Проблемное обучение на уроках физики

Разделы: Физика, Общепедагогические технологии

Класс: 7


Основное различие между проблемным и традиционным обучением усматривают в целях и принципах организации учебного процесса. Цель проблемного обучения - усвоение не только основ науки (как в сложившемся типе обучения), но и самого процесса получения знаний и научных фактов, развитие познавательных и творческих способностей школьника.

При проблемном обучении я, излагая материал и объясняя наиболее сложные понятия, систематически создаю на уроке проблемные ситуации и организую учебно-познавательную деятельность школьников так, что они на основе анализа фактов, наблюдения явлений самостоятельно делают выводы и обобщения, формулируют правила, понятия, законы, применяют имеющиеся у них знания в новой ситуации.

Таким образом, проблемное обучение начинается с создания проблемной ситуации - главного средства активации мыслительной деятельности школьников и проходит затем основные этапы: формирование проблемы, нахождение способов ее решения, решение проблемы, формулирование выводов, подведение итогов.

Нередко одна и та же проблема может быть поставлена различными способами. Интерес и познавательная активность учащихся будут зависеть от того, как ставится проблема, каким путем учащиеся «вводятся» в проблемную ситуацию.

Проблемные ситуации на уроках физики создаются путем опоры на жизненный опыт учащихся, благодаря чему они в процессе собственной деятельности находят возможность использовать получаемые знания для решения учебных задач. Здесь мы имеем возможность подбором соответствующих примеров обогатить жизненный опыт учащихся.

Используя противоречия между имеющимися у учащихся представлениями о каком-либо явлении и действительным его содержанием, учитель создает проблемную ситуацию специальными методическими приемами:

  • столкновением учащихся с жизненными явлениями, фактами, требующими теоретического обоснования;
  • созданием жизненной ситуации путем организации практической работы учащихся. Учащиеся от наблюдения конкретного явления самостоятельно приходят к обобщениям;
  • побуждением учащихся к анализу жизненных явлений с целью выдвижения проблемного вопроса.

Сегодня я приведу пример проблемных ситуаций из курса физики, на данном этапе мне помогают математические знания учащихся за курс 5-6 класса.

Пример 1: В сознательно подобранных задачах на нахождение скорости, получаем ответы 10 м/с, 20 м/с. Начинаю задавать вопросы про знаки ограничения скорости на дорогах (40 км/ч, 80 км/ч). Создаю проблему перевода единиц измерения.

Пример 2: При решении задач на плотность, прошу детей принести фотографии упаковки растительного масла или любого другого жидкого продукта. Как правило, объем указан в мл. Математические знания помогают им перевести объем в литры, а нам нужны м3. Снова создается проблема жизненного плана.

Пример 3: При изучении темы «Вес тела», задаю вопрос «Сколько вы весите?», а потом создаю проблему - вес - это сила, а сила измеряется в Ньютонах, так правильно ли они отвечают мне на вопрос? Начинаем искать правильный ответ на поставленный вопрос.

И таких жизненных проблемных ситуаций можно приводить очень много. Детям становится интересно найти ответ, а это и есть главная задача проблемного обучения - заинтересовать современного ребенка.