Сведение множества к единству -
в этом первооснова красоты.
Пифагор
Главной целью современного образования является развитие и воспитание интеллектуальной, свободной, мобильной, нравственной и творческой личности. В свете международных критериев измерения качества системы образования, на одно из первых мест выходит проблема формирования мобильности, умения работать с информацией, принимать решения в нестандартных ситуациях.
Метапредметные знания необходимы для решения как образовательных задач, так и различных жизненных ситуаций. В ФГОС метапредметные компетентности увязаны с универсальными учебными действиями, которые делают любую деятельность осознанной и результативной.
Сегодня я представляю вам свою систему работы по формированию метапредметных результатов, в которой, я уверена, вы заметите элементы хорошо вам знакомые, многие из которых вы используете в своей деятельности. Моя же задача показать, как я все эти элементы выстраиваю в определённую целостность, единство, то есть в систему.
Готовясь к написанию статьи, первое, о чем я подумала: а есть ли система? Действительно ли мне удаётся управлять всеми элементами, или же я действую скорее интуитивно?
Проанализировав алгоритм своих действий, я убедилась - действительно управляю.
Чем же конкретно может управлять учитель? Формированием трёх видов результатов: предметным, личностным и метапредметным. На формировании последнего я остановлюсь подробнее.
В чем же состоит ведущая идея моей системы работы?
Для достижения качественного конечного результата я определяю, какой вид деятельности необходим для его достижения. Эту деятельность выделяю в единицу содержания и показываю ученикам, каким образом овладение данным конкретным универсальным действием приведёт их к конечному результату.
Приведу пример.
Каждый из нас хотя бы раз в жизни сталкивался с необходимостью написать эссе - сочинение-рассуждение небольшого объёма со свободной композицией, выражающее индивидуальные соображения автора по конкретной проблеме, часто спорной, неоднозначной. Почти во всех образовательных областях выпускники должны продемонстрировать умение писать эссе. То есть умение писать эссе - это конечный результат. Какие же действия необходимы для того, чтобы написать эссе. И являются ли эти действия универсальными?
Во-первых, ученик должен уметь формулировать проблему.
Во-вторых, он должен управлять своей деятельностью. В данном случае составлять план эссе. Далее следует цепочка логических операций: сравнение, анализ, обобщение, классификация, установление причинно-следственной связи.
И, наконец, контроль и коррекция, то есть проверка и редактирование.
Следовательно, если я планирую в качестве конечного результата, чтобы мои ученики умели писать эссе, я должна научить их выполнять все перечисленные действия. Этот принцип распространяется на весь процесс обучения, он универсален.
Ученики на этапе рефлексии должны уметь сформулировать:
- Что именно они проделали и как они это сделали.
- Оценить эффективность данного вида деятельности для достижения целей урока;
- Предложить, где ещё можно воспользоваться этим действием, в том числе и в других предметах, за пределами школьной программы.
Разнообразие форм и приемов формирования универсальных учебных действий, а через них и метапредметных результатов принципиально в моей системе работы. Ведь процесс будет успешным только в том случае, если удастся избежать монотонности, предсказуемости. Как каждый раз удивлять? Не позволять терять интерес?
Мотивировать? Учитель как фокусник, но, если каждый раз из шляпы доставать кролика, внимания не удержать. Копилка форм и приемов постоянно пополняется, во многом благодаря открытым урокам марафона, посещению уроков у методистов, молодых учителей, посещению выставки BETT, опыту работы с мобильными приложениями, работой с Discovery Education. А точнее, всей системе научно-методической работы в нашей школе.
Среди приемов и форм есть свои фавориты и даже своя мода. Среди тех приемов, которые я использую для формирования метапредметных результатов, достойное место занимает задание «Я вижу, я думаю, а что, если.», позволяющее научить различать факты и суждения, выдвигать гипотезу.
Второй приём - демонстрация видеосюжетов без звука. Не имея звукового объяснения, ученик вынужден выстраивать причинно-следственные связи самостоятельно, учиться анализировать, сравнивать, выдвигать гипотезу, предсказывать.
Следующий приём, наоборот, оставляет для восприятия только звук. Лишившись графического изображения, ученики вынуждены глубже погрузиться в размышления, задействовать образное мышление, привлечь свой предыдущий опыт выстраивая аналогии.
Ещё один приём - продемонстрировать ученикам краткий видеосюжет, а затем предложить по памяти написать, как больше фактов, которые удалось запомнить, и кто и что запомнил. Этот приём позволяет ученикам научиться отделять важные факты от второстепенных, формулировать основную идею, пересказывать основное содержание.
Метод «6 шляп» - эффективный способ развивать критическое мышление.
Примеривая различные шляпы - разные формы восприятия - ребята учатся рассматривать проблему многопланово, выходить за рамки привычного способа рассуждения. По очереди вставать то на одну, то на другую сторону, выдвигать аргументы с позиции разных сторон, критически рассматривать позицию, которую ты только что отстаивал.
Как я уже упоминала, форм и приемов формирования универсальных учебных действий, а через них и метапредметных результатов множество.
В завершение расскажу о ещё одной. Мотиваторы- цитаты, образные выражения- широко популярны во всем мире. Но они же и мощный инструмент в обучении. Они могут выступать отправной точкой в дискуссии, в них заключена идея, которую ученик должен расшифровать, они демонстрируют, как можно сложные философские понятия облечь в простую, понятную и запоминающуюся форму. Младшие школьники учатся находить мораль, основную идею, а выпускники пробуют сами строить высказывания на сложном философском уровне.
Ещё одним элементом моей системы формирования метапредметных результатов является принципиально другой подход к дифференциации обучения. Если ступенями к достижению конечного результата являются учебные действия, то и индивидуализация процесса осуществляется в зависимости от того, с каким действием ученик справляется легко, а какие вызывают затруднения. Такой подход даёт огромное преимущество - нет учеников способных или неспособных, есть система индивидуально подобранных действий, позволяющая справляться с задачей.
Каковы же результаты такой системной работы?
Возможно ли их измерить и оценить?
Традиционно мы измеряем качество конечного результата нашей педагогической деятельности качеством прохождения нашими выпускниками Государственной итоговой аттестации. Эти результаты очевидны. Но когда я писала статью, мне самой стало интересно, как мои выпускники оценивают свои результаты с точки зрения овладения конкретными видами деятельности. Что они умеют, какие действия они смогут свободно применить в дальнейшем обучении в вузе, независимо от того, какую профессию или специальность выбрали. Я попросила ребят заполнить анкеты и указать, какими универсальными учебными действиями они овладели на моих уроках.
Вот результаты:
Алена Г.
«На наших занятиях я научилась формулировать познавательную цель, структурировать полученные знания, следовать алгоритму. Ранее известные мне универсальные учебные действия, такие как: анализ, синтез, установление причинно-следственных связей и формулирование проблемы, я ещё раз повторила и отработала на практике. На мой взгляд, все эти умения пригодятся мне не только при прохождении процедуры ЕГЭ, но и в будущей учебной и рабочей деятельности!»
Известный педагог и психолог Василий Васильевич Давыдов говорил: «Школа должна в первую очередь учить детей мыслить - причём всех детей, без всякого исключения». Благодаря системе работы, построенной на формировании метапредметных результатов, это становится возможным.