Для успешного обучения детей в школе необходима подготовленность ребенка, то есть сформированность всех психических процессов: памяти, внимания, мышления, речи.
Современные коррекционно-развивающие методики настраивают на необходимость и возможность достижения нормы речевого развития детьми уже к шести годам. Предполагается, что в школу должен поступить ребенок с достаточно развитой устной речью. В ходе коррекционно-восстановительного обучения дети с нарушениями речи должны накапливать речевой материал, расширять пассивный и активный словарь, осуществлять слуховой контроль за собственной речью и оценивать ее качество.
Почему же несформированность фонематического слуха и памяти у детей с ОНР не позволяют добиться желаемого результата в процессе речевой работы?
Целью нашего исследования являлось изучение особенностей мнемической деятельности детей с общим недоразвитием речи в возрасте 5 лет, сравнительная характеристика ее с развитием памяти у детей с нормальной речью, поиск методов и приемов коррекционной работы, способствующих развитию этой деятельности.
У детей трех-четырех лет память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой задачи что-либо запомнить или вспомнить, он пока не владеет специальными способами для этого. Он запоминает то, что было интересно, ново, необычно, эмоционально значимо.
Произвольная память начинает формироваться у детей с четырех-пяти лет. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание возникают только эпизодически и проявляются в игре, при выполнении поручений взрослых, во время занятий.
В пять-шесть лет у ребенка начинает формироваться произвольность памяти.
К шести годам у ребенка возникают произвольные формы психической активности: он может целенаправленно вести наблюдение. Элементы произвольной памяти появляются с того момента, когда ребенок самостоятельно выделил задачу на запоминание.
В этот период развитие памяти является доминирующим, взрослый может обучать ребенка приемам классификации, группировки предметов и явлений, методам мнемотехники.
Память развивается в деятельности. Чем внимательнее, активнее и самостоятельнее эта деятельность, тем лучше развивается память человека.
Память - это сложный психический процесс, определяющийся как запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение индивидом его опыта.
Лучше запоминается то, что:
а) пережито человеком на собственном опыте, практически проделано и воспроизведено в громкой речи;
б) непосредственно связано с потребностями и интересами человека;
в) осмыслено и объединено единой мыслью в логически целое;
г) эмоционально насыщено.
Рассматривая взаимосвязь и взаимовлияние памяти и речи, возникает вопрос: какие особенности памяти отмечаются у детей с речевой патологией?
Экспериментальная группа детей с ОНР включала 10 человек. Контрольная группа детей без нарушений речи - 10 человек. Данные фиксировались в протоколе. Указанные исследования мы проводили в сравнительном плане с детьми без речевой патологии.
Эксперементальное изучение особенностей памяти детей с нарушениями речи проводилось по методикам Л.С.Выготского и С.Я.Рубинштейн в старшей логопедической группе МДОУ Детский сад N13 ГО Химки.
У детей с нормальной речью отмечена заинтересованность в выполнении задания, усердие и старательность, очень редки лишние слова, время на припоминание слов использовалось незначительное, количество запоминаемых слов постоянно росло.
У детей с общим недоразвитием речи результаты изучения показали снижение темпов развития психических процессов Дети с ОНР часто отвлекались во время проведения эксперимента, утомлялись, быстро теряли интерес к выполнению задания. Времени на припоминание слов им требовалось гораздо больше. Объем запоминания меньший. Слова удерживались в течение короткого времени. Через 10 минут, заполненных интерферирующей деятельностью большинство детей проявляли значительные трудности в воспроизведении словесного материала.
Дети с общим недоразвитием речи лучше воспроизводили картинки, часто встречающиеся им и вызывающие у них какие-либо эмоции. Легче запоминаются и более яркие картинки. Дети с ОНР, в отличие от детей с нормальной речью, часто называли лишние слова по аналогии из одной лексико-семантической группы (например, юбка вместо "платье" или "кружка" вместо "стакан" и т.д.), были слова, названные без всякой связи с картинками (например, кукла, корова). У детей с речевой патологией при воспроизведении обычно доминировали 2-3 слова, что проявлялось в неоднократном их повторении. Нами обнаружена быстрая истощаемость мнестической деятельности, низкая работоспособность детей, отмечены следующие нарушения памяти:
- у детей страдало механическое и осмысленное запоминание, недостаточность последнего была выражена особенно сильно;
- для них характерно более длительное время для припоминания и быстрое забывание;
- у большинства детей с ОНР выявлен меньший объем запоминания материала, чем у детей с нормальной речью;
- дети с общим недоразвитием речи лучше запоминают существительные и хуже глаголы и прилагательные;
- зрительная память при общем недоразвитием речи лучше, чем слуховая;
- на более быстрое запоминание оказывают внимание частота употребления слов и сложность их произношения;
- для детей с ОНР требовалась большая помощь со стороны экспериментатора.
Сопоставительный анализ объема слуховой памяти детей с ОНР и детей без нарушений речи
Сопоставительный анализ объема слуховой памяти детей с общим недоразвитием речи на материале существительных, прилагательных, глаголов
Как же развить память малыша с нарушениями речи?
Обучающий эксперимент включал серию занятий, направленных на формирование навыков опосредованного запоминания. Работа по совершенствованию мнестической деятельности проводилась в тесной взаимосвязи с речевой работой.
Данные динамического наблюдения позволили выявить у детей с ОНР «зону ближайшего развития», т.е. потенциальные возможности. Логопедическая работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, должна быть одновременно направлена на обогащение непреднамеренного запоминания, осуществляющегося в процессе мыслительных действий. Следует специально воспитывать у детей с речевой патологией умения, которые обеспечивали бы затем произвольное запоминание и воспроизведение материала в нужных условиях, причем приемами запоминания должны становиться мыслительные действия с данным материалом, то есть необходимо формировать и развивать навыки опосредованного запоминания, а также память, основанную на интеллектуальных функциях.
Мы считаем, что при обучении детей с ОНР необходимо опираться на зрительное запоминание при частой смене видов заданий, так как у детей с речевой патологией достаточно быстро теряется интерес к выполнению задания.
В частности, продуктивным оказалось использование на фронтальных, индивидуальных логопедических занятиях приемов опосредованного запоминания, плана-схемы для построения рассказов-описаний, сочетание приемов по развитию памяти и речи.
Введение этих приемов делало занятие оригинальным, вызывало у детей эмоциональный подъем и интерес к работе.
В качестве этапов реализации задания мы предлагали детям картинки-символы. Развитие памяти проводилось на материале слов, обозначающих признаки предметов по форме, цвету, вкусу, размеру, так как именно эти лексико-грамматические группы представляют для детей с ОНТ наибольшую трудность. Такой вид плана способствует лучшему усвоению словарного материала и активизации пассивного словаря, воспитывает у детей с речевыми нарушениями умения, которые в дальнейшем позволят сформировать высшую форму мнестической деятельности - логическую память.
Предлагаемый вид заданий особенно продуктивен при составлении рассказов-описаний во время работы, по расширению словаря.
Картинный план для составления рассказа-описания «Кошка»
|
|
|
|
Кроме использование картинного плана полезно на групповых и индивидуальных занятиях включать специальные задания и игры, направленные как на совершенствование механического запоминания, так и на приобретение навыков опосредованного запоминания; воспитывать у детей волевую память, ставя задачу «запомнить», необходимо научить, как можно запомнить материал, помогая детям найти оптимальные пути для осуществления этой задачи.
Такими видами задания могут стать: запоминание ряда картинок, их последовательности, запоминание ряда слов, игра «Что изменилось?», игра «Чего не стало?» и т.д.
Такое целенаправленное обучение детей с общим недоразвитием речи позволит им лучше и быстрее усвоить речевой материал, и, самое главное, навыки логического запоминания будут способствовать успешному овладению программой общеобразовательной школы.