Разработка урока по астрономии по теме «Малые тела Солнечной системы. Карликовые планеты». 11-й класс

Разделы: Астрономия

Класс: 11

Ключевые слова: Малые тела Солнечной системы


Класс: 11 (10).

УМК (программа): Б.А.Воронцов-Вельяминов. Астрономия 11 (10).

Раздел учебной программы: Природа тел Солнечной системы.

Аннотация разработки: Разработка учебного занятия «Малые тела Солнечной системы. Карликовые планеты» использована на уроке изучения нового материала и предполагает самостоятельную работу учащихся в группах с различными источниками информации.

Цель урока: изучение характеристик малых тел Солнечной системы (астероидов, комет, карликовых планет), основ классификации тел в астрономии; активное вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

Задачи:

Образовательные:

  • сформировать представление о физических характеристиках и химическом составе малых тел Солнечной системы;

Воспитательные:

  • содействовать воспитанию у обучающихся уверенности в познаваемости окружающего мира;
  • воспитывать умение совместной работы в группе;
  • содействовать формированию умения осознавать собственную учебную деятельность, осуществлять самоконтроль, рефлексию.

Развивающие:

  • содействовать формированию универсальных учебных действий;
  • создать условия для развития мышления (учить анализировать, выделять главное, строить аналогии, обобщать, приводить примеры);
  • развивать коммуникативную культуру обучающихся;
  • развивать ИКТ-компетентность.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Методы обучения: частично-поисковые.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

  • учащиеся научатся определять понятия «планета», «малая планета», «астероид», «комета», «метеоры» и «метеориты»; описывать внешний вид и строение астероидов и комет;
  • учащиеся получат возможность научиться характеризовать малые тела Солнечной системы, объяснять процессы, происходящие в комете при изменении расстояния от Солнца, анализировать орбиты комет.

Личностные результаты:

  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  • принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
  • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимость науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества.

Метапредметные результаты:

регулятивные

  • умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности; сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы; извлекать информацию из различных источников и критически ее оценивать; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью; критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;

коммуникативные

  • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.);
  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
  • согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением;
  • представлять публично результаты групповой деятельности.

познавательные

  • овладение навыками самостоятельного приобретения знаний; формирование умений применять знания для объяснения наблюдаемых явлений и процессов, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать свою позицию, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
  • формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.

Программно-техническое обеспечение: компьютер с выходом в Интернет; проектор; экран или интерактивная доска; компьютеры для обучающихся с выходом в Интернет; мобильные устройства учащихся с установленными приложениями для чтения QR-кодов; принтер.

Дополнительные ресурсы:

  • Карточки для бейджиков (Приложение 1 - распечатать 4 комплекта).
  • Смайлики (Приложение 1 - распечатать на каждую группу (смайлик + магнит))
  • Фотографии малых тел Солнечной системы (Приложение 2 - распечатать 2 комплекта, комплект №1 повесить на доску, комплект №2 положить в файл с заданиями для групповой работы).

Дидактические материалы:

Задания (Приложение 3 - выполнить двухстороннюю печать 2 комплекта и поместить в файлик).

Презентации (Презентация 1 - презентация к уроку .pptx; презентации, сопровождающие выступления учащихся, размещается на компьютерах групп Презентация 2, Презентация 3, Презентация 4, Презентация 5).

Таблица (Приложение 4 Таблица - со ссылкой на ресурс общего доступа Таблица «Малые тела солнечной системы», находящееся в облачном хранилище, размещается на компьютерах групп)

Видео (видеоролики о малых телах Солнечной системы, ссылки указаны в источниках информации - Приложение 3).

Индивидуальный лист ответов на вопросы (Приложение 5 - вопросы о малых телах Солнечной системы - распечатать на каждого ученика, поместить в файл с заданиями по 5 штук).

Критерии оценивания выступления (Приложение 6 - распечатать по количеству групп не менее 4 листов).

Список литературы, используемой для разработки занятия

  1. Воронцов-Вельяминов Б.А. Астрономия. Базовый уровень. 11 кл.: учебник / Б.А.Воронцов-Вельяминов, Е.К.Страут. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2015. - 237 с.
  2. Астрономия: Проверочные и контрольные работы. 11 класс.: учеб.пособие / Гомулина Н.Н. - М.: Дрофа, 2018 - 80 с.: ил. (Российский учебник).

Формы контроля и оценки результатов урока: Взаимооценка групп учащихся по «Критериям оценки выступления», оценка письменных ответов на вопросы проводится учителем.

Рефлексия учебной деятельности:

  • Рефлексия учебной деятельности осуществляется учащимися при самооценке и взаимооценке ответов у доски посредством обсуждений.
  • Итоговая рефлексия проводится в конце урока. На доске развешены фотографии малых тел Солнечной системы. Ученикам необходимо поместить космонавта на фотографию той группы, выступление которой показалось им наиболее интересным.

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Время

1. Организационный момент

Взаимные приветствия. Создание атмосферы психологической готовности.

Настраиваются на работу.

1 мин

2. Актуализация знаний

Учитель стимулирует ответы учащихся на вопросы: Какие тела относят к большим планетам? Перечислите планеты в порядке увеличения их расстояний до Солнца. По каким физическим характеристикам планеты Солнечной системы разделяют на две группы?

Отвечают на вопросы

3 мин

3. Мотивация и целеполагание

Наша Солнечная система включает и менее крупные тела Солнечной системы. Учитель стимулирует ответы учащихся на вопросы: Какие еще объекты входят в состав Солнечной системы?
Некоторые из них несут потенциальную опасность для биосферы.
Просмотреть видеофрагмент о Тунгусском метеорите https://www.youtube.com/watch?v=MPJWq1m53Gs (2,5 мин)
Как вы думаете, нужно ли изучать малые тела Солнечной Системы?
Сформулируйте тему и задачи урока.
Тема урока: Малые тела Солнечной системы
Цель урока: изучить характеристики малых тел Солнечной системы (астероидов, комет, карликовых планет) на основе классификации тел в астрономии
Обучающиеся делятся на 4 группы, распределяют роли: капитан, астроном-теоретик, специалист небесной механики, астрофизик, астроном. Капитан выходит и выбирает одну из фотографий (астероиды, кометы, карликовые планеты, метеориты

Высказывают предположения, отвечают на вопросы

4 мин

4. Открытие нового знания

Для открытия нового знания воспользуемся различными источниками информации: параграфом в учебнике, статьей в Википедии, видеоматериалом и инфографикой. В ходе изучения информации вам предстоит заполнить столбец таблицы с названием своей группы, ответить на вопросы, подготовить выступление группы (не более чем на 2 минуты), опираясь на «Критерии оценивания выступления». Обратите внимание, что для успешной работы нужно распределить материал между всеми участниками группы. Информация в таблицу вносит капитан группы.
Учитель оказывает консультативную помощь.

Планируют деятельность. Самостоятельно организуют познавательную деятельность. Работают с текстами, содержащими научную информацию. Представляют информацию в различных формах.
Капитаны обобщают информацию и заполняют один из столбцов таблицы «Малые тела Солнечной системы».

Характеристика

Астероиды

Карликовые планеты

Кометы

Метеоры, болиды, метеориты, метеорные тела

Определение понятия

Характерные отличительные особенности от других объектов Солнечной системы

Расположение в Солнечной системе, особенности орбит

Примеры пяти наиболее крупных или известных объектов

Строение и состав, физико-химические характеристики

12 мин

5. Усвоение и закрепление новых знаний

Теперь вашим группам предстоит рассказать другим ученикам о результатах своей работы.
Учитель организовывает выступление по >группам. Во время выступления запускает презентацию к выступлению групп (Приложение 4 - название презентации соответствует названию темы, по которой выступает группа). В презентации размещены фотографии и изображения малых тел Солнечной системы. На выступление каждой группы отводится 2 минуты (на это время настроено автоматическое воспроизведение слайдов презентации).
Во время выступления других групп необходимо внимательно слушать выступление, чтобы оценить согласно критериям. Обратите внимание на эти критерии. В комплекте вы получили «Индивидуальный лист ответов на вопросы». В этих листах можно работать по ходу выступления групп. Откорректировать ответы можно будет в спокойной обстановке дома.

Одни учащиеся рассказывают другим ученикам о результатах своей работы с информацией. Остальные учащиеся - слушают, письменно отвечают на вопросы в своем «Индивидуальном листе ответов», опираясь на выступление, отвечают на вопросы по данной теме.

16 мин

6. Рефлексия

Учитель предлагает оценить ответы других групп: оцените работу групп на сегодняшнем уроке), опираясь на «Критерии оценивания выступления».
У вас на партах есть смайлик. Поместите его на фотографию той группы, выступление которой показалась вам наиболее интересной, аргументируя свою позицию. В завершении урока учитель анализирует ответы учащихся и подводит итог.

Осуществляют взаимооценку, заполняя лист «Критерии оценивания выступления». Ученики высказывают мнения о том, выступления каких групп понравились больше всего, почему. Капитаны отмечают наиболее понравившиеся выступления групп смайликами, помещая на фотографию той группы, выступление которой показалась наиболее интересным.

2 мин

7. Домашнее задание

Д/з: Параграф 20, возьмите «Индивидуальный лист ответов на вопросы» и дома впишите или отредактируйте ответы на вопросы по изучаемой теме.

Записывают домашнее задание. При необходимости уточняют задание.

2 мин