Рабочая программа внеурочной деятельности развивающих занятий по сенсорной интеграции «Мир ощущений». 1-й класс

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: 1

Ключевые слова: умственно отсталый ученик


Пояснительная записка

Рабочая программа по коррекционному курсу «Мир ощущений» для 1-го класса. Разработана на основе программы обучения глубоко умственно отсталых детей.

Рабочая программа рассчитана на 34 учебные недели, 1 раз в неделю.

С учетом календарного учебного графика и расписания уроков на 2021/2022 учебный год, рабочая программа рассчитана на 34 часа в год.

Цель - создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.

Задачи:

  • формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
  • коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
  • формирование пространственно-временных ориентировок;
  • развитие слухоголосовой координации;
  • формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
  • совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
  • обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
  • исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;
  • формирование точности и целенаправленности движений и действий.

Структура программы курса коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:

  • развитие моторики, графомоторных навыков;
  • тактильно-двигательное восприятие;
  • кинестетическое и кинетическое развитие;
  • восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;
  • развитие зрительного восприятия;
  • восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;
  • восприятие пространства;
  • восприятие времени.

Контроль

  • наблюдение;
  • беседа на закрепление знаний, полученных в ходе урока;
  • практическая работа;
  • самостоятельная работа;
  • мониторинги

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Название темы

Сроки прохождения программы

Плановые

Фактические

1

ИТБ на уроке. Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (бросание в цель).

2

Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (повороты, перестроения). Ориентировка в помещении (классная комната).

3

Формирование чувства равновесия («дорожка следов»).

4

Развитие согласованности действий и движений разных частей тела (повороты с движениями рук и т.д.)

5

Развитие согласованности действий и движений разных частей тела (ходьба с изменением направления и т.д.) Ориентировка в помещении (классная комната).

6

Развитие координации движений руки и глаза (завязывание шнурков, нанизывание бусин)

7

Развитие мелкой моторики пальцев рук. Работа с бумагой в технике рваной аппликации.

8

Развитие мелкой моторики пальцев рук. Сгибание бумаги.

9

ИТБ на уроке. Определение на ощупь величины предмета (большой - маленький - самый маленький). Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

10

Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов.

11

Формирование ощущений от различных поз тела, вербализация собственных ощущений. Дидактическая игра «Море волнуется».

12

Движения и позы верхних и нижних конечностей («акробаты», имитация ветра).

13

Движения и позы головы по показу, вербализация собственных ощущений

14

Выразительность движений. Имитация движений (повадки зверей).

15

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат). Обводка по трафарету ,штриховка.

16

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (квадрат, треугольник). Обводка по трафарету, штриховка.

17

Выделение формы предмета, обозначение формы предмета словом. Дидактическая игра «Какой фигуры не стало» (3-4 предмета).

18

Группировка предметов и их изображений по форме (по показу: круглые, квадратные). Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме».

19

Ориентировка предметов в линейном ряду .

20

Расположение предметов на листе бумаги. Дидактическая игра «Расположи верно».

21

Различение и обозначение основных цветов. Дидактическая игра «Назови цвет предмета»

22

Различение и обозначение основных цветов. Дидактическая игра «Угадай, какого цвета?».

23

Конструирование объемных предметов из составных частей (2детали).

24

Конструирование объемных предметов из составных частей (3 детали).

25

Составление целого из частей (2-3 детали) на разрезном наглядном материале.

26

Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный - горячий, обозначение словом.

27

Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый). Дидактическая игра «Узнай по вкусу».

28

ИТБ на уроке. Развитие обоняния (приятный запах - неприятный запах). Дидактическая игра «Определи по запаху».

29

Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый - легкий). Упражнения на сравнение различных предметов по тяжести.

30

Тактильные ощущения (восприятие чувства - Мягкий-твердый). Работа с предметами. Выделение, называние.

31

Выделение и различение звуков окружающей среды (пение птиц, звон, гудение, жужжание, журчание воды и т.д). Дидактическая игра «Узнай на слух».

32

Выделение и различение звуков окружающей среды (пение птиц, звон, гудение, жужжание, журчание воды и т.д). Дидактическая игра «Узнай на слух».

33

Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин). Дидактическая игра «Узнай на слух».

34

Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин). Дидактическая игра «Узнай на слух».

Содержание коррекционного курса

1. Развитие моторики, графомоторных навыков

Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие коор­динации движений рук и глаз (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги.

2. Тактильно-двигательное восприятие

Определение на ощупь объемных фигур и предметов, их величины. Контрастные температурные ощущения (холодный - горячий). Различение и сравнение разных пред­метов по признаку веса (тяжелый - легкий),(мягкий-твердый).

3. Кинестетическое и кинетическое развитие

Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения различных частей своего тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах).

4. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделение признака формы; называние основных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме по показу.

Работа с геометрическим конструктором. Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом (высокий - низкий, выше - ниже, одинаковые и т. д.). Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). Конструирование геометрических фигур и предметов из составляющих частей (2-3 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2--3 детали с разрезами по диагонали).

5. Развитие зрительного восприятия

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение лишней игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

6. Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений)

Контрастные температурные ощущения (холодный - горячий). Различение на вкус (кислый, сладкий, горький, соленый). Обозначение словом собственных ощущений. Запах приятный и неприятный. Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый - легкий).

7. Развитие слухового восприятия

Различение звуков окружающей среды (стук, звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам.

8. Восприятие пространства

Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (вверху - внизу, над - под, справа - слева). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх (низ), правая (левая) сторона).

Требования к уровню подготовки обучающихся

  • Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога.
  • Анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет.
  • Различать и называть основные цвета.
  • Классифицировать геометрические фигуры.
  • Составлять предмет из 2-3 частей.
  • Определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов.
  • Зрительно определять и называть отличительные и общие признаки двух предметов.
  • Классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам, делать простейшие обобщения.
  • Различать речевые и неречевые звуки.
  • Ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги.

Перечень учебно-методического обеспечения

Список литературы

  1. Алексеева Е.И., Андреева С.В. Формирование навыков общения с использованием средств альтернативной коммуникации у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития - Воспитание и обучение детей с нарушениями развития № 5, 2014.
  2. Баряева Л.Б., Бгажнокова И.М., Бойков Д.И., Зарин AM., Комарова С.В. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 181 с. - (Коррекционная педагогика).
  3. Коррекционно-педагогическая работа в домах - интернатах для детей с умственным и физическим недоразвитием: Пособие для педагогов / Под ред. Лисовской Т.В. - Минск: Национальный институт образования, 2008.
  4. Программы для специальных учреждений образования для детей с аутистическими нарушеними. - Минск: Национальный институт образования, 2010 г.
    (http://www.adu.by/images/All%20Doc%20files/Specialnoe_obrazovanie/Ucheb_Prog/programms_korekcion_pomoschi.rar)
  5. Царёв А.М., Рудакова Е.А., Сухарева О.Ю. Дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития /Дошкольное воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями / под. Ред. Л.А.Головчиц: учебное пособие.- М., Логомаг, 2015. - 266 с.

Лист изменений и дополнений в рабочую программу

№ п/п

Вид дополнений и изменений

Причина внесения изменений и дополнений

Дата согласования с заместителем директора по УВР, подпись

Дата утверждения и № приказа директора, подпись