 классов, в ходе которого предполагается решение ряда задач по двум направлениям функциональной грамотности - математической и отчасти - финансовой. Шестиклассники разбиваются на четыре команды, путешествующие по четырём выделенным для этой цели кабинетам, номера которых они определяют в ходе решения несложных задач на нахождение НОК и НОД. С содержанием самих задач дети знакомятся путём считывания QR-кода.

Задачи на определение номера кабинета

№1

Ученики гимназии «Альма-Матер» на каникулах пошли в длительный поход и преодолели за первый день 28 км, а за второй -36км, причем их скорость была одинаковой и выражалась целым числом км/ч, при этом каждый день они были в пути целое число часов. Найдите скорость, с которой шли ученики, если она была наибольшей из возможной по условию задачи.

(К полученному результату добавьте ________. Ответ соответствует номеру кабинета, куда вам следует идти дальше).

Решение: Очевидно, нужно найти НОД (28;36)=4

№2

На столе в кабинете информатики гимназии «АЛЬМА-МАТЕР» лежат книги, число которых меньше, чем 110. Сколько лежит книг, если известно, что их можно упаковать в пачки по 3, по 5, и по 7 штук?

(К полученному результату добавьте ______). Ответ соответствует номеру кабинета, куда вам следует идти дальше.

Решение: Очевидно, нужно найти НОК (7;5; 3)=105

№3

Два автобуса одновременно отправляются от одной площади по разным маршрутам. У одного рейс туда и обратно длится 48 минут, а у другого - 1 час 12 минут. Через какое время (в минутах) автобусы снова встретятся на этой площади? (К полученному результату добавьте ________). Ответ соответствует номеру кабинета, куда вам следует идти дальше.

Решение: Найдем НОК(48;72)=144

№4

Саша ходит в бассейн один раз в три дня, а Вася один раз в четыре дня, Ваня - один раз в пять дней. Они встретились в бассейне в этот понедельник. Через сколько дней они встретятся снова? (К полученному результату количества дней добавьте ______). Ответ соответствует номеру кабинета, куда вам следует идти дальше.

Решение: Чтобы узнать, спустя какое количество дней они встретятся, нужно найти НОК(3;4;5). НОК(3;4;5)=60.

Задачи, решаемые шестиклассниками в кабинетах

Задача 1. В честь юбилея гимназии «АЛЬМА-МАТЕР» будет проведена покраска стен в кабинете информатики, длина которого 20 метров, ширина - 10 метров, высота потолков - 4 метра. В кабинете три окна с одинаковой шириной 3 метра и высотой 2 метра, а также две двери шириной 1,5 метра и высотой 2,2 метра, окрашивать которые не предполагается. Выяснилось, что подходящего качества и цвета краски имеют следующие характеристики:

Марка краски

Стоимость ( руб.)

Масса (кг)

Расход (г/кв.м)

1

EVRO TREND (TIKKURILA)

570

0,9

130

2

FINNCOLOR OASIS HALL&OFFICE

2850

9

150

3

TIKKURILA HARMONY

2999

2,7

120

а) Какая краска самая дешёвая, если учесть массу краски в упаковке и расход при окрашивании? Укажите её номер в таблице.

Код

Содержание критерия

1

Дан верный ответ: 2

0

Дан другой ответ

б) Чему равна площадь, подлежащая окрашиванию? Ответ дайте в кв. м.

Код

Содержание критерия

1

Дан верный ответ: 221,4

0

Дан другой ответ

в) Сколько банок краски следует купить, если выбрать самый экономичный вариант краски только одного вида?

Код

Содержание критерия

1

Дан верный ответ: 4

0

Дан другой ответ

д) Какую сумму (в рублях) нужно будет потратить на выбранный вид краски?

Код

Содержание критерия

1

Дан верный ответ: 11400

0

Дан другой ответ

Задача 2. В гимназии при подготовке к неделе математики каждому из одиннадцати шестиклассников 6 «А» выделили по передвижной доске, которую можно использовать с двух сторон (см. рисунок). Рабочая поверхность доски разделена на квадраты со стороной 1 дм. Размер доски: 17 дм в длину и 11 дм. в ширину. Каждый из участников конкурса на одной стороне доски оформил математический кроссворд, а на другой записывал решение конкурсных задач. Можно ли все доски расставить в один ряд в кабинете информатики (размеры кабинета приведены в условии задачи 1) вдоль длинной стороны кабинета? Обоснуйте свой ответ вычислениями.

Система оценивания

Код

Содержание критерия

2

Дан верный ответ «можно» (да, и т.п.) и приведено объяснение или вычисления, подтверждающие ответ.
Возможное объяснение:

  1. Длина одной доски - 17 дм. Одиннадцати таких досок - 187 дм=18,7 м. Т.к. длина кабинета 20 метров, то поместятся.
  2. 17∙11=187дм=18,7м<20м.
  3. 20м=200дм; 200:11≈18,2 раз, 18,2>17

1

Ход решения верный, перевод единиц измерения (метров в дециметры и обратно) выполнен верно, но допущена случайная арифметическая ошибка

0

Ответ неверный, или ответ верный, но объяснение отсутствует; например, «максимум 11 досок помещается». Другие варианты ответа

Задача 3. В гимназии «АЛЬМА-МАТЕР» первый урок начинается в 9. 30. Второй - в 10.25. Третий - в 11. 25. Четвертый - в 12. 20. Пятый - в 13. 20. Шестой - в 14.15. Седьмой - в 15. 10. Восьмой - в 15. 55. (Длительность урока - 40 минут)

а) Сколько времени (в часах и минутах) проводит в школе ученик 6 класса, если у него по расписанию 8 уроков?

Код

Содержание критерия

1

Дан верный ответ: 7 часов 5 минут

0

Дан другой ответ

б) Сколько времени ученик 6 класса (в часах и минутах) тратит на перемены в среду, если у него по расписанию 8 уроков?

Код

Содержание критерия

1

Дан верный ответ: 1 час 45 минут

0

Дан другой ответ

в) Какой процент от времени, проведённого в школе, составляют перемены в понедельник, если по расписанию у ученика из 6 класса в этот день 8 уроков? Ответ округлите до целых.

Код

Содержание критерия

1

Дан верный ответ: 25%

0

Дан другой ответ

г) В 6 классе Вася регулярно опаздывает на первый урок на 5 минут. Сколько времени на опоздание за 2021-2022 учебный год будет потрачено Васей, если известно, что он опаздывает по средам и пятницам, а всего в школьном процессе 33 учебных недели? Сколько полных уроков займёт это время? Ответ округлите до целого.

Код

Содержание критерия

1

Дан верный ответ: 330 минут, 8 уроков

0

Дан другой ответ

Задача 4. Рассмотрите рисунок и дайте ответы на вопросы.

В школьном буфете продаются пирожки четырёх видов различной стоимости

а) Вася решил купить 2 пирожка с мясом, 3 с повидлом и один с творогом и дал продавцу 500 рублей. Сколько рублей сдачи должен получить Вася?

Код

Содержание критерия

1

Дан верный ответ: 267

0

Дан другой ответ

б) Миша очень проголодался к концу учебного дня и решил пойти в буфет подкрепиться. В буфете он увидел, что остались только пирожки с картофелем - 5 штук. У Миши было с собой только 150 рублей. Он положил их на прилавок и попросил 3 пирожка. Поскольку рабочий день заканчивался, буфетчица предложила забрать все пирожки за эти деньги. Какую скидку (в процентах) получил Миша на покупку каждого пирожка?

Код

Содержание критерия

1

Дан верный ответ: 25

0

Дан другой ответ

в) В 6 а классе учатся 11 детей. Из них 6 девочек и 5 мальчиков. Девочки любят пирожки со сладкой начинкой, а мальчики - с мясом. Коля хочет купить всем своим одноклассникам и себе по одному пирожку. Но в буфете оказалось, что пирожков с повидлом осталось 3 штуки, с картофелем и зеленью - 11, с мясом - 5 штук и с творогом 6 штук. Известно, что у Коли 445 рублей. Сможет ли Коля осуществить свою идею и каким образом, чтобы никто из одноклассников не остался без пирожка?

Код

Содержание критерия

2

Дан верный ответ «можно» (да, и т.п.) и приведено объяснение или вычисления, подтверждающие ответ.
Возможное объяснение:

1. Так как пирожков с мясом для мальчиков всего 5, то их надо купить все и заплатить 5∙45=225 рублей.

2. На пирожки для девочек остается 445-225=220 рублей

Так как пирожков с повидлом всего 3, то в любом случае их не хватит для всех девочек. Пирожков с творогом 6, но на них потребуется 6∙38=228 рублей. 228>220. Значит, купить 6 одинаковых пирожков для девочек не получится.

3. Предположим, что покупка для девочек будет состоять из разных пирожков: 3 с повидлом и 3 с творогом. Тогда стоимость будет равна: 3∙38+3∙35=219 рублей.

1

Ход решения верный, но допущена случайная арифметическая ошибка

0

Ответ неверный, или ответ верный, но объяснение отсутствует