Конспект занятия по познавательному развитию (ОО «Ознакомление с миром природы») «Секреты воды» для детей 4–5 лет

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: вода


Программное содержание:

  • Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть);
  • Уточнить значение ее для всего живого;
  • Способствовать развитию познавательного интереса; умения анализировать, делать выводы;
  • Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная;
  • Воспитывать бережное отношение к воде.

Предварительная работа:

  • чтение сказок познавательного характера («История одной Капли», «История маленького лягушонка» И.Богатыревой; «Сказка о воде» И.Урядовой; «Поэзия дождя» К.Паустовского)
  • опыты по превращению снега в воду, воды в лед;
  • беседа на тему «Где можно встретить воду?», «кто живет в воде?», «Кому нужна вода?».
  • создание 5 слайдов на изучаемую тему.
  • Работа в программе «Рower point»

Материал:

  • инвентарь: стакан с молоком, белый лист бумаги;
  • инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей), пустые стаканы, соль, сахар, зеленка, ложки;
  • эмблемы «помыл руки - плотно закрой кран»;
  • кукла Незнайка;
  • символы свойств воды.
  • ноутбук, мультимедийные проектор, слайды 5 штук.

1. Организационный момент

Воспитатель (с игрушкой Незнайкой): Ребята, я сегодня шла в детский сад и встретила Незнайку. Он сидел такой грустный. Я спросила у него, что случилось. Оказывается, он ничего не знает о воде: какой у нее цвет, запах и т.д. Я его успокоила и сказала, что мы ему поможем. Поможем? (Ответы детей). Незнайка, присаживайся на стульчик. Наши ребята еще немного знают о воде, но вместе, я уверена, мы все выясним.

2. Основная часть

Демонстрация 1 слайда (изображение воды). Презентация

Воспитатель: Ребята, так что же такое вода? (ответы детей). Вода - жидкость. Она течет. Ее можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Ее можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.

Демонстрация слайда №2 (изображение воды, переливающейся из одного стакана в другой)

Хотите, дети, попробовать перелить воду из одного стакана в другой? (ответы детей). Проходите к столам, удобно присаживайтесь.

Дети рассаживаются за свои столы.

Воспитатель: Вода - это жидкость, ее можно наливать, переливать.

А чтобы вам, ребята и Незнайка, лучше это запомнить, я приготовила вот такой символ (воспитатель показывает символ: капля).

Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода? (ответы детей). Сейчас мы это проверим. (На столе у воспитателя белый лист бумаги, стакан с молоком, стакан с водой). Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета? (ответы детей). Вода не имеет цвета, она бесцветная.

Демонстрация слайда №3 (изображение двух прозрачных сосудов, в одном из которых вода, в другом - молоко).

Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите в этом убедиться? А ты, Незнайка, хочешь? (ответы детей).

На столе у воспитателя стоят 1 стакан с водой, зеленка. Опыт проделывает только воспитатель.

Воспитатель: В воду я добавляю каплю зеленки. Давайте посмотрим, что произойдет с водой. Вода изменила свой цвет? (ответы детей). Вода может менять цвет в зависимости от того, что в нее добавили. Дети, как вы думаете: изменит вода свой цвет, если добавить в нее варенье? (демонстрируется символ «Глаз»)

Попробуйте сделать это дома. А теперь я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Дается детям кипяченая вода). Какая она? Сладкая? Соленая? Горькая? Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная.

Демонстрация слайда №4 (изображение двух сосудов: в одном - вода, в другом - сок)

(Воспитатель раздает пиалы с солью, сахаром, вареньем, ложки). Давайте проведем с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (воспитатель показывает). Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она на вкус? (ответы детей). Как вы думаете, что вы добавили воду? (ответы детей). Оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в нее добавили. (Вывешивается символ «Губы»)

Физминутка «Капельки»

Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. (Дети прыгают, играют)
Скучно им стало поодиночке прыгать.
Собрались вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (берутся за руку).
Встретились ручейки и стали большой рекой (капельки соединяются в одну цепочку).
Плывут капельки в большой реке, путешествуют (ходьба змейкой держась «паровозом»).
Текла-текла речка и попала в большой пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу).
Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка просила домой вернуться.
А тут как раз солнышко пригрело (появляется «солнышко» ребенок или взрослый в маске «солнышка» и танцует).
Стали капельки легкими, потянулись вверх, вернулись к маме тучке (дети подбегают к воспитателю).

Демонстрация слайда № 5 (изображение прозрачного стакана с водой, которого нюхает ребенок).

Воспитатель: А теперь, дети, понюхайте воду. Пахнет ли вода? Вода ничем не пахнет, она без запаха.

Мы с вами узнали, что вода может изменить цвет, вкус. А может ли она изменить запах? Как вы думаете? (ответы детей). Вода ничем не пахнет, у нее нет запаха. (Демонстрируется символ «Нос»). Воспитатель предлагает детям понюхать питьевую воду в своих стаканчиках.

А сейчас я предлагаю вам, ребята, пройти на стульчики. Садись и ты, Незнайка.

Мы сегодня много говорили о воде, много о ней узнали. Но давайте Незнайке расскажем, для чего вода нужна и кому? (ответы детей).

Вода нужна человеку, растениям, животным, птицам. Земля наша и все живое на ней без воды погибнут. Воду и в реках, и в морях нужно беречь и охранять, чтобы не случилось беды.

Молодцы, ребята! Ну что, Незнайка, узнал что-нибудь интересное о воде сегодня?

Незнайка: Да, конечно! Только это очень трудно запомнить.

3. Итог

Воспитатель: А ребята тебе еще раз напомнят. Слушай и запоминай (с опорой на символы): вода - это жидкость («Капля»: ее можно налить, перелить, вылить), вода - бесцветная(«Глаз»), вода - безвкусная («Губы»), вода не имеет запаха («Нос»); вода не имеет формы («Ладонь»).

Незнайка: Вот спасибо вам, дети! Теперь я все-все знаю о воде!

Воспитатель: а ты знаешь, Незнайка, что воду нужно беречь? Когда моешь руки, нужно сразу закрывать кран.

Незнайка: а зачем ее беречь? Воды-то вон сколько много!

Воспитатель: Воды много, но для умывания, приготовления еды необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому нужно беречь, плотно закрывать кран. А чтобы ты, Незнайка, не забыл про это, вот тебе памятка-напоминание «Помыл руки - плотно закрой кран».

Незнайка: Спасибо большое, теперь я ни за что не забуду, что кран нужно всегда плотно закрывать.

Воспитатель: Ребята, давайте, и мы у себя в умывальной комнате повесим такие же памятки. Согласны? (ответы детей). (Дети вместе с воспитателем приклеивают над раковинами эмблему).

Дети прощаются с Незнайкой, Незнайка уходит.