Использование современных форм работы при ознакомлении детей с художественной литературой

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Художественная литература играет большую роль в развитии детей дошкольного возраста. Общеизвестно воздействие литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Художественная литература открывает и объясняет детям жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы родного языка.

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества - потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему.

Цель: приобщение детей к художественной литературе.

Задачи:

  • формировать понимание того, что из книг можно узнать много интересного;
  • побуждать называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя, приучать задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?»;
  • продолжать приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах;
  • продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также формировать умение слушать художественное произведение без наглядного сопровождения;
  • сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями;
  • предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений;
  • поощрять попытки читать стихотворный текст целиком с помощью взрослого;
  • помогать детям играть в хорошо знакомую сказку.

В программный список произведений для рассказывания и чтения детям входят народные сказки, песенки и потешки, произведения русских писателей. При чтении сказок нужно привлекать детей к драматизации отдельных эпизодов. Серьезное внимание уделяется ознакомлению детей с произведениями малых фольклорных жанров. Педагог помогает детям вслушиваться в звучание стихотворной речи, улавливать ее ритм. Чтение песенок, потешек создает благоприятные условия для эмоционального контакта с детьми.

Перед занятием готовим наглядный материал, который предполагается использовать во время чтения (игрушки, муляжи, картина, портрет, наборы книг, с иллюстрациями для раздачи детям). Одна из задач - научить детей слушать чтеца или рассказчика. Только научившись слушать чужую речь, дети получают способность запоминать ее содержание и форму, усваивать нормы литературной речи. Воспитатель читает малышам в основном наизусть - потешки, небольшие стихотворения, рассказы, сказки, а рассказывает - только прозаические произведения (сказки, повести, рассказы).

Красочная обложка новой книжки, которую воспитатель показывает детям перед началом чтения, тоже может оказаться причиной их повышенного внимания. Рассматриваем картинки или игрушки, и читаем стихи А.Барто об игрушках.

Обязательно называть жанр произведения: «Сейчас я вам расскажу сказку, прочитаю стихотворение». Вопросы ставить репродуктивные: «Что?», «Где?», «Когда?», «Какой?» и проблемные, требующие умозаключения: «Зачем?», «Почему?»

В работе с малышами используем такие формы: чтение; заучивание; рассматривание иллюстраций, внесение образных игрушек-персонажей знакомых сказок, произведений; использование разных видов театра; слушание записей музыкально-литературных инсценировок; использование художественного слова во время режимных моментов, настольно-печатные игры «Узнай сказку по картинке», «Из какой сказки отрывок», «Волшебные кубики»; развивающая игра «Сказочные герои»; драматизации литературных произведений; сказочный сундучок; интегрированные занятия; проекты;

Таким образом, использование современных форм работы с детьми при ознакомлении детей с художественной литературой расширяет и формирует интерес к произведениям, активизирует познавательную активность дошкольников, вызывает бурю эмоций.