Возраст детей: 5-6 лет.
Срок реализации - 1 год.
Актуальность программы
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено.
Cubetto - деревянный робот-игрушка предназначен для обучения детей основам визуального программирования без использования компьютера в игровой форме через цвета, формы и тактильные ощущения и способствует формированию представлений о логических принципах создания программ, пониманию причинно-следственных связей, развивает нестандартное мышление. Процесс программирования осуществляется за счет визуального моделирования и ручного конструирования кода программы из набора имеющихся деталей-блоков, уже запрограммированных на простые действия и перемещения.
Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности.
Специалисты, обладающие знаниями в этой области, востребованы. В России существует такая проблема: недостаточная обеспеченность инженерными кадрами и низкий статус инженерного образования. Поэтому необходимо вести популяризацию профессии инженера, ведь использование роботов в быту, на производстве и поле боя требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления роботами.
Детский сад - это первая ступень, где можно закладывать начальные знания и навыки в области робототехники, прививать интерес воспитанников к робототехнике и автоматизированным системам.
Новизна программы заключается во внедрении в образовательный процесс новых информационных технологий, сенсорное развитие интеллекта, который реализуется в двигательных играх, побуждающих решать самые разнообразные познавательно-продуктивные, логические, эвристические и манипулятивно - конструкторские проблемы. Важно, чтобы, пройдя все этапы обучения, ребенок приобрёл новый подход к пониманию окружающего мира, создающий особенный тип мышления - исследовательский и творческий.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что работа с образовательными конструкторами Lego, роботом-игрушкой Cubetto позволяет в форме познавательной игры узнать многие важные идеи конструирования, проектирования и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки.
Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении. Используя Cubetto - деревянного робота - игрушку, и конструкторы Lego, дети разрабатывают, конструируют, программируют. В совместной работе дошкольники развивают свои индивидуальные творческие способности, коллективно преодолевают творческие проблемы, получают важные фундаментальные и технические знания. Они становятся более коммуникабельными, развивают навыки организации и проведения исследований, что, безусловно, способствует их успехам в дальнейшем школьном образовании, в будущей работе.
Цель программы: Развитие творческих способностей, воспитание личностей, способных самостоятельно ставить перед собой задачи и решать их, находя оригинальные способы решения.
Задачи:
- Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество;
- Формировать представление о логических принципах создания программ, понимание причинно-следственных связей;
- развивать психофизические качества: память, внимание, логическое и аналитическое мышление;
- учить видеть конструкцию объекта, анализировать её основные части, их функциональное назначение;
- развивать чувство симметрии и эстетического цветового решения построек;
- развивать творческие способности и логическое мышление воспитанников;
- развивать мелкую моторику;
- закреплять знания детей об окружающем мире;
- выявить и обеспечить дальнейшее развитие одаренным, талантливым детям, обладающим нестандартным мышлением, способностями в конструктивной деятельности.
Программа по робототехнике решает и воспитательные задачи:
- воспитывает у детей интерес к техническим видам творчества;
- развивает коммуникативную компетенцию: участие в беседе, обсуждении;
- формирует навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре);
- развивает социально-трудовую компетенцию: трудолюбие, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца;
- формирует и развивает информационную компетенцию: навыки работы с различными источниками информации.
Возраст детей: 5-6 лет.
Объём и срок освоения программы: данная программа реализуется в течение 1 года, материал рассчитан на 28 занятий.
Особенности организации деятельности детей: осуществляется в соответствии с перспективным тематическим планом в старшей группе, а также индивидуально.
Режим, периодичность и продолжительность: Деятельность детей организуется один раз в неделю во второй половине дня продолжительностью не более 25 минут.
Принципы, положенные в основу программы:
- принцип систематичности и последовательности: постановка задачи воспитания и развития детей в логике от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
- принцип постепенности и цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением и расширением от возраста к возрасту;
- принцип оптимизации и гуманности совместной деятельности;
- принцип развивающего характера деятельности;
- принцип природосообразности: постановка целей и задач с учётом «природы» детей: возрастных особенностей и индивидуальных способностей.
Прогнозируемые результаты.
- дети научатся экспериментировать с разными комбинациями на панели управления, постоянно находить что-то новое;
- освоят фундаментальные основы реального программирования и второе базовое понятие программирования - функции (фрагмент программного кода, к которому можно обратиться из другого места программы), это откроет дополнительные возможности в игре к изобретению новых способов ее прохождения;
- появится интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива;
- сформируются конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением;
- совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей;
- сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
Формы подведения итогов реализации программы:
- открытые показы детской деятельности для родителей,
- выставка творческих работ, презентация на родительском собрании.
Материально-техническое обеспечение.
- комплект для знакомства с основами программирования. Состав комплекта: программируемый робот - 2 шт., доска-панель для выкладывания алгоритма - 2 шт., игровое поле - 2 шт.;
- наборы Lego-конструктора.
Методическое обеспечение программы.
Форма организации образовательного процесса - групповая.
Алгоритм деятельности.
Первая часть - это упражнение на развитие логического мышления.
Цель - развитие элементов логического мышления.
Основные задачи:
- Совершенствование навыков классификации.
- Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа.
- Активизация памяти и внимания.
- Ознакомление с множествами и принципами симметрии.
- Развитие комбинаторных способностей.
- Закрепление навыков ориентирования в пространстве.
Вторая часть - собственно конструирование.
Цель - развитие способностей к наглядному моделированию.
Основные задачи:
- Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
- Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.
- Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.
- Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора Lego.
- Развитие речи и коммуникативных способностей.
Третья часть - обыгрывание построек, выставка работ.
Формы организации деятельности - игра, беседа, наблюдение, практическое занятие, соревнование.
Педагогические технологии - технология развивающего обучения, технология исследовательской деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности.
Методы обучения (словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, поисковый, исследовательский, проблемный, игровой и др.) и воспитания (убеждение, поощрение, мотивация и др.)
Дидактические материалы.
- Схемы пошагового конструирования.
- Руководство пользователя PRIMO.
Список литературы
- Комарова Л.Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» - Москва, 2001.
- Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. - Москва: Гуманитарный издательский центр
- ВЛАДОС, 2003.
- Л.Г. Комарова Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). - М.:
- «ЛИНКА - ПРЕСС», 2001.
- Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование - Москва: Издательский дом «Карапуз», 1999.
- Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. - М.: изд. Сфера, 2011.
- https://www.primotoys.ru/
- https://education.lego.com/ru-ru