Технология реализации деятельностного метода через подвижные игры как средство экологического образования учащихся начальной школы

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: подвижные игры, экологическое образование


Природа имеет свои законы развития всех живых существ, в том числе детей. Человек создан природой для физической активности, к ней прекрасно приспособлены все его органы и системы. Гармоничность физического развития имеет важное значение для детей и подростков как показатель здоровья. Здоровье нации - здоровье подрастающего поколения. Для школьника состояние здоровья - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. С учётом социальной сущности человека здоровье определяют и как «жизнь трудоспособного человека, приспособленного к изменениям окружающей среды». С давних пор игра составляет одну из основных сфер человека. Она дает ребенку возможность познавать мир, воспитывать любознательность, делает процесс обучения более интересным. Самые простые подвижные игры воспитывают у ребёнка чувство коллективизма, вырабатывают волю, характер, сообразительность, самообладание, умение сдерживать свои порывы, творческую инициативу, находчивость. Они способствуют и умению быстро ориентироваться в окружающей действительности.

Формирование экологически целесообразного и здорового образа жизни, получение учащимися объективной, соответствующей их возрасту информации об экологическом окружении эффективно проводить в игровой форме. Для учащихся начальной школы разработаны подвижные игры. Такая игра, как «В осеннем лесу» проводится на школьной площадке, где учитель обращает внимание всех на красоту осеннего леса, на богатство красок, особую голубизну неба. Учитель предлагает совершить путешествие по осеннему лесу, познакомиться с его обитателями, узнать, что они делают осенью. По ходу игры дети будут превращаться в разных животных, птиц, осенние листья. (Приложение № 1). В Приложении 1 представлены подвижные игры «В осеннем лесу», «Перелет птиц», «Опавшие листья», «По грибы», «Домики», «Жизнь леса»).

Овладение знаниями о природе при помощи подвижных игр, вызывающих переживания, не могут не оказывать влияния на формирование у учащегося бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. А экологические знания, вызывающие положительную эмоциональную реакцию у учащихся, войдут в его самостоятельную игру, станут в конечном итоге ее содержанием. Таким образом, подвижные игры это специально организованный процесс, как средство экологического образования, содержание которого через выполнение двигательных действий позволяет познать окружающий мир.

Приложение № 1

1. «В осеннем лесу»

Занятие проводится в парковой зоне, школьной площадке, зале (оформить осенними листьями).

Построение. Учитель обращает внимание всех на красоту осеннего леса, на богатство красок, особую голубизну неба. Задает вопросы: «Какими красками осень покрасила поля, леса?» (красный, желтый, оранжевый); «Что можно увидеть осенью, если посмотреть на небо?» (стаи улетающих птиц); «За что люди любят осень?» (за ее красоту, богатый урожай).

Учитель предлагает совершить путешествие по осеннему лесу, познакомиться с его обитателями, узнать, что они делают осенью. По ходу игры мы будем превращаться в разных животных, птиц, осенние листья.

2. Перелет птиц

Многие птицы осенью летят на юг, мы сейчас превращаемся в перелетных птиц.

Класс делится на две-три команды. Дети командами строятся в колонны за вывесками «Север». По команде учителя (поднят вверх зеленый кленовый лист) дети разбегаются по поляне (площадке), изображая летящих птиц (машут руками, как крыльями, меняют направление бега). По другому сигналу (поднят вверх красный лист) дети строятся в колонны командами за своей вывеской «Юг». Затем по сигналу дети снова перебегают и выстраиваются за своей вывеской «Север». Игру можно повторить.

3. Опавшие листья

Используются опавшие листья (в зале - листочки, нарезанные из открыток, до 500 штук, разбрасываются по полу).

Дети стоят врассыпную по поляне (залу). О.Р.У. Учитель предлагает изображать движения животных и птиц. Выполняются 3-4 упражнения за учителем. По команде «Сбор листьев!» дети собирают опавшие листья, 15-20 сек. Собравший больше листьев выигрывает.

По команде «Разойдись!» дети разбегаются по поляне и все дружно (по команде учителя) подбрасывают листья вверх, как можно выше.

Выполняются 3-4 упражнения имитирующие движения животных и птиц. По команде «Сбор листьев!» дети собирают листья, кто больше.

4. По грибы

Некоторые звери заготавливают грибы на зиму (ежи, белки). Мы сейчас будем бегом переносить грибы (изготовленные из дерева, или нарисованные на картоне). Грибы нужно переносить по одному от одной линии к другой. Расстояние между линиями 9-10 м.

Рассказать и показать, как правильно бежать, выполнять остановку, поворот, брать гриб, для того чтобы собрать быстрее.

Чертятся две линии. К одной из них подходят дети, на другую напротив каждого ученика раскладываются по три гриба. По команде «Марш!» дети бегут и переносят грибы к своей линии (в домик). Отметить тех, кто выполнил задание правильно и быстро. Повторить игру.

5. Домики

Выбирается водящий - Волк. На площадке лежат 10-12 обручей. В каждый обруч встают два ученика, взявшись за руки. По сигналу Волка (свистку) дети должны из одного обруча, не отпуская рук, перебежать в другой. Все меняют свои домики, а Волк старается кого-нибудь поймать. Если даже до одного игрока Волк дотронется, пара выходит из игры. Перебежки дети совершают только по сигналу Волка.

6. Жизнь леса

Каждый участник выбирает себе растение, которое ему нравится (береза, дуб, ива и т.д.) По команде все превращаются в лес и реагируют на изменение погоды и времени суток: тихий нежный ветерок, сильный холодный ветер, ураган, мелкий грибной дождик, ливень, очень жарко, ласковое солнце, ночь, град, заморозки.

Список литературы

  1. Байкова Л.А. Технология игровой деятельности. - Рязань, 1994.
  2. Гирусов Э.В. Природные основы экологической культуры. - М., 1989.
  3. Иванов Ю.И., Михайлова Э.И. Играйте на здоровье. - М., 2001.
  4. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. - М., 2004.
  5. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. - М., 2005.