Возрастная группа: подготовительная группа.
Цель: расширение представлений об окружающем мире через выполнение заданий различной направленности и экспериментальную деятельность.
Задачи:
Образовательные:
- Обогащать знания детей в области географии;
- Познакомить с понятиями: «вулкан», «извержение вулкана»;
- Формировать представление детей о строении вулкана;
- Обогащать активный словарь: вулкан, лава, спящий вулкан, действующий вулкан, вулканологи и т.д.
Развивающие:
- Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;
- Развивать мышление, внимание, наблюдательность в процессе экспериментирования;
- Развивать умение слушать, отвечать на вопросы воспитателя;
- Развивать коммуникативные навыки в процессе совместной деятельности воспитанников группы.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес и стремление к познанию окружающего мира;
- Воспитывать бережное отношение к природе;
Материалы и оборудование: проектор, экран, письмо, детские книги, карта, сундук с компасом и биноклем, канат, презентация «Вулканы», метки красные и синие.
Для экспериментирования: макеты вулканов, сода, пищевой краситель, лимонная кислота, вода, фартуки.
Ход НОД
1. Организационный момент
- Ребята, я знаю, что вы любите книги. А какие книги для вас самые интересные?
- Сегодня я принесла вам вот эту книгу, в ней очень много интересного обо всем на свете. Как вы думаете, как она называется? (энциклопедия)
- Давайте заглянем в нее (воспитатель открывает книгу, и дети видят карту которая выпадает из нее)
- Ребята, что это? (карта)
2. Основная часть
2.1. Создание проблемной ситуации
- Кому и зачем нужна карта? (путешественникам, с ее помощью находят путь, направление движения)
- А вы когда-нибудь путешествовали?
- Вам помогала карта? Как?
- У нас целая карта или ее часть?
Давайте посмотрим, может в нашей энциклопедии есть остальные части (воспитатель листает книгу и находит конверт. В нём портрет капитана Флинта и послание).
Послание:
«Я - Флинт, капитан пиратского корабля,
Свои сокровища надежно спрятал!
Лежат они у самого подножья вулкана,
На карте место я отметил без обмана!
Сокровища достанутся тому, кто сможет найти и разбудить вулкан.
Желаю удачи! Капитан Флинт
2.2. Постановка цели
- Ребята, может мы попробуем найти эти сокровища?
- Напомните, что нам предстоит сделать? (разбудить вулкан)
- Что такое вулкан?
- Что значит «разбудить вулкан»?
- Какие вулканы называют «спящими»?
2.3. Проектирование решения проблемы
- Но прежде чем нам отправиться в путешествие, мы должны все узнать о вулканах (дети садятся на стулья)
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ВУЛКАНЫ»
1 СЛАЙД «Бог Вулкан» (Легенда)
«Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело; стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь. Построил он себе кузницу внутри высокой горы. Та гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносился далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел.
«Вулкан работает» - со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор все огнедышащие горы стали называть вулканами.
2 СЛАЙД «Спящие вулканы»
Когда вулканы спят, то мало отличаются от других гор. Но иногда они «просыпаются»
3 СЛАЙД «Действующий вулкан»
И тогда, начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни. А по склонам течет настоящий огненный поток - лава. Лава - это расплавленные, очень горячие камни. Температура внутри Земли так высока, что камни из твердых превращаются в жидкие.
- Ребята, напомните, какие выбросы бывают из вулкана? (пепел, лава, камни)
- А теперь посмотрим, как происходит извержение вулкана (видео)
4 СЛАЙД «Строение вулкана»
Давайте заглянем внутрь вулкана. Лава из-под земли поднимается по жерлу вулкана, и ее выброс происходит из кратера вулкана. Сам вулкан имеет форму конуса
5 СЛАЙД «Ученые-вулканологи»
Извержение вулканов угрожает жизни людей, лава разрушает здания и дороги. За жизнью вулканов постоянно следят ученые-вулканологи. С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит», а когда «проснется», чтобы предупредить людей об опасности.
6 СЛАЙД «Карта вулканов»
- Посмотрите на карту, красными кругами показаны крупные вулканы, их очень много на земле.
Вот один из них нам предстоит сегодня найти.
Теперь мы многое знаем о вулканах и можем отправляться в путь.
- Посмотрите на карту, что она нам подсказывает? (плыть на корабле и добраться до местности)
Часть карты помещается на магнитную доску
- Занимайте места на корабле и в путь!
Задание № 1
- Вот мы и добрались до берега, высаживаемся на острове. Но чтобы добраться до зеркала, нужно пройти по краю ущелья (боком, приставным шагом, держась за руки (музыка)
- Молодцы! Вот и первый привал. Перед нами зеркала и карточки с зашифрованными словами.
- Ребята, как же нам прочитать эти слова? (прочитать мы их сможем, глядя на них в зеркало)
- Разделитесь на пары и попробуйте прочитать слова. (слова: компас, остров, вулкан, океан, море, карта)
Все справились с заданием. Вот и вторая часть карты (помещаем на доску)
- Что она нам подсказывает? (идти к сундучку с вопросами)
- Идем по канатной дороге. (по канату «пяточка-носочек» (музыка)
- Вот и второй привал.
Задание № 2 «Отгадайте что находится в сундучке»
1. Это круглый, маленький предмет, помогающий путешественнику определить части света. У него есть красная стрелка, которая всегда показывает на север. (компас)
2. Этот прибор держат в руках, он нужен для рассматривания далеких предметов, чтобы они стали ближе. (бинокль)
- Чтобы дойти до вулкана, мы проходим через низкую пещеру (идем по гусиному) (музыка)
2.4 Решение проблемы
- А вот и вулка! Сейчас мы попробуем его разбудить (дети подходят к макетам вулканов, надевают фартуки, и под руководством воспитателя проводят эксперимент).
- Молодцы!
- Капитан Флинт говорил о сокровищах, спрятанных у подножья вулкана, вот они! (воспитатель достает сундук, предлагает открыть после возвращения в д/с)
Возвращение на корабле (под музыку)
3. Подведение итогов
- Вот мы и снова в детском саду.
- Что нового вы узнали во время нашего путешествия?
- Что особенно запомнилось?
- Удалось ли выполнить задание?
- Какое задание было самым трудным? (индивидуально)
(Воспитатель открывает сундук, в котором находятся ракушки, монеты, энциклопедия и пиратские метки двух цветов (красные и синие).
Дети оценивают свою работу при помощи меток.