Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекционному курсу «Мир ощущений» для 1-го класса. Разработана на основе программы обучения глубоко умственно отсталых детей.
Рабочая программа рассчитана на 34 учебные недели, 1 раз в неделю.
С учетом календарного учебного графика и расписания уроков на 2021/2022 учебный год, рабочая программа рассчитана на 34 часа в год.
Цель - создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.
Задачи:
- формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
- коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
- формирование пространственно-временных ориентировок;
- развитие слухоголосовой координации;
- формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
- совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
- обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
- исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;
- формирование точности и целенаправленности движений и действий.
Структура программы курса коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:
- развитие моторики, графомоторных навыков;
- тактильно-двигательное восприятие;
- кинестетическое и кинетическое развитие;
- восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;
- развитие зрительного восприятия;
- восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;
- восприятие пространства;
- восприятие времени.
Контроль
- наблюдение;
- беседа на закрепление знаний, полученных в ходе урока;
- практическая работа;
- самостоятельная работа;
- мониторинги
Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Название темы |
Сроки прохождения программы |
|
Плановые |
Фактические |
||
1 |
ИТБ на уроке. Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (бросание в цель). |
|
|
2 |
Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (повороты, перестроения). Ориентировка в помещении (классная комната). |
|
|
3 |
Формирование чувства равновесия («дорожка следов»). |
|
|
4 |
Развитие согласованности действий и движений разных частей тела (повороты с движениями рук и т.д.) |
|
|
5 |
Развитие согласованности действий и движений разных частей тела (ходьба с изменением направления и т.д.) Ориентировка в помещении (классная комната). |
|
|
6 |
Развитие координации движений руки и глаза (завязывание шнурков, нанизывание бусин) |
|
|
7 |
Развитие мелкой моторики пальцев рук. Работа с бумагой в технике рваной аппликации. |
|
|
8 |
Развитие мелкой моторики пальцев рук. Сгибание бумаги. |
|
|
9 |
ИТБ на уроке. Определение на ощупь величины предмета (большой - маленький - самый маленький). Дидактическая игра «Чудесный мешочек». |
|
|
10 |
Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов. |
|
|
11 |
Формирование ощущений от различных поз тела, вербализация собственных ощущений. Дидактическая игра «Море волнуется». |
|
|
12 |
Движения и позы верхних и нижних конечностей («акробаты», имитация ветра). |
|
|
13 |
Движения и позы головы по показу, вербализация собственных ощущений |
|
|
14 |
Выразительность движений. Имитация движений (повадки зверей). |
|
|
15 |
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат). Обводка по трафарету ,штриховка. |
|
|
16 |
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (квадрат, треугольник). Обводка по трафарету, штриховка. |
|
|
17 |
Выделение формы предмета, обозначение формы предмета словом. Дидактическая игра «Какой фигуры не стало» (3-4 предмета). |
|
|
18 |
Группировка предметов и их изображений по форме (по показу: круглые, квадратные). Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме». |
|
|
19 |
Ориентировка предметов в линейном ряду . |
|
|
20 |
Расположение предметов на листе бумаги. Дидактическая игра «Расположи верно». |
|
|
21 |
Различение и обозначение основных цветов. Дидактическая игра «Назови цвет предмета» |
|
|
22 |
Различение и обозначение основных цветов. Дидактическая игра «Угадай, какого цвета?». |
|
|
23 |
Конструирование объемных предметов из составных частей (2детали). |
|
|
24 |
Конструирование объемных предметов из составных частей (3 детали). |
|
|
25 |
Составление целого из частей (2-3 детали) на разрезном наглядном материале. |
|
|
26 |
Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный - горячий, обозначение словом. |
|
|
27 |
Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый). Дидактическая игра «Узнай по вкусу». |
|
|
28 |
ИТБ на уроке. Развитие обоняния (приятный запах - неприятный запах). Дидактическая игра «Определи по запаху». |
|
|
29 |
Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый - легкий). Упражнения на сравнение различных предметов по тяжести. |
|
|
30 |
Тактильные ощущения (восприятие чувства - Мягкий-твердый). Работа с предметами. Выделение, называние. |
|
|
31 |
Выделение и различение звуков окружающей среды (пение птиц, звон, гудение, жужжание, журчание воды и т.д). Дидактическая игра «Узнай на слух». |
|
|
32 |
Выделение и различение звуков окружающей среды (пение птиц, звон, гудение, жужжание, журчание воды и т.д). Дидактическая игра «Узнай на слух». |
|
|
33 |
Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин). Дидактическая игра «Узнай на слух». |
|
|
34 |
Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин). Дидактическая игра «Узнай на слух». |
|
|
Содержание коррекционного курса
1. Развитие моторики, графомоторных навыков
Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движений рук и глаз (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги.
2. Тактильно-двигательное восприятие
Определение на ощупь объемных фигур и предметов, их величины. Контрастные температурные ощущения (холодный - горячий). Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый - легкий),(мягкий-твердый).
3. Кинестетическое и кинетическое развитие
Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения различных частей своего тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах).
4. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделение признака формы; называние основных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме по показу.
Работа с геометрическим конструктором. Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом (высокий - низкий, выше - ниже, одинаковые и т. д.). Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). Конструирование геометрических фигур и предметов из составляющих частей (2-3 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2--3 детали с разрезами по диагонали).
5. Развитие зрительного восприятия
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение лишней игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
6. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений)
Контрастные температурные ощущения (холодный - горячий). Различение на вкус (кислый, сладкий, горький, соленый). Обозначение словом собственных ощущений. Запах приятный и неприятный. Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый - легкий).
7. Развитие слухового восприятия
Различение звуков окружающей среды (стук, звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам.
8. Восприятие пространства
Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (вверху - внизу, над - под, справа - слева). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх (низ), правая (левая) сторона).
Требования к уровню подготовки обучающихся
- Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога.
- Анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет.
- Различать и называть основные цвета.
- Классифицировать геометрические фигуры.
- Составлять предмет из 2-3 частей.
- Определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов.
- Зрительно определять и называть отличительные и общие признаки двух предметов.
- Классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам, делать простейшие обобщения.
- Различать речевые и неречевые звуки.
- Ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги.
Перечень учебно-методического обеспечения
Список литературы
- Алексеева Е.И., Андреева С.В. Формирование навыков общения с использованием средств альтернативной коммуникации у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития - Воспитание и обучение детей с нарушениями развития № 5, 2014.
- Баряева Л.Б., Бгажнокова И.М., Бойков Д.И., Зарин AM., Комарова С.В. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 181 с. - (Коррекционная педагогика).
- Коррекционно-педагогическая работа в домах - интернатах для детей с умственным и физическим недоразвитием: Пособие для педагогов / Под ред. Лисовской Т.В. - Минск: Национальный институт образования, 2008.
- Программы для специальных учреждений образования для детей с аутистическими нарушеними. - Минск: Национальный институт образования, 2010 г.
(http://www.adu.by/images/All%20Doc%20files/Specialnoe_obrazovanie/Ucheb_Prog/programms_korekcion_pomoschi.rar) - Царёв А.М., Рудакова Е.А., Сухарева О.Ю. Дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития /Дошкольное воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями / под. Ред. Л.А.Головчиц: учебное пособие.- М., Логомаг, 2015. - 266 с.
Лист изменений и дополнений в рабочую программу
№ п/п |
Вид дополнений и изменений |
Причина внесения изменений и дополнений |
Дата согласования с заместителем директора по УВР, подпись |
Дата утверждения и № приказа директора, подпись |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|