Программа дополнительной образовательной деятельности "Логические ступеньки"

Разделы: Работа с дошкольниками


Возраст детей: 5-6 лет.

Срок реализации - 1 год.

Актуальность программы

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено.

Cubetto - деревянный робот-игрушка предназначен для обучения детей основам визуального программирования без использования компьютера в игровой форме через цвета, формы и тактильные ощущения и способствует формированию представлений о логических принципах создания программ, пониманию причинно-следственных связей, развивает нестандартное мышление. Процесс программирования осуществляется за счет визуального моделирования и ручного конструирования кода программы из набора имеющихся деталей-блоков, уже запрограммированных на простые действия и перемещения.

Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности.

Специалисты, обладающие знаниями в этой области, востребованы. В России существует такая проблема: недостаточная обеспеченность инженерными кадрами и низкий статус инженерного образования. Поэтому необходимо вести популяризацию профессии инженера, ведь использование роботов в быту, на производстве и поле боя требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления роботами.

Детский сад - это первая ступень, где можно закладывать начальные знания и навыки в области робототехники, прививать интерес воспитанников к робототехнике и автоматизированным системам.

Новизна программы заключается во внедрении в образовательный процесс новых информационных технологий, сенсорное развитие интеллекта, который реализуется в двигательных играх, побуждающих решать самые разнообразные познавательно-продуктивные, логические, эвристические и манипулятивно - конструкторские проблемы. Важно, чтобы, пройдя все этапы обучения, ребенок приобрёл новый подход к пониманию окружающего мира, создающий особенный тип мышления - исследовательский и творческий.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что работа с образовательными конструкторами Lego, роботом-игрушкой Cubetto позволяет в форме познавательной игры узнать многие важные идеи конструирования, проектирования и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки.

Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении. Используя Cubetto - деревянного робота - игрушку, и конструкторы Lego, дети разрабатывают, конструируют, программируют. В совместной работе дошкольники развивают свои индивидуальные творческие способности, коллективно преодолевают творческие проблемы, получают важные фундаментальные и технические знания. Они становятся более коммуникабельными, развивают навыки организации и проведения исследований, что, безусловно, способствует их успехам в дальнейшем школьном образовании, в будущей работе.

Цель программы: Развитие творческих способностей, воспитание личностей, способных самостоятельно ставить перед собой задачи и решать их, находя оригинальные способы решения.

Задачи:

  • Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество;
  • Формировать представление о логических принципах создания программ, понимание причинно-следственных связей;
  • развивать психофизические качества: память, внимание, логическое и аналитическое мышление;
  • учить видеть конструкцию объекта, анализировать её основные части, их функциональное назначение;
  • развивать чувство симметрии и эстетического цветового решения построек;
  • развивать творческие способности и логическое мышление воспитанников;
  • развивать мелкую моторику;
  • закреплять знания детей об окружающем мире;
  • выявить и обеспечить дальнейшее развитие одаренным, талантливым детям, обладающим нестандартным мышлением, способностями в конструктивной деятельности.

Программа по робототехнике решает и воспитательные задачи:

  • воспитывает у детей интерес к техническим видам творчества;
  • развивает коммуникативную компетенцию: участие в беседе, обсуждении;
  • формирует навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре);
  • развивает социально-трудовую компетенцию: трудолюбие, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца;
  • формирует и развивает информационную компетенцию: навыки работы с различными источниками информации.

Возраст детей: 5-6 лет.

Объём и срок освоения программы: данная программа реализуется в течение 1 года, материал рассчитан на 28 занятий.

Особенности организации деятельности детей: осуществляется в соответствии с перспективным тематическим планом в старшей группе, а также индивидуально.

Режим, периодичность и продолжительность: Деятельность детей организуется один раз в неделю во второй половине дня продолжительностью не более 25 минут.

Принципы, положенные в основу программы:

  • принцип систематичности и последовательности: постановка задачи воспитания и развития детей в логике от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
  • принцип постепенности и цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением и расширением от возраста к возрасту;
  • принцип оптимизации и гуманности совместной деятельности;
  • принцип развивающего характера деятельности;
  • принцип природосообразности: постановка целей и задач с учётом «природы» детей: возрастных особенностей и индивидуальных способностей.

Прогнозируемые результаты.

  • дети научатся экспериментировать с разными комбинациями на панели управления, постоянно находить что-то новое;
  • освоят фундаментальные основы реального программирования и второе базовое понятие программирования - функции (фрагмент программного кода, к которому можно обратиться из другого места программы), это откроет дополнительные возможности в игре к изобретению новых способов ее прохождения;
  • появится интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива;
  • сформируются конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением;
  • совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей;
  • сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

Формы подведения итогов реализации программы:

  • открытые показы детской деятельности для родителей,
  • выставка творческих работ, презентация на родительском собрании.

Материально-техническое обеспечение.

  • комплект для знакомства с основами программирования. Состав комплекта: программируемый робот - 2 шт., доска-панель для выкладывания алгоритма - 2 шт., игровое поле - 2 шт.;
  • наборы Lego-конструктора.

Методическое обеспечение программы.

Форма организации образовательного процесса - групповая.

Алгоритм деятельности.

Первая часть - это упражнение на развитие логического мышления.

Цель - развитие элементов логического мышления.

Основные задачи:

  • Совершенствование навыков классификации.
  • Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа.
  • Активизация памяти и внимания.
  • Ознакомление с множествами и принципами симметрии.
  • Развитие комбинаторных способностей.
  • Закрепление навыков ориентирования в пространстве.

Вторая часть - собственно конструирование.

Цель - развитие способностей к наглядному моделированию.

Основные задачи:

  • Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
  • Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.
  • Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.
  • Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора Lego.
  • Развитие речи и коммуникативных способностей.

Третья часть - обыгрывание построек, выставка работ.

Формы организации деятельности - игра, беседа, наблюдение, практическое занятие, соревнование.

Педагогические технологии - технология развивающего обучения, технология исследовательской деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности.

Методы обучения (словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, поисковый, исследовательский, проблемный, игровой и др.) и воспитания (убеждение, поощрение, мотивация и др.)

Дидактические материалы.

  • Схемы пошагового конструирования.
  • Руководство пользователя PRIMO.

Тематический план

Мониторинг

Список литературы

  1. Комарова Л.Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» - Москва, 2001.
  2. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. - Москва: Гуманитарный издательский центр
  3. ВЛАДОС, 2003.
  4. Л.Г. Комарова Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). - М.:
  5. «ЛИНКА - ПРЕСС», 2001.
  6. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование - Москва: Издательский дом «Карапуз», 1999.
  7. Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. - М.: изд. Сфера, 2011.
  8. https://www.primotoys.ru/
  9. https://education.lego.com/ru-ru