Использование технологии коллективной творческой деятельности в работе с детским хоровым коллективом

Разделы: Музыка, Дополнительное образование


Технология коллективной творческой деятельности подразумевает организацию совместной творческой деятельности обучающихся по воплощению в жизнь коллективного творческого дела.

Цель технологии: выявление и развитие творческих способностей обучающихся, приобщение их к совместной творческой деятельности с выходом на конкретный результат; воспитание общественно-активной творческой личности.

Использование данной педагогической технологии на занятиях способствует развитию отношений между обучающимися, развитию эмоциональной сферы детей, их творческому развитию; открывает широкие возможности для объединения детей, обладающих самыми разными умениями, знаниями, навыками; позволяет каждому ребенку испытать радость успеха.

Хоровое пение имеет ряд особенностей, и основной из них является то, что хоровое искусство - искусство коллективное, поэтому использование технологии коллективной творческой деятельности на занятиях хорового класса более чем актуально.

Работа с детским хоровым коллективом включает в себя хоровое обучение детей, музыкальное воспитание обучающихся и исполнительство. Коллективный принцип пронизывает все эти аспекты, соответственно технология коллективной творческой деятельности должна широко применятьсяв каждом из них.

Формирование, развитие, совершенствование вокально-хоровых умений и навыков обучающихся, таких как унисон, цепное дыхание, ансамбль, строй просто невозможно без использования данной технологии. Согласованность во всех элементах хоровой звучности можно достичь только в том случае, когда каждый хорист соподчиняет звучность своего голоса звучности хоровой партии, общему звучанию хора, т.е. ощущает себя не солистом, а звеном единого целого организма - творческого коллектива.

Хоровое пение - искусство массовое. Это значит, что чувства, идеи, заложенные в словах и музыке, выражаются не одним человеком, а массой людей. Таким образом, коллективная природа хорового исполнения делает его ценнейшим средством воспитания обучающихся. Через хоровую деятельность происходит приобщение детей не только к музыкальной, но и к общечеловеческой культуре; коллективное пение - это прекрасная психологическая, нравственная и эстетическая среда для формирования лучших человеческих качеств. Использование на хоровых занятиях технологии коллективной творческой деятельности способствует воспитанию в обучающихся чувства товарищества, взаимопомощи, поддержки; объединяет нравственные и творческие устремления певцов, направляет их в единое русло; воспитывает хоровой коллектив коллективом единомышленников.

Исполнительская деятельность - важнейшая сторона жизни детского хорового коллектива. Она является логическим завершением всей репетиционнойработы и занимает особое место в учебно-воспитательном процессе. Хоровое пение предусматривает коллективное исполнение художественных произведений. Это подразумевает то, что большая группа людей объединена одной идеей, подчинена единому художественно-исполнительскому замыслу. В хоровом исполнении это проявляется в сотворчестве певцов, дирижера и концертмейстера, которые выступают единым организмом - создателем, творцом художественных ценностей, просветителем и воспитателем художественного вкуса слушательской аудитории.

Исполнительская деятельность детского хорового коллектива - это конкретный результат совместной творческой деятельности обучающихся, это конкретный результат использования технологии коллективной творческой деятельности.

Помимо этого, результатами использования технологии коллективной творческой деятельности на хоровых занятиях являются: сплочение коллектива; приобретение детьми опыта совместной творческой деятельности; повышение интереса к занятиям; формирование коммуникативных навыков обучающихся, формирование культуры общения.

Список используемой литературы

  1. Аверина Н.В. Методика работы с детским хором / Н.В.Аверина. - М.: Дека-ВС, 2018. - 75 с.
  2. Дмитриевский Г.А. Хороведение и управление хором / Г.А.Дмитриевский. - СПб.: Планета музыки, 2019. - 221 с.
  3. Живов В.Л. Хоровое исполнительство. Теория, методика, практика / В.Л.Живов. - М.: Владос, 2017. - 270 с.
  4. Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детскими вокально-хоровыми коллективами / М.С.Осеннева, В.А.Самарин, Л.И.Уколова. - М.: ACADEMIA, 2017. - 237 с. Роганова И. Современный хормейстер. Сборник методических статей. Выпуск 1 / И.Роганова. - СПб.: Композитор, 2019. - 205 с.
  5. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором / Г.П.Стулова. - СПб.: Композитор, 2019. - 184 с.
  6. Чесноков П.Г. Хор и управление им. Пособие для хоровых дирижеров / П.Г.Чесноков. - М.: Музыка, 1961. - 279 с.