Сочинение по картине К.Ф.Юона "Мартовское солнце"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • Познакомить с творчеством К.Ф.Юона.
  • Формировать у учащихся умение использовать выразительные средства для передачи свих мыслей и впечатлений.
  • Научить писать сочинение-описание на материале непосредственных наблюдений.
  • Определять основную мысль произведения.
  • Воспитывать интерес и любовь к искусству, устному народному творчеству.
  • Развивать чувство прекрасного.

Задачи:

  • формировать умение строить текст в определенной композиционной форме;
  • систематизировать собранный материал;
  • формировать навыки самоконтроля;
  • провести речевую подготовку с целью предупреждения речевых недочетов и грамматических ошибок в сочинениях;
  • воспитывать самостоятельность;
  • ворческую активность;
  • воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству, живописи, музыке;
  • развивать способность внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи;
  • развивать чувство прекрасного.

Материально-техническое обеспечение: репродукция картины К.Ф.Юона «Мартовское солнце», музыкальный фрагмент к уроку, слайды-подборка картин на весеннюю тематику, подготовленный материал для словарной работы.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Постановка учебных задач, сообщение темы и цели урока

- Сегодня на уроке мы будем писать сочинение по картине К.Ф.Юона «Мартовское солнце»

- Что такое сочинение? (Это письменное выражение мыслей, пересказ образцового текста).

- Какие вы знаете типы текстов? (описание, повествование, рассуждение)

- Какие основные особенности марта месяца

- Прослушайте музыкальный фрагмент к уроку.

____Включаю запись____________________________

- Чайковский «Времена года» «Март» - читаю стихотворение.

Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебель колышет,
И елей ветви шевелит.
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она,
И ей невольно улыбнулась…
(Ф.И.Тютчев)

- Какая музыка звучала, когда я вам читала стихотворение Тютчева?

- Почему называется «Март»?

- Что вы услышали в музыкальном произведении?

3. Вступительная беседа о весне

- Какое время года наступило? Месяц?

- Какие изменения в природе дают почувствовать, что пришла весна??

- Каким стал снег? (Серым, осевшим).

- Какого цвета небо? (Ясное, голубое, высокое, чистое).

- Каков весенний воздух? (Чистый, прозрачный).

- Что можно сказать о солнце?

4. Чтение стихотворений о весне

Я не случайно начала урок с музыки Чайковского и стихотворения Тютчева, ведь и композиторы и поэты воспевают в своих произведениях приход весны.

Пройдет зима холодная,
Настанут дни весенние, ____Презентация (Бунин)_____ _____
Теплом растопит солнышко,
Как воск снега пушистые.
Листами изумрудными
Леса зазелененются,
И вместе с травкой бархатной
Взойдут цветы душистые.
(Это стихотворение С.Дрожжина)

- А теперь послушаем отрывок из стихотворения Баратынского в исполнении актера.

_________Включаю запись_____________________

- Ставропольское название марта - Березень. В народе его иногда называли

капельником, иногда протальником.

- Как вы думаете почему?

- Очень долгое время в Древней Руси Новый год начинался с 22 марта. И только в 998 году, когда Древняя Русь приняла Христианство, Новый год стали отмечать 1 марта. Хоть и пугает морозами март, но под лучами горячего весеннего солнца они держатся недолго

- Какие загадки, пословицы, поговорки, приметы, связанные с мартом вы знаете?

______(В презентации)_______________

Не только музыканты, и поэты описывали в своих произведениях весну, но и художники.

- Кто из вас слышал о художнике К.Ф.Юоне?

- Может вы знакомились с картинами на уроках ИЗО?

5. Презентация картин

Рассматривание картин.

Широко известны его картины «Весенний солнечный день», «Волшебница зима», «Конец зимы. Полдень», «Над Волгой», «Троицкая Лавра зимой».

6. Слово об авторе

(______В презентации)_______)

Константин Федорович Юон-замечательный живописец, художник-пейзажист. Его картины жизнерадостны и праздничны. Он часто писал солнечные пейзажи. И сегодня мы будем писать сочинение по картине К.Ф Юона «Мартовское солнце».

6. Беседа по содержанию картины

- Что называется пейзажем? (Изображение природы)

- Что значит написать сочинение-описание по картине? (необходимо понять замысел художника ; подумать как художник воплотил свой замысел в картине; передать свое отношение)

- Какие художественные средства надо использовать, чтобы ваше описание было красочным, выразительным, точным? (Сравнения, олицетворения, эпитеты, метафоры).

- Что изобразил художник на картине? (Изображена деревенская улица, дома, уходящие в даль, огромные высокие деревья, отяжелевшие под солнечными лучами, сугробы снега и сине-голубое весеннее небо с редкими, быстро мчащимися облаками. Пейзаж тесно связан с жизнью человека, его трудом. На переднем плане художник изобразил двух деревенских ребятишек на лошадях. Они приносят в картину жизнь и движение.

В центре картины стройные белоствольные березы. От деревьев падают длинные синеватые тени.

Крыши домов покрыты снегом, но он должен вот-вот сойти, соскользнуть вниз. Небо на картине большое-большое, без конца и без края. На картине нет солнца, но виден розоватый, золотистый свет на деревьях и на снегу. Теплым светом мартовского солнца пронизано все вокруг.

- Какое сочетание цветов использовал художник, чтобы передать светлое, радостное настроение , которое возникло у него, когда он увидел этот мартовский день?? (Сочетание розовато-голубого, сиреневого, золотого, желто-голубого, бело-розового Такой колорит - сочетание различных цветов помог художнику передать настроение весеннего дня.

- Какие впечатления у вас от картины? (Казалось бы, ничего красивого нет. А между тем, как все прекрасно и даже празднично, когда светит мартовское солнце. Художник заставил нас увидеть красоту природы в обыкновенный будничный день.

7. Сообщние учителя

Картина запечатлевает тот радостный момент, когда наступает первая весна, названная М.М.Пришвиным «весною цвета». Еще хрустит снег под копытами весело идущих по деревенской улице лошадок, еще глубоки отражающие яркую синеву неба сугробы, но в прозрачном воздухе уже ощущается легкое дуновение весеннего тепла. Лучи утреннего солнца озаряют верхушки раскидистых тополей, высокие стройные березы и домики на косогоре, повсюду зажигая яркие, золотистые и праздничные красноватые сочетания красок.

На этих-то красках и строится развитие основной, бодрой и празднично-торжественной темы предвесеннего пейзажа.

Мастерски вписанная в пейзаж мирная жанровая сценка составляет неотъемлемую часть картины. Без лошадок, деревенских ребятишек и азартно лающей дворовой собачки невозможно представить и самый пейзаж, потому что художник глубоко любит эту обжитую и уютную природу Подмосковья.

В своей картине художник дал новую трактовку традиционной русской пейзажной темы. Красочная декоративность не исключает пространственной глубины, жизненности и типичности. Обычная для Юона ритмическая построенность композиции отличается здесь особым совершенством. Юон сознательно выделяет стволы высоких тополей, их величаво раскинутые на голубом фоне неба ветви и другие детали, подчеркивающие стройную архитектонику пейзажа. Все это вместе с традиционными фигурками людей и бытом определяет облик пейзажей Юона, занимавших особое место в реалистическом искусстве.

8. Анализ картины

Каков, по-вашему, замысел картины?

Эта картина о том своеобразном настроении, которое испытывает человек в конце зимы. Все истомилось. Все ждет тепла и света, но все же жаль. Уходящей зимы с ее красотой, с ее забавами. Эта картина о красоте снега и о радостном предчувствии тепла и весны.

- По каким признакам можно определить, что на картине изображена весна?

Яркие солнечные блики, высокое голубое небо, подтаявший снег, ветки деревьев тянутся к небу, к теплым лучам солнышка.

- Какие цвета использует художник?

Голубой, желтый, розовый, синий.

- Какие тона преобладают?

Сероватые оттенки, еще холодно, но с неба льются теплые желтые тона.

8. Рассказ учителя по содержанию картины

На картине «Мартовское солнце» К.Ф.Юон изобразил раннюю весну, время пробуждения природы. Снег еще повсюду. Он звонко хрустит под копытами весело трусящих по деревенской улице лошадок, еще глубоки отражающие яркую синеву неба сугробы, но в прозрачном воздухе уже ощущается легкое дуновение весеннего ветерка. Лучи солнца озаряют верхушки раскидистых тополей, стройные березы, домики на косогоре, повсюду, зажигая яркие, золотистые и красноватые праздничные сочетания красок.

9. Составление плана

- Из скольких частей состоит сочинение?

Из 3-х:

1) Вступление.______(_Презентация__)____________

2) Основная часть.

3) Заключение.

- О чем можно сказать во вступлении?

- О картине какого художника будем писать?

- Какое время года изобразил художник?

- О чем в основной части?

- Что произошло в природе?

Описание неба, снега, деревьев, радость людей, поведение людей.

- А в заключение?

Свое отношение к картине.

На доске запись:

План.

1. Вступление.

- Кто написал картину «Мартовское солнце?

- Какое время года изобразил художник?

2. Основная часть.

а) Изображение неба.

б) Описание снега.

в) Пробуждающиеся деревья.

г) Поведение людей.

3.Заключительая часть.

Свое отношение к картине. Какое настроение вызвала картина?

Чего надо опасаться при письме?

Повтора слов.

- Что надо сделать, чтобы избежать повтора слов?

Подобрать слова-синонимы.

- Какие слова называем словами-синонимами? (Близкими по смыслу)

- Подберите синонимы к словам, написанным на доске:

Художник-живописец, мастер кисти.

Создает-пишет (но не описывает и не рисует).

Картина-полотно, репродукция.

Блестит-искрится, сияет, сверкает.

Поражает-удивляет, изумляет.

- Что еще необходимо для сочинения?

Грамотно, без ошибок написать.

Давайте проведем словарную работу.

Раздаю детям заранее подготовленные карточки и работаем над орфографией.

Изображение картины

Изображение неба

Голубое, ясное, высокое

Описание снега в марте

Подтаял, потемнел, осел

Пробуждающиеся деревья

Высокие березы, тополя, величаво раскинувшие свои ветви

Воздух

Прозрачный

Солнце

Льет свое тепло, играет на снегу

Жанровая сценка

Деревенские ребятишки на лошадях, лающая дворовая собачонка

10. Рассказ по плану с использованием опорных слов и синонимов

11. Эпиграф

Многие писатели перед началом своих произведений (сочинений) используют

Эпиграф - короткий текст (обычно), отрывок из стихотворения, пословица, помещаемый автором впереди своего произведения. Эпиграф содержит основную мысль произведения.

- Используем его и мы: прочитаем вслух (хором)

«Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года».
А.С.Пушкин

- Почему я выбрала этот эпиграф? Что названо утром года?

- Запишите его в тетрадь.

- Сколько же частей в вашем сочинении?

- С какой строки будете писать каждую часть?

12. Работа в тетрадях

13. Рефлексия

- Понравился ли вам урок? Чем?

- Что нового вы взяли для себя с урока?

- Что выполняли на уроке?

- Что вызвало затруднения?