Урок по русскому языку в 6-м классе на тему "Имя существительное как часть речи. Повторение материала за 5-й класс"

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цели урока:

  • образовательные: вспомнить и повторить материал, формировать навеки правильного произношения имен существительных в речи (орфоэпические и грамматические нормы);
  • развивающие: развитие логического мышления, внимания, навыков работы с лингвистическими словарями;
  • воспитательные: воспитывать уважение и любовь к русскому языку, внимание к слову.

Тип урока: урок-повторение.

Оборудование:

  • Ладыженская Т.А., Баранова М.Т. и др. Русский язык, 6 класс / учебник для общеобразовательных учреждений, 5-е издание, доработанное, - М.: «Просвещение» - 2015г.
  • Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку, 6 класс, - Издательство «ВАКО» - 2016г.
  • Презентация к уроку
  • Отрывок из к/ф «Кавказская пленница»
  • Раздаточный материал (орфоэпический тест).

Ход урока

1. Организационный этап

- Здравствуйте, ребята. Рада приветствовать вас на уроке в здравии и хорошем настроении.

Мы начинаем изучение самого большого раздела в этом учебном году «Морфологии и орфографии». Скажите, пожалуйста, что изучает морфология? (Морфология - это наука, которая изучает части речи)

- Какие самостоятельные части речи вы знаете?

(Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, наречия, глаголы, местоимения).

- О какой части речи идет речь: называет предметы и явления, отвечает на вопросы кто? что? (Имя существительное)

- Какая тема нашего урока? (Имя существительное)

- Какая цель урока? (Вспомнить и повторить ранее изученный материал об имени существительном)

II. Беседа

- Так давайте вспомним, что мы с вами проходили в 5 классе? (Что обозначает имя существительное, на какие вопросы отвечает, род, число, падеж, склонение, роль в предложении).

- Отлично, теперь давайте обобщим и дадим полное определение имени существительному. (Имя существительное - это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто? что?. Бывают мужского, женского и среднего рода; 1, 2, 3 склонения. Изменяются по числам и падежам. В предложении чаще всего бывают подлежащим, дополнением и обстоятельством, реже сказуемым или определением.

III. Разминка

- Проведем небольшую разминку. Я вам называю имя существительное, а вы мне род и склонение.

Рожь (ж.р., 3 скл.); мармелад (м.р., 2 скл.), начинка (ж.р., 1 скл.), рояль (м.р., 2 скл.), раздолье (ср.р., 2 скл.), диктант (м.р., 2 скл.), село (ср.р., 2 скл.), тюль (м.р., 2 скл).

- Супер! Молодцы!

IV. Орфоэпическая пятиминутка

- Теперь выполним небольшое задание. Вы делаете его на листочках, которые я вам раздала. Итак, читаем задание. Время на выполнение 1-2 минутки.

Расставьте правильно ударение в словах: тефтели, груздей, свекла, каталог, щавель, торта, арахис, жалюзи, тосты, договор, деньгами, банты.

- Хорошо, теперь меняемся с соседом, берем ручки другого цвета и проверяем, сверяемся с доской. Подсчитайте количество ошибок и поставьте отметку.

- А как вы скажете: твОрог или творОг?

- Обратите внимание на доску, как вы видите, сейчас допустимы оба варианта произношения, но предпочтительнее творОг. А вот когда у вас появляются такого рода затруднительные ситуации, куда необходимо обратиться? (К словарям).

- Чтобы вы были еще более грамотными, запишем в тетрадях несколько словосочетаний: два блинА, национальные блЮда, зажарить гУся, без дрожжЕй, увликаться кулинАрИей, нет слИвового киселЯ.

- Раз уж мы говорим о правильном произношении, просмотрим отрывок из к/ф «Кавказская пленница» и найдем ошибку. Будьте внимательны!

(Неправильно говорить: «Чей туфлЯ? Моё», правильно: «Чья тУфля? Моя»).

- Замечательно! А теперь найдите лишнее слово:

  • туфля, босоножка, кед, тапка;
  • ботфорт, кроссовка, ботинок, сапог.

V. Работа с учебником

- Ну а теперь, давайте проверим и закрепим наши знания, выполнив упражнения из учебника (упр. 242 (устно), упр. 243 (письменно в тетрадях и у доски).

VI. Занимательная лингвистика

- Интересная история слова сланцы (в значении шлепанцы). Сланцы (сланец) - это горная порода, отличающаяся слоистым строением, способностью расслаиваться. В Ленинградской области есть месторождение горючих сланцев. Город, построенный рядом в советское время, так и назвали Сланцы. Там работает завод «Полимер», выпускавший резиновые шлепанцы. Многие покупатели принимали слово «Сланцы» на подошвах за название обуви. Постепенно это слово вошло в активный словарный запас и превратилось в синоним слова шлепанцы.

VII. Рефлексия

- Что изучает морфология?

- Что такое имя существительное?

- Что нового вы для себя узнали на уроке?

Домашнее задание: параграф 44, упр. 247.