Занятие по формированию целостной картины мира с элементами экспериментирования "Путешествие за сокровищами Флинта"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Возрастная группа: подготовительная группа.

Цель: расширение представлений об окружающем мире через выполнение заданий различной направленности и экспериментальную деятельность.

Задачи:

Образовательные:

  • Обогащать знания детей в области географии;
  • Познакомить с понятиями: «вулкан», «извержение вулкана»;
  • Формировать представление детей о строении вулкана;
  • Обогащать активный словарь: вулкан, лава, спящий вулкан, действующий вулкан, вулканологи и т.д.

Развивающие:

  • Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;
  • Развивать мышление, внимание, наблюдательность в процессе экспериментирования;
  • Развивать умение слушать, отвечать на вопросы воспитателя;
  • Развивать коммуникативные навыки в процессе совместной деятельности воспитанников группы.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес и стремление к познанию окружающего мира;
  • Воспитывать бережное отношение к природе;

Материалы и оборудование: проектор, экран, письмо, детские книги, карта, сундук с компасом и биноклем, канат, презентация «Вулканы», метки красные и синие.

Для экспериментирования: макеты вулканов, сода, пищевой краситель, лимонная кислота, вода, фартуки.

Ход НОД

1. Организационный момент

- Ребята, я знаю, что вы любите книги. А какие книги для вас самые интересные?

- Сегодня я принесла вам вот эту книгу, в ней очень много интересного обо всем на свете. Как вы думаете, как она называется? (энциклопедия)

- Давайте заглянем в нее (воспитатель открывает книгу, и дети видят карту которая выпадает из нее)

- Ребята, что это? (карта)

2. Основная часть

2.1. Создание проблемной ситуации

- Кому и зачем нужна карта? (путешественникам, с ее помощью находят путь, направление движения)

- А вы когда-нибудь путешествовали?

- Вам помогала карта? Как?

- У нас целая карта или ее часть?

Давайте посмотрим, может в нашей энциклопедии есть остальные части (воспитатель листает книгу и находит конверт. В нём портрет капитана Флинта и послание).

Послание:

«Я - Флинт, капитан пиратского корабля,
Свои сокровища надежно спрятал!
Лежат они у самого подножья вулкана,
На карте место я отметил без обмана!
Сокровища достанутся тому, кто сможет найти и разбудить вулкан.
Желаю удачи! Капитан Флинт

2.2. Постановка цели

- Ребята, может мы попробуем найти эти сокровища?

- Напомните, что нам предстоит сделать? (разбудить вулкан)

- Что такое вулкан?

- Что значит «разбудить вулкан»?

- Какие вулканы называют «спящими»?

2.3. Проектирование решения проблемы

- Но прежде чем нам отправиться в путешествие, мы должны все узнать о вулканах (дети садятся на стулья)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ВУЛКАНЫ»

1 СЛАЙД «Бог Вулкан» (Легенда)

«Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело; стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь. Построил он себе кузницу внутри высокой горы. Та гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносился далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел.

«Вулкан работает» - со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор все огнедышащие горы стали называть вулканами.

2 СЛАЙД «Спящие вулканы»

Когда вулканы спят, то мало отличаются от других гор. Но иногда они «просыпаются»

3 СЛАЙД «Действующий вулкан»

И тогда, начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни. А по склонам течет настоящий огненный поток - лава. Лава - это расплавленные, очень горячие камни. Температура внутри Земли так высока, что камни из твердых превращаются в жидкие.

- Ребята, напомните, какие выбросы бывают из вулкана? (пепел, лава, камни)

- А теперь посмотрим, как происходит извержение вулкана (видео)

4 СЛАЙД «Строение вулкана»

Давайте заглянем внутрь вулкана. Лава из-под земли поднимается по жерлу вулкана, и ее выброс происходит из кратера вулкана. Сам вулкан имеет форму конуса

5 СЛАЙД «Ученые-вулканологи»

Извержение вулканов угрожает жизни людей, лава разрушает здания и дороги. За жизнью вулканов постоянно следят ученые-вулканологи. С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит», а когда «проснется», чтобы предупредить людей об опасности.

6 СЛАЙД «Карта вулканов»

- Посмотрите на карту, красными кругами показаны крупные вулканы, их очень много на земле.

Вот один из них нам предстоит сегодня найти.

Теперь мы многое знаем о вулканах и можем отправляться в путь.

- Посмотрите на карту, что она нам подсказывает? (плыть на корабле и добраться до местности)

Часть карты помещается на магнитную доску

- Занимайте места на корабле и в путь!

Задание № 1

- Вот мы и добрались до берега, высаживаемся на острове. Но чтобы добраться до зеркала, нужно пройти по краю ущелья (боком, приставным шагом, держась за руки (музыка)

- Молодцы! Вот и первый привал. Перед нами зеркала и карточки с зашифрованными словами.

- Ребята, как же нам прочитать эти слова? (прочитать мы их сможем, глядя на них в зеркало)

- Разделитесь на пары и попробуйте прочитать слова. (слова: компас, остров, вулкан, океан, море, карта)

Все справились с заданием. Вот и вторая часть карты (помещаем на доску)

- Что она нам подсказывает? (идти к сундучку с вопросами)

- Идем по канатной дороге. (по канату «пяточка-носочек» (музыка)

- Вот и второй привал.

Задание № 2 «Отгадайте что находится в сундучке»

1. Это круглый, маленький предмет, помогающий путешественнику определить части света. У него есть красная стрелка, которая всегда показывает на север. (компас)

2. Этот прибор держат в руках, он нужен для рассматривания далеких предметов, чтобы они стали ближе. (бинокль)

- Чтобы дойти до вулкана, мы проходим через низкую пещеру (идем по гусиному) (музыка)

2.4 Решение проблемы

- А вот и вулка! Сейчас мы попробуем его разбудить (дети подходят к макетам вулканов, надевают фартуки, и под руководством воспитателя проводят эксперимент).

- Молодцы!

- Капитан Флинт говорил о сокровищах, спрятанных у подножья вулкана, вот они! (воспитатель достает сундук, предлагает открыть после возвращения в д/с)

Возвращение на корабле (под музыку)

3. Подведение итогов

- Вот мы и снова в детском саду.

- Что нового вы узнали во время нашего путешествия?

- Что особенно запомнилось?

- Удалось ли выполнить задание?

- Какое задание было самым трудным? (индивидуально)

(Воспитатель открывает сундук, в котором находятся ракушки, монеты, энциклопедия и пиратские метки двух цветов (красные и синие).

Дети оценивают свою работу при помощи меток.