Синдро́м дефици́та внима́ния и гиперакти́вности (англ. attention deficit hyperactivity syndrome), аббр. СДВГ, расстро́йство внима́ния с гиперакти́вностью или гиперакти́вное расстро́йство с дефици́том внима́ния (англ. attention deficit hyperactivity disorder, аббр. ADHD) - психическое, поведенческое расстройство, начинающееся в детском возрасте. Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность.
В вашем классе есть ученики с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, а вы не знаете, как их поддержать? Многие страны мира сегодня следуют политике социальной и образовательной инклюзии для учащихся с СДВГ. Это означает, что все больше и больше учащихся с ограниченными возможностями здоровья попадают в общеобразовательные классы. Многие учителя не считают, что их педагогическое образование подготовило их к включению учащихся с СДВГ в учебный процесс. По моему опыту, существует несколько распространенных мифов и заблуждений, связанных с обучением учащихся с СДВГ.
Миф 1 - Чтобы знать, как обучать таких учеников, нужно быть специалистом-психологом или специально обученным учителем.
Нет, это не так. Учащимся с СДВГ нужны четкие, последовательные правила и инструкции, им нужны короткие выполнимые задания, которые дают чувство достижения, им нужно чувствовать, что учитель заботится о них и понимает их как личность, им нужно мультисенсорное представление и отработка материала. Хорошие учителя делают все это без специальных знаний об СДВГ.
Миф 2 - другие ученики в классе делают меньше успехов, когда с ними занимаются ученики с СДВГ.
Нет, это не обязательно так. Дети с синдромом дефицита внимания могут научить других детей сопереживанию, пониманию различий и другим важным социальным и учебным навыкам. Дети естественным образом понимают, что некоторым учащимся требуется больше помощи. Взрослые должны понимать это и работать с этим. Инклюзивный класс может принести пользу учащимся и обогатить их учебный опыт.
Миф 3 - учащиеся с синдромом дефицита внимания не могут изучать языки
Нет, это не правда. Изучение английского языка дает многим детям с синдромом дефицита внимания возможность освоить такие важные навыки, как умение слушать, действовать по очереди, работать с другими, проявлять внимание, замечать что-то в других людях, понимать социальный язык и выражать свое мнение. Эти навыки часто отрабатываются на занятиях по изучению английского языка, причем делать это можно в веселой, не угрожающей форме. Чтение и сочинение историй может дать учащимся возможность исследовать проблемы в безопасной, творческой форме. Изучение английского языка, таким образом, может дать учащимся с синдромом СДВГ другой опыт работы в классе.
Миф 4 - это требует много дополнительного времени и планирования
Нет. Всем учителям не хватает времени, но включение учащихся с синдромом дефицита внимания в ваш класс не должно требовать дополнительного планирования. Оно включает в себя планирование с учетом различных стилей обучения, размышления об интересах и сильных сторонах ваших учеников, включение некоторых вариаций типа заданий и тщательное представление работы. Однако такое планирование улучшит обучение всех учеников в вашем классе.
Миф 5 - учитель не может "исправить" проблему ученика, поэтому я ничего не могу сделать.
Определенно неправда. Ученик не нуждается в "исправлении". Этот тип мышления рассматривает трудности ученика с медицинской точки зрения, предполагая, что ученик каким-то образом "сломан" и нуждается в исправлении. Чтобы создать инклюзивное общество, нам всем необходимо больше узнать о трудностях и различиях других людей. Учителя могут многому научиться у учеников с синдромом дефицита внимания, и школам необходимо научиться адаптировать свое преподавание и менталитет, чтобы способствовать инклюзии. Например, вместо того, чтобы искать специалиста для работы с ребенком, специалист может помочь с обучением учителей, чтобы они лучше понимали, как работать с ребенком.
Некоторые советы для инклюзивного класса
1. Видеть ученика, а не ярлык. Учащиеся с СДВГ - это люди с индивидуальностью. Каждый человек с дислексией, например, не одинаков. Учащийся может быть интровертом, экстравертом, творческим, не творческим, с чувством юмора, без чувства юмора, музыкальным, не музыкальным и т.д. Узнайте учащегося.
2. Поощряйте и постоянно используйте в классе мероприятия, развивающие сочувствие и понимание. Например, многие виды деятельности в СДВГ предполагают угадывание или вспоминание чего-то о своем партнере, поиск общих или разных вещей. Используйте этот вид языковой деятельности.
3. Создайте учебный контракт, в котором четко прописана инклюзивная этика. Например, установите правила, в которых четко сформулированы основные ценности вашего класса, такие как:
- Мы помогаем друг другу
- Мы прислушиваемся друг к другу
- Мы понимаем, что каждый человек уникален.
4. Предоставляйте учащимся возможность представлять и практиковать язык разными способами и в разных смыслах.
5. Развивайте систему наставничества или приятельства, когда учащиеся помогают друг другу и делятся навыками.
6. Тщательно продумайте, как вы даете инструкции. Делайте их четкими, краткими, давайте их пошагово. Давайте их в том порядке, в котором вы хотите их выполнить, и очень просто. Избегайте секвенсоров. Например, скажите "посмотрите на доску, откройте книги", а не "прежде чем открыть книги, посмотрите на доску". Проверьте, приведя пример и получив пример от учеников.
7. Используйте позитивный язык в классе. Говорите то, что вы хотите, чтобы учащиеся делали, а не то, что вы не хотите, чтобы они делали. Например, скажите "Посмотрите на доску", а не "Не оборачивайтесь".
8. Используйте визуальные средства для закрепления правил и распорядка. Заведите набор картинок, изображающих различные части урока - слушание (слух), говорение (рот), письмо (ручка), чтение (книга), и поместите их на доске в начале урока, чтобы показать порядок дня.
9. Подумайте о потребностях ваших учеников и составьте план рассадки. Например, учащимся с нарушением слуха нужно сидеть рядом с учителем, а учащимся с СДВГ - подальше от отвлекающих факторов, таких как окна и радиаторы.
10. Не бойтесь спрашивать других людей, родителей/воспитателей, других специалистов и, прежде всего, ученика. Они знают, что работает.
Пусть это будет совместное обучение, а не страх.