Класс: 11 (10).
УМК (программа): Б.А.Воронцов-Вельяминов. Астрономия 11 (10).
Раздел учебной программы: Природа тел Солнечной системы.
Аннотация разработки: Разработка учебного занятия «Малые тела Солнечной системы. Карликовые планеты» использована на уроке изучения нового материала и предполагает самостоятельную работу учащихся в группах с различными источниками информации.
Цель урока: изучение характеристик малых тел Солнечной системы (астероидов, комет, карликовых планет), основ классификации тел в астрономии; активное вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.
Задачи:
Образовательные:
- сформировать представление о физических характеристиках и химическом составе малых тел Солнечной системы;
Воспитательные:
- содействовать воспитанию у обучающихся уверенности в познаваемости окружающего мира;
- воспитывать умение совместной работы в группе;
- содействовать формированию умения осознавать собственную учебную деятельность, осуществлять самоконтроль, рефлексию.
Развивающие:
- содействовать формированию универсальных учебных действий;
- создать условия для развития мышления (учить анализировать, выделять главное, строить аналогии, обобщать, приводить примеры);
- развивать коммуникативную культуру обучающихся;
- развивать ИКТ-компетентность.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Методы обучения: частично-поисковые.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
- учащиеся научатся определять понятия «планета», «малая планета», «астероид», «комета», «метеоры» и «метеориты»; описывать внешний вид и строение астероидов и комет;
- учащиеся получат возможность научиться характеризовать малые тела Солнечной системы, объяснять процессы, происходящие в комете при изменении расстояния от Солнца, анализировать орбиты комет.
Личностные результаты:
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимость науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества.
Метапредметные результаты:
регулятивные
- умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности; сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы; извлекать информацию из различных источников и критически ее оценивать; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью; критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
коммуникативные
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.);
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением;
- представлять публично результаты групповой деятельности.
познавательные
- овладение навыками самостоятельного приобретения знаний; формирование умений применять знания для объяснения наблюдаемых явлений и процессов, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать свою позицию, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.
Программно-техническое обеспечение: компьютер с выходом в Интернет; проектор; экран или интерактивная доска; компьютеры для обучающихся с выходом в Интернет; мобильные устройства учащихся с установленными приложениями для чтения QR-кодов; принтер.
Дополнительные ресурсы:
- Карточки для бейджиков (Приложение 1 - распечатать 4 комплекта).
- Смайлики (Приложение 1 - распечатать на каждую группу (смайлик + магнит))
- Фотографии малых тел Солнечной системы (Приложение 2 - распечатать 2 комплекта, комплект №1 повесить на доску, комплект №2 положить в файл с заданиями для групповой работы).
Дидактические материалы:
Задания (Приложение 3 - выполнить двухстороннюю печать 2 комплекта и поместить в файлик).
Презентации (Презентация 1 - презентация к уроку .pptx; презентации, сопровождающие выступления учащихся, размещается на компьютерах групп Презентация 2, Презентация 3, Презентация 4, Презентация 5).
Таблица (Приложение 4 Таблица - со ссылкой на ресурс общего доступа Таблица «Малые тела солнечной системы», находящееся в облачном хранилище, размещается на компьютерах групп)
Видео (видеоролики о малых телах Солнечной системы, ссылки указаны в источниках информации - Приложение 3).
Индивидуальный лист ответов на вопросы (Приложение 5 - вопросы о малых телах Солнечной системы - распечатать на каждого ученика, поместить в файл с заданиями по 5 штук).
Критерии оценивания выступления (Приложение 6 - распечатать по количеству групп не менее 4 листов).
Список литературы, используемой для разработки занятия
- Воронцов-Вельяминов Б.А. Астрономия. Базовый уровень. 11 кл.: учебник / Б.А.Воронцов-Вельяминов, Е.К.Страут. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2015. - 237 с.
- Астрономия: Проверочные и контрольные работы. 11 класс.: учеб.пособие / Гомулина Н.Н. - М.: Дрофа, 2018 - 80 с.: ил. (Российский учебник).
Формы контроля и оценки результатов урока: Взаимооценка групп учащихся по «Критериям оценки выступления», оценка письменных ответов на вопросы проводится учителем.
Рефлексия учебной деятельности:
- Рефлексия учебной деятельности осуществляется учащимися при самооценке и взаимооценке ответов у доски посредством обсуждений.
- Итоговая рефлексия проводится в конце урока. На доске развешены фотографии малых тел Солнечной системы. Ученикам необходимо поместить космонавта на фотографию той группы, выступление которой показалось им наиболее интересным.
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
Время |
||||||||||||||||||||||||||||||
1. Организационный момент |
Взаимные приветствия. Создание атмосферы психологической готовности. |
Настраиваются на работу. |
1 мин |
||||||||||||||||||||||||||||||
2. Актуализация знаний |
Учитель стимулирует ответы учащихся на вопросы: Какие тела относят к большим планетам? Перечислите планеты в порядке увеличения их расстояний до Солнца. По каким физическим характеристикам планеты Солнечной системы разделяют на две группы? |
Отвечают на вопросы |
3 мин |
||||||||||||||||||||||||||||||
3. Мотивация и целеполагание |
Наша Солнечная система включает и менее крупные тела Солнечной системы. Учитель стимулирует ответы учащихся на вопросы: Какие еще объекты входят в состав Солнечной системы?
|
Высказывают предположения, отвечают на вопросы |
4 мин |
||||||||||||||||||||||||||||||
4. Открытие нового знания |
Для открытия нового знания воспользуемся различными источниками информации: параграфом в учебнике, статьей в Википедии, видеоматериалом и инфографикой. В ходе изучения информации вам предстоит заполнить столбец таблицы с названием своей группы, ответить на вопросы, подготовить выступление группы (не более чем на 2 минуты), опираясь на «Критерии оценивания выступления». Обратите внимание, что для успешной работы нужно распределить материал между всеми участниками группы. Информация в таблицу вносит капитан группы.
|
Планируют деятельность. Самостоятельно организуют познавательную деятельность. Работают с текстами, содержащими научную информацию. Представляют информацию в различных формах.
|
12 мин |
||||||||||||||||||||||||||||||
5. Усвоение и закрепление новых знаний |
Теперь вашим группам предстоит рассказать другим ученикам о результатах своей работы.
|
Одни учащиеся рассказывают другим ученикам о результатах своей работы с информацией. Остальные учащиеся - слушают, письменно отвечают на вопросы в своем «Индивидуальном листе ответов», опираясь на выступление, отвечают на вопросы по данной теме. |
16 мин |
||||||||||||||||||||||||||||||
6. Рефлексия |
Учитель предлагает оценить ответы других групп: оцените работу групп на сегодняшнем уроке), опираясь на «Критерии оценивания выступления».
|
Осуществляют взаимооценку, заполняя лист «Критерии оценивания выступления». Ученики высказывают мнения о том, выступления каких групп понравились больше всего, почему. Капитаны отмечают наиболее понравившиеся выступления групп смайликами, помещая на фотографию той группы, выступление которой показалась наиболее интересным. |
2 мин |
||||||||||||||||||||||||||||||
7. Домашнее задание |
Д/з: Параграф 20, возьмите «Индивидуальный лист ответов на вопросы» и дома впишите или отредактируйте ответы на вопросы по изучаемой теме. |
Записывают домашнее задание. При необходимости уточняют задание. |
2 мин |