Портфолио как метод оценивания развития критического мышления на уроках химии

Разделы: Химия, Общепедагогические технологии, Профессия — педагог

Классы: 7, 8, 9, 10, 11


Российского образования в качестве одной из задач выдвигает формирование человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира. Поэтому педагогу необходимо использовать новые методы и формы обучения, которые станут инструментом, позволяющим организовать учебный процесс, связанный с развитием критического мышления.

Обучение критическому мышлению - сложная задача. Существуют конкретизированные условия и подходы, способствующие развитию критического мышления:

  • ученики должны иметь время и возможность практики в критическом мышлении;
  • необходимо принимать во внимание разнообразные идеи и мнения учащихся;
  • в классе создается атмосфера, в которой нет места насмешкам, иронии над чьим-либо мнением;
  • учитель верит в способности каждого ученика, поощряет в ходе учебного процесса.

Технология критического мышления - технология, позволяющая каждому ребенку оценивать критически себя, свой труд и работу своих одноклассников. Оценивание - это не способ для выставлении в конце урока оценки, а способ замотивировать ученика в его возможностях, которые он показал на уроке.

Портфолио - это один методов оценивания развития критического мышления на уроках химии, которое для учащегося будет являться «организатором» его учебной деятельности, а для учителя - средством обратной связи и инструментом оценочной деятельности.

В литературе мы можем найти разные определения портфолио: «Портфолио - это портфель работ учащихся, который связывает отдельные аспекты их деятельности в более полную картину, «Портфолио - нечто большее, чем просто папка работ учащихся; это спланированная заранее индивидуальная подборка достижений учащихся». В своей работе мы используем оба подхода, поскольку учебный портфель - это и набор материалов, которые учащийся собирает по ходу работы над темой, и «накопитель» достижений - грамот, сертификатов, поздравлений, отличных контрольных работ и пр. Поэтому портфолио можно рассматривать в качестве модели индивидуального образовательного маршрута.

В зависимости от того, с какой целью собирается портфолио и в чем состоят особенности его содержания, можно выделить следующие виды портфолио:

Алгоритм использования метода портфолио на уроках можно представить следующим образом:

1. Мотивация.

Каждому обучающемуся должно быть понятно, зачем нужно выполнять портфолио, сможет ли он получить за него оценку, позволит ли портфолио ему получить зачет по той или иной теме.

2. Определение вида портфолио: может быть определен учителем или выбран по желанию учащегося.

3. Время работы над портфолио и сроки сдачи.

4. Общее количество разделов портфолио, из них часть - обязательные, которые должны быть у каждого, часть - по выбору учащегося.

5. Критерии оценивания: обсуждаются и определяются совместно с учащимися. Некоторые критерии должны быть обязательными и не подлежащими обсуждению, например наличие всех обязательных рубрик и т.п.

6. Способы оценивания портфолио.

Портфолио представляет собой набор материалов, структурированных определенным образом. Крупные блоки материалов называются разделы, внутри которых выделяют рубрики. Количество разделов и рубрик (а также их тематика) может быть различным и определяется в каждом отдельном случае.

На уроках химии можно использовать следующую структуру, включающую разделы «Теоретические основы», «Рабочие материалы», «Мои достижения».

«Теоретические основы» - раздел, в котором отражена информация, собирающуюся учащимся в соответствии с темой портфолио. Здесь могут находиться определения, теоретический материал по теме, алгоритмы решения учебных задач, информационные материалы, полученные от учителя, иллюстративный материал и т.д. - одним словом, все, что связано с тематикой портфолио и не является продуктом деятельности учащегося. Другими словами - это «копилка» материалов и информации, часть из которых можно использовать в работе по изучаемой теме.

«Рабочие материалы» - раздел, включающий информацию, которая была использована учеником в процессе подготовки и выполнения тех или иных заданий: таблицы, графики, схемы, тексты сообщений; творческие работы; выполненные контрольные и самостоятельные работы; краткие записи, связанные с ходом выполнения письменных работ, лабораторных и практических работа; листы, дневники наблюдений. Другими словами, данный раздел представляет собой копилку различного рода заданий и работ, выполненных автором портфолио в процессе обучения.

«Мои достижения» - заключительный раздел, содержащий работы, которые, по мнению автора портфолио, демонстрируют его прогресс в обучении. Это могут быть наиболее удачно выполненные контрольные и самостоятельные задания, отзывы учителя и учащихся о какой-либо выполненной работе, рисунки, сертификаты, грамоты. Обязательное требованием - наличие комментария к каждому материалу данного раздела, в котором ученик поясняет, почему он считает данную работу своим достижением.

Внутри разделов могут быть выделены рубрики, которые позволяют систематизировать материал, формируют структуру раздела, являются важными для данного портфолио и должны быть у каждого ученика (обязательные рубрики), а также могут свободно выбираться учеником (необязательные рубрики), что позволит индивидуализировать содержание, структуру, объем и оформление портфолио. Содержание рубрики определяется ее названием, объем - назначением материала, который в нее включается; структура и оформление - индивидуальными особенностями ученика.

Особое внимание нужно уделить оцениванию портфолио, который может быть реализован следующим образом:

  • оценивается только процесс и характер работы над портфолио;
  • оцениваются по ранее заданным критериям только отдельные части портфолио;
  • оцениваются все рубрики, а общая оценка - это как среднее арифметическое;
  • оценивается не только сам портфолио, но и качество его защиты и презентации;
  • не оценивается портфолио, учащийся сам выбирает отдельные части для презентации на итоговом уроке, что является допуском к контрольной работе/зачету/экзамену.

Критерии оценивания, предложенные учителем, лучше всего заранее обсудить совместно с учащимися. Набор критериев зависит от особенностей учебного предмета, целей его освоения, условий обучения и т.д.

Существует довольно широкий спектр способов оценивания портфолио учителем, среди них: таблица «П.С.В.» (Положительно. Советы, Вопросы); таблица «Д.В.П.» (Достоинства. Вопросы. Пожелания); таблица «И.Т.О.Г.» (Интересные, впечатляющие моменты. Темы, которые наиболее раскрыты или обоснованы. Общие советы, рекомендации. Главные выводы); трансфертный лист, отражающий мнение о портфолио, достоинства портфолио, рекомендации и основные замечания); произвольная письменная рецензия. Важно, чтобы ученик сам оценил свое портфолио. Итоги работы с портфолио, лучше всего подвести на специальном уроке - «портфолио-конференция» - с использованием различных интерактивных форм деятельности.

Наиболее приемлемым кажется использование тематических портфолио - работа над ними не растянута во времени, что позволяет сохранить интерес ребенка к работе, поддержать познавательную активность. Вместе с тем тематические портфолио являются особой и формой отчета о процессе работы по изученной теме.

Таким образом, портфолио - это открытая, динамическая система информации, которая постоянно обновляется за счет постоянной смены содержательного наполнения разделов и рубрик. Часть материалов выполненного портфолио после оценивания может уходить в архив, часть - переходить в портфолио по следующей теме. В процессе учебной работы, организованной с использованием портфолио, создаются такие условия, которые позволяют индивидуализировать процесс обучения в рамках одного класса.