Понятия труд и работа с позиции исторического изменения языка. Исследовательская работа по лексикологии

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (386 кБ)


Аннотация

Работа представляет результат сравнения лексем-синонимов труд и работа. Цель исследования - определить особенности значения и сочетаемости слов труд и работа с позиции исторического изменения общества и языка. Изучение дополнительной литературы, интернет-ресурсов, проведенные лингвистический анализ и эксперимент помогли проследить, как складывалось отношение к труду в обществе с древних времен до наших дней и доказать, что в современном русском языке эти слова, являясь синонимами, сохранили особенности сочетаемости и употребления в речи.

Введение

Часто в жизни мы слышим: «Труд облагораживает человека», «Трудиться всегда пригодится» и прямо противоположное: «Работа не волк - в лес не убежит», сниженное: «Дураков работа любит» или совсем грубое: «От работы кони дохнут». Невольно возникает вопрос: почему в языке существуют столь разные высказывания, характеризующие трудовую деятельность человека, и почему трудовой процесс обозначается разными словами (работа и труд)? Считаем, что данная проблема может быть интересна широкому кругу носителей русского языка, может привлечь внимание к более глубокому изучению литературы и истории народа, к бережному отношению к родному русскому языку.

Прежде чем приступить к исследованию, мы сформулировали цель, выдвинули гипотезу, составили план работы. Был собран языковой и литературный материал для наблюдения, иллюстрации явлений.

В начале исследовательской работы мы выдвинули гипотезу: В процессе социальных изменений и исторического развития языка слова труд и работа, имевшие первоначально яркие отличительные особенности, постепенно сблизились, стали ощущаться носителями языка как полные синонимы для обозначения трудовой деятельности, но всё же сохранили в современном языке особенности употребления и сочетаемости.

Гипотеза определила цель исследования - проследить, как складывалось отношение к труду в обществе с древних времён до наших дней на конкретном примере исторических изменений значения, употребления и сочетаемости лексем-синонимов работа - труд.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Собрать языковой материал для наблюдения (лексемы, фразеологизмы, пословицы и поговорки, фрагменты текстов древнерусской литературы, пропагандистские идеологические формулы 20 века, примеры из СМИ );
  2. Изучить научную литературу по лексикологии;
  3. Изучить необходимые лингвистические и энциклопедические словари;
  4. Систематизировать изученный и проанализированный материал;
  5. Сделать выводы;
  6. Оформить результаты исследования в форме доклада и презентации;

Были применены следующие методы исследования:

  • Изучение научных работ по теме;
  • Работа с лингвистическими и энциклопедическими словарями;
  • Лингвистический эксперимент;
  • Синтез полученных результатов, выводы
  • Анализ полученных данных

Практическая значимость: работа может быть использована на уроках русского языка, во внеурочной деятельности в средних и старших классах. Презентация к работе предложена в школьную медиатеку для дальнейшего использования, по материалам доклада оформлены страницы стенда русского языка «Это интересно. Из истории русского языка»

Основная часть

Особенности православного отношения к труду по данным языка

Из школьного курса русского языка мы знаем, что язык и мышление человека взаимосвязаны. Между жизнью общества и языком, которым оно говорит, существует тесная связь. Поэтому представления людей о действительности, культурные ценности, в целом устройство жизни общества становятся понятны при анализе значения и сочетаемости слов, называющих предметы и явления внешнего и внутреннего мира человека. Понятие труд относится к основным понятиям для любого общества. Для человечества труд - это основа существования, безусловная норма жизни. Оценку труда можно рассматривать не только как общественное явление, но и с точки зрения языка, фольклора, литературы. В русском языке есть два основных глагола, имеющих значение трудовой деятельности - работать и трудиться. Мы составили гнёзда однокоренных слов:

Заработать, заработок, переработаться, приработок, работа, работать, работёнка, работишка, работища, работка, работник, работница, работничек, работодатель, работяга, работящий, рабсила, работоспособность и т.д.

Перетрудиться, труд, труддисциплина, трудиться, трудовик, трудовой, трудоёмкий, трудолюбие, трудоспособный, трудотерапия, трудящиеся, труженичество, трудяга, труженик, трудоголик, утруждать, утруждаться и т.д.

В этих группах представлены лексемы, которые называют данную деятельность, отношение к ней, ее участников и определяют разнообразную эмоциональную окраску или стилистическую оценку.

Работа и труд в русском языке всегда противопоставляются безделью, развлечениям, игре. На первый взгляд, эти слова одинаковы по значению и употреблению. Но возникает вполне закономерный вопрос: почему в языке существуют данные синонимичные лексемы? в чём сходство и отличие в лексических значениях этих слов? как историческое развитие, социальные изменения отражаются на значении, сочетаемости слов работа и труд? В этой исследовательской работе попытаемся решить эти проблемы.

Изучив словари, проанализировав особенности употребления слов работа и труд выяснили, что у глагола трудитися до X века отсутствуют все значения слова «работать», а для обозначения трудовой деятельности также используется слово «делати». В Словаре старославянского языка X-XI веков (1994) все значения глагола работати взаимосвязаны и выражают подневольную работу:

  • «находиться в рабстве»,
  • «служить кому-то»,
  • «тяжело работать на кого-либо».

У глагола трудитися в этот период определяются следующие значения:

  • «прилагать усилия»,
  • «страдать, устать, изнемочь»,
  • «вести аскетический, мученический образ жизни (о монахах и праведниках)»,
  • «заботиться о ком-либо».

В Словаре русского языка XI-XVII веков (1975) у глагола работати основным значением остается «находиться в рабстве, неволе, быть рабом». Толкование же слова трудитися существенным образом изменилось. Основные значения: «работать, трудиться», «заботиться», «стараться, прилагать усилия», «страдать», «совершать подвиг».

Часто глагол трудитися используется в связи с описанием аскетической жизни монахов, православных подвижников. Об этом свидетельствуют многие памятники древнерусской житийной, церковной и светской литературы: «Поучения» преподобного Феодосия Печерского, житие преподобного Сергия Радонежского, «Наказания митрополита Даниила.

В этих произведениях труд определяется как средство спасения души человека и противопоставляется праздности и безделью. В «Поучении» Владимира Мономаха (XII в.), отразившем мировоззрение эпохи, труд - высшее мерило богоугодности человека. Интересно, что Владимир Мономах не противопоставляет физический и умственный труд; хотя физический труд для него является необходимой предпосылкой успеха в умственном. Знание облагораживает труд, делает человека уверенным и сильным. «Еже было творити отроку моему, - делится своим опытом с наследниками Мономах, - то сам есмь створил, дела на войне и на ловех, ночь и день, на зною и на зиме, не дая собе упокоя. … сам творил, что было надобе, весь наряд, и в дому своем то я творил есмь». Труд обогащает человека знанием; знание же плодит свободу, сообщает деяниям смысл и истину. Любой труд для человека - радость, а труд умственный - радость вдвойне: в нем человек обретает спокойствие духа и постигает величие Божества. В подтверждение приведём цитату из «Наказаний митрополита Даниила»: «Никтоже буде тунеядецъ, никтоже буде празденъ, праздность всем злым ходатайственна есть. Сего ради преже въ рай повелел Бог Адаме делати и рай хранити, по изгнании же оттуда въ труде и поте лица хлебъ ясти повелел ему Господь, а яже ко Адаму реченная, ко всем речена быша».

То есть труд - это не только необходимая деятельность для добывания «хлеба насущного», но и деятельность, связанная с усилием, требующая страдания, возвышающая человека. Интересно наличие в слове возвратного суффикса -ся, показывающего, что процесс направлен на себя: трудиться - «трудить себя». Таким образом, труд - это свободная, неподневольная деятельность свободного человека, норма для человеческой жизни, и именно слово трудъ, трудитися в памятниках древнерусской литературы XI-XVII вв. чаще всего употребляется для обозначения трудовой деятельности и ежедневных забот не только монахов, но и обычных людей.

Например, в отрывке из «Поучений» Феодосия Печерского читаем: «Слышали ведь, как Павел [апостол] глаголет… Кто не работает, пусть не ест».

Культура православных монастырей имела огромное влияние на древнерусскую культуру. Со времён крещения Руси русские монастыри были религиозно-трудовыми братствами, в которых на практике воплощались трудовые идеалы русского общества. Как отмечал историк В.О.Ключевский, древнерусский монастырь в XIII-XIV вв. превращался в трудовую земледельческую общину. По задачам иночества, писал В.О.Ключевский, «монахи должны питаться от своих трудов, свои труды ясти и пити, а не жить подаяниями мирян». Среди основателей и собиравшихся к ним рядовой братии пустынных монастырей встречались люди из разных классов общества - бояре, купцы, промышленники и ремесленники, иногда люди духовного происхождения, очень часто крестьяне. Монастырь под руководством деятельного основателя представлял рабочую общину, в которой занятия строго распределялись между всеми; каждый знал свое дело, и работы каждого шли «на братскую нужду».

Отношение наших предков к труду как добродетели, как к нравственному деянию ярко выразилось в памятнике русского быта и литературы XV-XVI вв. «Домострое», где создается настоящий идеал трудовой жизни русского человека - крестьянина, купца, боярина и даже князя. Все в доме - и хозяева, и работники - должны трудиться не покладая рук. Хозяйка «всегда бы над рукоделием сидела сама». Хозяин должен всегда заниматься «праведным трудом» (это неоднократно подчеркивается), быть справедливым, бережливым и заботиться о своих домочадцах и работниках. Хозяйка-жена должна быть «добрая, и трудолюбивая, и молчаливая». Слуги хорошие, чтобы «знали ремесло, кто кого достоин и какому ремеслу учен». Родители обязаны учить труду своих детей, «рукоделию - мать дочерей и мастерству - отец сыновей». «Домострой» проповедует трудолюбие, добросовестность, бережливость, порядок и чистоту в хозяйстве. Работа в хозяйстве русского человека приобретала характер сложного, многообразного ритуала, особенности которого определялись вплоть до мелочей - как мыть, тереть, сушить, скоблить, солить грибы, ухаживать за скотом и т.д. - настоящее пособие по научной организации труда русского крестьянина XVI в. (напр., гл. 32. Как порядок в избе навести хорошо и чисто).

Проведенный анализ литературных источников на предмет особенностей употребления слов труд и работа выявил, что в языке продолжается изменение значения слова труд: от наименования тяжёлых физических усилий, страдания - к обобщённому названию трудовой деятельности, сохраняя при этом духовно-нравственный смысл. Труд считался главной ценностью человеческой жизни, основой нравственности человека, благим делом, в котором главное духовное, а не материальное начало. По убеждению православных подвижников, труд преобразовывал душу человека, приближал к Божественному идеалу.

В языке происходит утрата, нейтрализация негативной оценки слова работа как рабской, недостойной, подневольной деятельности. Работа, сближаясь со словом труд, становится нейтральным обозначением обычного трудового процесса, естественного условия существования человека, его профессиональной деятельности, но сохраняет особенности значения наёмной работы - для заработка, по необходимости. В языке расширяются варианты сочетаемости этого слова, которое может уже употребляться и с неодушевленными существительными (человек работает - мельница работает). Слово труд по-прежнему употребляется только для определения человеческой деятельности.

Сравнение и анализ исторического изменения сочетаемости слов небезынтересно провести и на примерах малых форм устного русского народного творчества - поговорок и пословиц, устойчивых сочетаний.

Пословицы и поговорки со словом труд

Пословицы и поговорки со словом работа

- Землю солнце красит, а человека - труд.
- Труд человека кормит, а лень портит.
- За труд и плод земля приплод даёт.
- Умный уповает на свой труд, а глупец - на свои надежды.
- Труд всё побеждает.
- Воля и труд дивные всходы дают.
- Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
- Без труда жить - только небо коптить.
- Труд кормит и одевает.
- Где труд, там и счастье.
- Старанье и труд своё возьмут.
- Кто любит труд, того люди чтут.
- Богу молись, а сам трудись.
- Бог трудников любит.
- Терпенье и труд всё перетрут.
- Жизнь измеряется не годами, а трудами.

- Работяща как пчела.
- Работает спустя рукава.
- Работать не покладая рук.
- Работа черна, да денежка бела.
- На чужую работу глядя, сыт не будешь.
- На работушку тихонечко, а с работушки бегом.
- У кого работа, у того и хлеб.
- Кто не работает, тот не ест.
- Были бы руки, а работу дадут.
- Работа и мучит, и кормит, и учит.
- От работы не будешь богат, а будешь горбат.
- Работы столько, что куры не клюют.
- Работу с плеч, да и на печь.
- Работа не медведь, можно завтра посмотреть.
- Работа дураков любит.
- Работай до поту, так и поешь в охоту.
- Работа да руки - надёжные в людях поруки.
- У работящего в руках дело огнём горит.

Анализ содержания отобранных для наблюдения поговорок и пословиц, которые, как известно, содержат сформулированную в коротком высказывании мудрую народную мысль, ярко демонстрируют возможности сочетаемости слов, выражаемое ими оценочное отношение. Фразы со словом труд, сочетаясь с нейтральной или возвышенной лексикой, всегда несут только положительную оценку трудовой деятельности говорящим, тогда как фразы со словом работа могут сочетаться и с нейтральной лексикой, и с лексикой сниженной оценки и могут передавать и положительное, и отрицательное отношение к трудовому процессу. И теперь становится понятно, что эти особенности - отражение древнего, изначального смысла слов и их сочетаемости.

Подводя итог данной части исследования, необходимо отметить, что трудолюбие, добросовестность, старательность, которые мы отмечаем в наших предках, не просто рождались в процессе выполнения трудовых функций, а являлись итогом их богатой духовно-нравственной жизни, и это нашло отражение в значении, употреблении и сочетаемости слов труд и работа.

См. статью в полном объеме