Деятельность системы образования связана с периодическим, зачастую длительным и интенсивным воздействием разнообразных факторов: профессиональных, социальных, психологических, физических. Это воздействие сопровождается негативными эмоциями, перенапряжением, деструкцией деятельности. В этой связи на первый план выходит способность человека управлять эмоциями, справляться с эмоциональными перегрузками, напряжением в стрессовой ситуации.
Стрессоустойчивость относится к категории soft skills («гибкие навыки»), развитие которых является ключевым направлением реализации федеральных государственных образовательных стандартов. Эти навыки не связаны с конкретной профессией, но помогают человеку быть успешным в любой деятельности.
Сложности с саморегуляцией эмоционального состояния проявляются у детей по-разному. Кто-то выражает эмоции мгновенно и сильно, не может их удержать или замедлить, а кто-то - сдерживает эмоции, накапливая их, что со временем приводит к вспышкам раздражения или гнева. Развитие эмоционального интеллекта, умения анализировать свои эмоции и поведение, находить эффективные (или хотя бы менее разрушительные) способы выражения негативных чувств - это навык, полезный как для детей, так и для взрослых.
Заземление - термин, который хорошо известен каждому, кто пользуется электричеством. В электротехнике при помощи заземления добиваются снижения напряжения до безопасного значения.
Психологическое заземление - техника скорой помощи в психологии и психотерапии при тревоге, волнении и других выраженных эмоциональных состояниях.
С помощью техник заземления человек, испытывающий волнение, может вернуться из тягостных мыслей в «здесь и сейчас», удерживая свое внимание на реальном объекте, «вынырнуть» из нахлынувших чувств. Возвращая свое сознание и тело обратно в настоящий момент, мы можем организовать нашему мозгу пространство, чтобы дать ему успокоиться, объяснить, что с нами происходит и придумать, как поступить с этим состоянием.
В своей практике я заметила, что дети, приходящие в кабинет психолога в состоянии напряжения, волнения, стресса часто нуждаются в том, чтобы крутить что-то в руках, складывать, перебирать, мять, сжимать. Различные манипуляции с предметами помогают им сконцентрироваться, осознать свои ощущения и чувства, сформулировать мысли в высказывания, успокоиться, отвлечься и вернуться в ресурсное состояние. Возникла настоятельная потребность систематизировать предметы, материалы, объекты для манипуляций, собрать их в одном месте и продумать этапы работы с ними для достижения гармонизации психического состояния. В моей практике работает и даёт положительный результат моя авторская технология «Коробка спокойствия».
Главной целью работы на занятиях по данной технологии является стабилизация эмоционального состояния ребенка или взрослого. Для достижения этой цели нужно обсудить с клиентом понятия «стрессовая ситуация», «негативная эмоция», «способы самопомощи», познакомить его с приёмами самооценки негативных эмоциональных состояний, обучить способам совладания со стрессом и переноса игрового опыта в реальную жизненную ситуацию.
В рамках данной технологии основным инструментом работы с негативным эмоциональным состоянием, нуждающимся в коррекции, является коробка с крышкой, наполненная разнообразными предметами (рис.1).
Рис.1. «Коробка спокойствия»
Крышка одновременно выполняет роль экрана самооценки. На ней расположены три шкалы от 0 до 10 с подвижными курсорами, с помощью которых человек оценивает три составляющие своего функционального психоэмоционального состояния: самочувствие, активность и настроение (рис.2).
Рисунок 2.Экран самооценки эмоционального состояния
К наполнению коробки необходимо подойти вдумчиво и творчески. Основная задача предметов, в ней находящихся - позволить человеку соприкоснуться с разнообразными ощущениями, почувствовать себя в настоящем моменте, в безопасной ситуации, в своём теле. Разные люди используют разные каналы для преимущественного получения информации. Именно с этим учётом мы и наполняем коробку предметами - чтобы каждый человек смог найти в ней те ощущения, которые позволят ему вернуть чувство комфорта, расслабленности и гармонии.
Предметы, помещаемые в коробку, можно классифицировать по виду анализатора - какой именно вид чувств стимулируется использованием того или иного предмета.
- Зрительная стимуляция: фонарик, переливающиеся картинки, калейдоскоп, бинокль, песочные часы, секундомер, лазерная указка, лупа и картинка с мелкими деталями, альбом с ресурсными картинками (природа, позитив, приятные занятия), снежный шар, очки с зелеными линзами, раскраска и фломастеры, плотная повязка на глаза, покрывало (затемнение, возможность спрятаться).
- Слуховая стимуляция: музыкальная открытка, «посох дождя», свистулька, колокольчик, трещотка, маракасы, фонендоскоп, плеер с наушниками (релаксационная музыка, звуки природы), «глухие» наушники (антизвук).
- Осязательные ощущения: массажные ролики, мячики, эспандер, масса для лепки, бусины, шнурки, толстая пряжа и крючок, воздушные шарики (надувать), мыльные пузыри, спиннер, головоломки, шнуровка, кубик-антистресс, джойстик, пупырчатая пленка, веер, мягкая игрушка, кусочки меха, резиновый молоток, фольга, газета (мять, рвать), проволока, толстая кисть, пинцет и фасоль 2 цветов в баночке (сортировать), дырокол и бумага, камушки, шишки, ракушки, орехи.
- Воздействие на обоняние: флаконы из-под духов, аромамасла, крем для рук, влажные салфетки, бальзам «Звездочка», подушечки с лекарственными травами (мята, валериана).
- Вкусовые ощущения: жевательная резинка, леденцы, драже, сушки, питьевая вода.
Кроме этого, дополнительно можно поместить в коробку ламинированные карточки со схемами дыхательных упражнений, упражнений на разрядку, памятки с рекомендациями по совладанию со стрессом и отрицательными эмоциями.
Рис.3. Разнообразие сенсорных ощущений
Рис. 4. Обработка предметов с помощью УФ-лампы
Общее количество одновременно находящихся в коробке предметов не должно быть чрезмерно большим, достаточно ограничиться 5-7 предметами из каждой группы, и периодически менять и обновлять содержимое.
Главное правило работы: предоставлять ребёнку полную свободу действий с предметами, создавая для него на занятии атмосферу безопасности, творчества, релаксации, игры.
Этапы психокоррекционного занятия (30 минут)
Этап 1. Установление контакта (5 минут). На данном этапе происходит прояснение ситуации, разговор о событиях, чувствах, их принятие. Психолог просит описать тревожащую или раздражающую ситуацию, спрашивает о чувствах в настоящий момент, как они проявляются в теле.
Этап 2. Самооценка состояния - входная (3 минуты): работа с экраном самооценки.
Психолог предлагает ребёнку оценить своё состояние по трём параметрам в зависимости от степени выраженности симптомов, проявлений от 0 до 10:
- Самочувствие (от «я чувствую себя плохо, я дрожу, я напряжен, мне трудно дышать, я чувствую боль» - до «я чувствую себя хорошо, я расслаблен, моё дыхание спокойное, у меня ничего не болит»);
- Активность (от «мне ничего не хочется, я вялый, мне всё равно, я устал» - до «я возбужден, я не могу успокоиться, мне трудно усидеть на месте, мне хочется кидать предметы, кричать, драться»);
- Настроение (от «я печальный, грустный, я мрачный, злой, я расстроен, я обижен, мне хочется плакать» - до «у меня хорошее настроение, я веселый, я спокойный, мне хорошо»).
Этап 3. Работа с коробкой (15 минут): этап самостоятельного поиска, игры, расслабления.
Инструкция для ребенка: «Перед тобой коробка - в ней собраны разнообразные предметы, которые могут помочь тебе отвлечься, расслабиться и успокоиться. Ты можешь брать любые предметы, трогать их, рассматривать, слушать, нюхать, а некоторые даже пробовать на вкус.
Прислушайся к себе - чего тебе больше всего хочется сейчас, что тебе нужно, чтобы почувствовать себя лучше, отдохнуть и справиться с плохими чувствами? Если хочешь, ты можешь играть молча и побыть один, а если захочешь - я буду играть с тобой, и мы сможем делиться своими впечатлениями».
Приёмы активизации ребёнка, вопросы для концентрации его на целях работы:
- Что ты чувствуешь, когда у тебя в руках данный предмет?
- Каков он на ощупь? Как он звучит? Тебе нравится?
- Что он тебе напоминает?
- Зачем ты сейчас делаешь данное действие? Чего ты хочешь достичь? Тебе удаётся?
- Что тебе сейчас больше всего хочется сделать?
- Как с помощью данных предметов можно выразить твои чувства и желания (злость, обиду, гнев, печаль, желание выплеснуть негатив, получить поддержку или побыть одному)
- Вспомни ситуацию из своей жизни, когда ты был счастлив, спокоен, расслаблен. Что ты чувствовал, что тебя окружало? Выбери 3 предмета, которые напоминают тебе то состояние.
Этап 4. Самооценка состояния - итоговая (3 минуты): работа с экраном самооценки.
Этап 5. Рефлексия (3 минуты): проговаривание, обсуждение с ребенком - что в его состоянии изменилось, что именно помогло, что можно использовать в повседневной жизни в ситуации стресса.
Этап 6. Эмоциональная поддержка, завершение контакта, прощание (1 минута).
Область использования технологии очень широка. Это профилактика и коррекция деструктивных, негативных эмоциональных состояний, переутомлений всех участников образовательного процесса (педагогов, обучающихся, детей с ОВЗ). Это способ развития навыка совладания со стрессом в целях сохранения психического здоровья (элемент внедрения здорового образа жизни) - например, в период психологической подготовки выпускников к ГИА. Работа с разнообразными сенсорными материалами способствует расширению сенсорного опыта у детей младшего школьного возраста (в т.ч. с ОВЗ), облегчает протекание адаптационного периода у детей (начало посещения ДОУ, обучения в школе, смена ОУ). Занятия по данной технологии можно включать в работу с педагогами для погружения в ресурсное состояние, профилактики эмоционального выгорания.
Психологическое здоровье - фундамент жизнеспособности человека, его внутреннего благополучия и конкурентности в мире, поэтому обучение способам его укрепления и сохранения - очень важная задача. Технология «Коробка спокойствия» учит ребенка или взрослого, пришедшего на занятие с психологом, конкретным адаптивным навыкам и умениям. Это простые навыки, которые помогают ему в реальной жизни: осознавать своё самочувствие в настоящем моменте, признавать, что нуждаешься в поддержке или паузе, знать способы скорой помощи в напряженные моменты и уметь их применять для гармонизации внутреннего состояния.