Цель: углубить и расширить знания детей о народах Севера, их быте и деятельности.
Задачи:
- развивать любознательность и интерес к особенностям жизни народов Севера;
- воспитывать уважение к малым народам, проживающим на севере нашей страны;
- побуждать детей изучать жизнь и быт других народностей проживающих на территории РФ.
Оборудование: проектор, презентация, географическая карта РФ, маленькие мячи жёлтого и красного цвета, 2 корзины.
1. Вводная часть
Воспитатель читает стихотворение чукотской писательницы А.Кымытваль «На коньках по океану».
На коньках по океану
Мы катаемся зимой,
Если только нет бурана
И не гонят нас домой.
Ни фонариков весёлых,
Ни скамеек на катке…
В синей дымке ледоколы
Проплывают вдалеке.
Но зато для детворы
Светят с берега костры:
Это деды ждут внучат,
Курят трубки и молчат.
Ребята, как вы думаете, о каком крае идёт речь в стихотворении? Где живут эти ребята, что могут кататься на коньках по океану? (Ответы детей)
Конечно, там, где холодно так, что замерзает, даже океан. На крайнем Севере. А, что за океан вы догадались? (ответы детей) Верно, ребята, Северный Ледовитый океан, омывает эти края. Давайте мы найдем Северно-Ледовитый океан на карте! (воспитатель показывает его на карте).
2. Основная часть
Вдоль берегов Северного Ледовитого океана на тысячи километров в длину и сотни километров в ширину тянется безлесная полоса тундры.
(Воспитатель показывает местоположение тундры на карте; затем демонстрирует 1 слайд)
Слово «Тундра» пришло к нам из финского языка, что обозначает «безлесная» равнина. Это северная суровая земля - вечная мерзлота, которая никогда не оттаивает на значительную глубину. Что мы видим на слайде? (снег, ровная поверхность, растительности очень мало). Зима наступает в тундре уже в сентябре быстро и внезапно; почва тотчас же сковывается морозом, замерзают и растения. Дуют сильные ветры. Солнце низко стоит на горизонте. Его лучи плохо согревают землю. К середине зимы солнце уже совсем не показывается на горизонте. Наступает длинная полярная ночь. Неделями бушуют вьюги. Сильные морозы сковывают природу. Мелкие реки промерзают до дна. Нередко термометр показывает 40, 50, а то и 60 градусов ниже нуля. Весна. Весной быстро, словно по взмаху волшебной палочки всё оживает. Многие растения торопятся зацвести, образовать плоды и семена. Ведь через три месяца снег снова укроет землю. Лето резко обрывается. В тундре очень короткое лето, и температура воздуха даже в самые тёплые дни редко поднимается выше 5-10 гр. С. Постоянно дуют сильные ветры, воздух всегда насыщен влагой.
На Севере и только зимой можно увидеть одно из самых красивых природных явлений - северное сияние. Небо вдруг озаряется и вспыхивает миллионами огней. (Слайд 2). Северное сияние -красивое небесное свечение, внезапно появляющееся и точно так же внезапно исчезающее. В один миг появляются бегущие цветные лучи и полосы, или на небе вспыхивает многоцветный пульсирующий занавес. Северное сияние появляется, когда на Солнце происходят взрывы. К Земле устремляются заряженные энергией частицы. Достигая нашей атмосферы, они сталкиваются с разряженными частицами газов - кислорода и азота, и заставляют их светиться.
Проживает там много разных северных народностей: ханты, манси, эвенки, ненцы, чукчи, долганы, коряки, эскимосы. Но их по какой - то причине называют малыми народами.
Ребята, а вы не догадываетесь почему? (ответы детей)
Конечно, потому численность этих народов очень маленькая. В одном только нашем городе проживает миллион человек, а этих народов всех вместе всего 300 тысяч.
Ребята, сейчас предлагаю вам отгадать загадки, и узнать что- то интересное.
Шкуры, жерди. Строим дом.
Помогают все кругом.
Применив смекалку, ум
В тундре возвели мы. (чум)
Демонстрация 3 слайда.
Эвенки, ненцы живут в чумах из жердей, покрытых оленьими шкурами и берестой. Посреди чума разжигается костёр, для приготовления пищи и обогрева, дым от костра выходит, через специальное отверстие в центре чума. Но, когда огонь гаснет, в чуме становится очень холодно, поэтому в чумах спят одетыми, либо в тёплых меховых мешках.
На Чукотке у народов северного ранга
Домом называется круглая. (яранга)
Демонстрация 4 слайда
Яранга национальное жилище народов Чукотки - коряков, юкагиров, чукчей и имеет некоторое сходство с чумом. Но яранга делится на две зоны - холодную у входа и тёплую, за пологом из оленьих шкур. В тёплой спят и готовят еду, она освещается жировой лампой. А в холодной зоне, у входа, хранятся вещи, припасы, заготовки на зиму.
Эскимосский дом, нора.
И пока кругом пурга
Ни за что я не покину
Этот снежный тёплый. (иглу)
Демонстрация 5 слайда
Например, эскимосы живут в снежных домах - иглу. Они строят их из снежных блоков в форме полусферы. Затем внутрь помещают жировую лампу, снег начинает подтаивать, и вся поверхность стен покрывается крепким льдом. Остаётся только развесить шкуры и можно жить.
Ребята, вот в таких жилищах проживают народы севера.
Давайте немного разомнёмся.
Физминутка «В тундре»
Тундра, тундра, низкий лес. (Рывки согнутыми в локтях руками, затем руки на поясе наклоны в стороны)
Снег до самых, до небес! (Подняться на носочках, вытянуть руки вверх, и медленно опускать руки по сторонам)
Правит нартами каюр, (вытянуть руки вперёд, ладонями вниз, присесть; подтянуть руки к груди, выпрямиться, сжимая кулаки)
Мчит в ярангу он свою. (вытянуть руки вперёд, ладонями вниз, присесть; подтянуть руки к груди, выпрямиться, сжимая кулаки)
Нарты полные добра, (Подняться на носочках, вытянуть руки вверх, и медленно опускать руки по сторонам)
Будет рада детвора! (прямые руки вверху, быстрые вращения кистями рук)
Все северные народы ведут кочевой или полукочевой образ жизни. Это значит, что они не живут на одном месте, а постоянно передвигаются. И помогают им в этом, в первую очередь, олени и собаки. Демонстврация 6 слайда. Их запрягают в лёгкие сани - нарты, таким образом они перевозят разобранные жилища и вещи своих хозяев. Управляет такой упряжкой - каюр. А делает он это при помощи длинного шеста - хорея.
Чем же занимаются народы Севера? Как вы думаете? (ответы детей).
Демонстрация 7 слайда. Одни народы разводят большие стада оленей для торговли, а также для получения мяса, молока, шкур. Люди с такой профессией называются оленеводы. Оленей также используют как транспорт. Олени очень быстро бегают, не проваливаются в снегу.
Другие (демонстрация 8 слайда) - охотятся на песца, медведя, моржа. Как можно назвать этих людей? (охотники)
Третьи, (демонстрация 9 слайда) отличные рыболовы - они ловят такую рыбу как чир, мускун, нельму, белорыбицу, а также, щуку, карася, язя.
Охотой и рыболовством в основном занимаются мужчины, а женщины и дети собирают ягоды. Да-да, на Севере произрастают ягоды (Демонстрация 10 слайда). А именно: морошку, голубику, бруснику, клюкву и разные съедобные травы: дикий щавель и лук, молодые листочки карликовой ивы.
Ребята, а давайте немного поиграем. Для этого нужно разделиться на две команды. (Воспитатель делит детей на две команды). Представьте себе, что вы очутились на Севере, а родители вас отправили собирать ягоды, одних - морошку, других - бруснику.
Игра под музыку «Увезу тебя я в тундру» На полу рассыпаны шарики (ягоды), стоят две корзины.
Задание: Чья команда быстрее соберет шарики (ягоды). Одна команда собирает красные (брусника), другая - желтые (морошка). Игра повторяется два раза.
Ребята, а как вы думаете, замерзают ли жители Крайнего Севера в своей одежде? Демонстрация 11 слайда.
Северные народы носят меховую одежду. Но называется она не шуба, а малица. Шьется из оленьего меха, мехом внутрь. Некоторые рукодельницы шьют очень красивые малицы. Обувь, шапки или капюшоны тоже из меха оленя. Вот видите, ребята, олень не только служит основным видом транспорта, но кормит и одевает северян.
3. Подведение итогов
Молодцы, ребята. А давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня? Что вас поразило особенно? (ответы детей)