Возраст обучающихся: 5-7 лет.
1. Пояснительная записка
В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), разработанного в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка» меняются требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования: требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Рабочая программа «Основы финансовой грамотности дошкольника» имеет социально-педагогическую направленность.
Программа кружка «Основы финансовой грамотности дошкольника» представляет систему интеллектуально-развивающей образовательной деятельности для обучающихся старшей и подготовительной группы. Программа реализована в рамках совместной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС.
Программа «Основы финансовой грамотности дошкольника» является интегративной, объединяющей знания, входящие в образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие.
Отличительными особенностями программы кружка « Основы финансовой грамотности дошкольника» являются: - учить детей дошкольного возраста грамотно распоряжаться деньгами. Ведь каким бы ни было наше состояние, большим или не очень, мы всегда можем научиться извлекать из него максимальную пользу, стремясь к своей мечте. Правильно пользуясь вкладами и кредитами, мы экономим деньги, грамотно вложив, приумножаем, регулярно планируя и соблюдая свой бюджет, достигаем поставленных целей. В программе на понятных детям примерах показано, как научиться считать, экономить и защищать свои деньги, как планировать свой бюджет и как сделать из маленьких денег большие. С простых действий и привычек начинается путь к успеху, так же как со счетных палочек начиналась когда-то карьера каждого успешного финансиста.
1.1. Направленность программы
Социально-педагогическая (Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 ноября 2018 г. № 196 № «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
1.2. Уровень освоения программы
Ознакомительный
(соответствует региональным нормативным документам: Приказ ДО г М № 922 от 17.12.2014 года «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014-2015 учебном году» (в редакции от 07.08.2015 г, №1308, в ред.от 08.09.2015.,№ 1035, в ред. От 31.01.2017г., №30,в ред.от 21.12.2018г. № 482 (далее - Приказ №922)
1.3. Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5-10 лет назад. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние дошкольники - это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитываем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков.
Обучение основам финансовой грамотности в детском саду является актуальным, так как создает условия для развития личности ребенка. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет дошкольникам применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.
Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле - продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне. Специалисты считают, что неверно и опасно полагаться на стихийное усвоение знаний об окружающей жизни, и в частности о финансово-экономических отношениях. Деньги, богатство, бедность, реклама, кредит, долги и другие финансовые категории несут в себе воспитательный потенциал, наполненный таким этическим содержанием как честность, доброта, трудолюбие, искусство пользоваться.
В настоящее время педагоги ориентируются на формирование у детей уже к 5-7 годам элементарных знаний о мире финансов и экономики, однако, на практике взрослые зачастую не имеют методических рекомендаций и литературы, которые помогали бы им в воспитании человека, умеющего мыслить финансово-экономическими категориями. Дети, в первую очередь, учатся на примере родителей. Не на том, что они им говорят, а на том, как родители поступают в том или ином случае. Поэтому, прежде, чем обучать ребенка, взрослым есть смысл задуматься о самых простых операциях и поступках. Следовательно, финансовая грамотность детей, в первую очередь зависит от их родителей, того, какую культуру грамотности они передали своим детям.
Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. С момента появления людей на Земле возникают и экономические отношения, поскольку человек отличается от всего остального живого мира тем, что может изменить мир согласно своим потребностям и приспосабливаться к окружающим его условиям жизни. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, - когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.
Очевидно, необходимо знакомить малышей с такими понятиями, как разумное ведение домашнего хозяйства, экономия средств, использование сбережений. Оттого, что желания детей часто не совпадают с возможностями их родителей, возникают конфликты, огорчения, разочарования и как следствие - комплекс несостоятельности будущих граждан общества. В программе систематизированы средства и методы обучения финансовой грамотности дошкольника, обосновано использование разных видов игровой и познавательной деятельности.
1.4. Цели и задачи программы
Целью данной программы является содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности;
Поставленная цель требует решения следующих задач:
Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:
- понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
- уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
- осознавать взаимосвязь понятий «труд - продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
- признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем - щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
- рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
- применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
1.5. Категории обучающихся
Дети старшей, подготовительной группы, 5-7 лет. (Приказ № 196)
- Срок реализации программы - 2 года,72 занятия, по 36 занятий в год
- Форма организации образовательной деятельности - подгрупповая, численность 13 детей (в группе 26)
- Режим занятий - 1 раз в неделю, вторник, 30 минут. (СанПин 2.4.4.3172-14)
1.6. Планируемые результаты
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как целевые ориентиры в ожидаемых достижениях выпускников.
В результате освоения программы дети:
- знают, что деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
- адекватно употребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия (в соответствии с используемой Программой);
- сначала зарабатываем - потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить
- знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
- знают российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья;
- понимают суть процесса обмена валюты (например, в путешествии);
- знают несколько современных профессий, содержание их деятельности (например, предприниматель, фермер, программист, модельер и др.);
- знают и называют разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия;
- адекватно ведут себя в окружающем предметном, в природном окружении;
- в случаях поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;
- любят трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других;
- бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.);
- следуют правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна;
- с удовольствием делают подарки другим и испытывают от этого радость;
- проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т. д.);
- замечают и ценят заботу о себе, радуются новым покупкам;
- объясняют различие понятий благополучия, счастья и достатка;
- не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности - жизнь, отношения, радость близких людей - за деньги не купишь).
- финансы - это интересно и увлекательно
1.7. Режим занятий на 2021-2023 учебный год
Программа «Финансовая грамотность», образовательная область «Познавательное развитие» реализуется в старших и подготовительных группах через совместную со взрослыми деятельность. Данный вид деятельности планируется в соответствии с моделью реализации образовательной программы.
Проводятся 1 раз в неделю, 4 раза в месяц, в старшей группе.
Время проведения согласно сетке занятий, во II половине дня.
Продолжительность занятия 30 минут.
Объем программы в старшей группе
- 1 раз в неделю по 30 мин, 36 занятий в год, 18 часов в год.
Проводятся 1 раз в неделю, 4 раза в месяц, в подготовительной к школе группе.
Обьем программы в подготовительной к школе группе.
Время проведения согласно сетке занятий, во II половине дня.
- 1 раз в неделю по 30 мин, 36 занятий в год, 18 часов в год.
Всего 72 часа.
Также данный вид деятельности может реализовываться и в самостоятельной деятельности детей. Продолжительность игровой деятельности зависит от индивидуальных особенностей детей, их желаний и возможностей, с учетом принципа индивидуализации образования.
2. Содержание программы
Программа состоит из четырех блоков (разделов), связанных между собой задачами и содержанием: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности», «Полезные экономические навыки и привычки в быту», в каждом блоке раскрываются педагогические задачи, содержание работы, основные понятия, методические рекомендации по созданию игровой и предметной среды. Несмотря на внутреннюю связь блоков, каждый из них может быть реализован автономно в виде мини-программы, поскольку содержит богатый материал для воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста. В некоторых частях программа дополняется методическими указаниями уточняющего характера, что не исключает разработки специальных методических указаний и наглядных пособий, соответствующих содержанию каждого блока программы.
Программа реализуется по нескольким направлениям. Одно из ее преимуществ - игровая составляющая. Знакомство детей с финансовой азбукой проходит в игровой форме. Занятия в детском саду по экономике проводятся в различных формах:
- занятия-соревнования,
- занятия-путешествия,
- занятия-экскурсии,
- занятия-викторины и т.д.
Занятия по данной программе включают:
- Ознакомление детей с денежными единицами разных стран.
- Подготовка и проведение экскурсий в магазины и банки.
- Проведение сюжетно-ролевых игр, моделирующих жизненные ситуации: «Банк», «Кафе», «Супермаркет», «Путешествие», «Аукцион».
- Организация настольных игр (Денежный поток, Монополия,).
- Организация развивающих игр («Пятый лишний», «Подбери витрину для магазина», «Кому что нужно для работы», игры по продвижению продукта).
- Решение арифметических задач, кроссвордов.
Занятия по программе строятся на основе художественной литературы. Овладеть экономическим понятиями детям помогают использование сказок экономического содержания в игровой деятельности и на занятиях, Лукьянова Р.С. «Экономика в сказках и играх: Пособие для воспитателей».
Для закрепления сложных экономических понятий используются сказочные персонажи: Кот Матроскин, мышата Умник и Торопыжка. Лучшему пониманию материала поможет экономический уголок в группе с экономической картой для путешествий, дидактическими материалами.
В основу программы кружка «Основы финансовой грамотности» вложены следующие принципы:
- доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям).
- Занятия в кружке должны активировать имеющиеся у каждого ребёнка творческие способности, его жизненные познания, речевой опыт, его эмоции и настроения и развивать эти личностные параметры. Поэтому в ходе занятий в кружке ребёнок наряду с игрой заданного героя, будет иметь возможность реализовать собственные намерения т.е. действовать от своего имени.
- наглядность (наличие дидактических материалов)
- демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ребенка, реализация творческих потребностей)
- научность (обоснованность, наличие методических рекомендаций и теоретической основы).
- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных игровых заданий)
- принцип деятельностной основы занятий в кружке.
- Это принцип выражается во внешней и внутренней (умственной) активности детей. В работе с детьми делается упор на самостоятельные и групповые формы работы. Ребёнок ставится в ситуации, когда ему приходиться действовать. Он осуществляет перевоплощение в действующее в этих обстоятельствах лицо. В данном случае речь идёт о приёмах, «стимулирующих» ситуации реального общения.
- принцип реальности и практического применения.
- Все полученные знания, умения и навыки жизненно необходимы ребёнку как в его сегодняшней жизни, так и для будущего его развития. Умение правильно говорить, двигаться, выражать свои чувства и эмоции, работать в коллективе, выполнять творческие задания и многое другое найдут применение в жизни каждого ребёнка.
Реализация дополнительной общеразвивающей программы предусматривает взаимодействие воспитателя с родителями (законными представителями) воспитанников в целях обеспечения следующих психолого-педагогических условий:
- поддержки родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семьей в образовательную деятельность;
- взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Принципы взаимодействия с семьями воспитанников
- Принцип психологической комфортности;
- Принцип деятельности;
- Принцип целостности;
- Принцип минимакса;
- Принцип вариативности;
- Принцип непрерывности;
- Принцип творчества.
Подходы к реализации Программы
Личностно-ориентированные подходы:
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, разностороннее, свободное и творческое развитие каждого ребёнка, реализация их природного потенциала, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития воспитанников.
- целостное развитие дошкольников и готовность личности к дальнейшему развитию,
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности,
- психологическая защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации,
- развитие ребёнка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, создание условий для воспитания и обучения каждого воспитанника с учётом индивидуальных особенностей его развития (дифференциация и индивидуализация).
Системно-деятельные подходы:
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования,
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности, организация детской деятельности, в процессе которой они самостоятельно делают «открытия», узнают новое путём решения проблемных задач,
- креативность - «выращивание» у воспитанников способности переносить полученные знания в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решения нестандартных задач и проблемных ситуаций,
- овладение культурой - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства, обеспечить способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать (или вести себя) в соответствии с интересами и ожиданиями других людей, социальных групп, общества и человечества в целом.
Индивидуальный подход - индивидуализация образования
- постоянное наблюдение, сбор данных о ребенке, анализ его деятельности и создание индивидуальных программ развития;
- помощь и поддержку ребенка в сложной ситуации;
- представление ребенку возможности выбора в разных видах деятельности, акцент на инициативность, самостоятельность и личностную активность.
В программе предусматривается решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.