Если родители слышат, что ребенок говорит неправильно

Разделы: Логопедия

Ключевые слова: коррекция звукопроизношения


В последнее время родители стали внимательнее относиться к уровню развития речи детей. Они сравнивают речь своего ребёнка с речью сверстников и старших братьев и сестёр. Особую тревогу, при общем нормальном развитии ребёнка, вызывает нарушение звукопроизношения. В возрасте 3-4 лет если есть такая возможность, необходимо получить консультацию специалиста. И согласно рекомендациям, выбрать дальнейший путь для формирования звукопроизносительной стороны речи ребёнка.

Приходилось ли вам встречать людей, которые в разговоре как-то слегка пришептывают? Возникает такое чувство, будто человеку что-то немножко мешает говорить. Прислушайтесь, и вы обнаружите, что он произносит неверно в основном свистящие и шипящие звуки.

Можно ли такому человеку помочь? Безусловно. И чем раньше придет помощь, тем лучше. Вот почему мы особое внимание уделяем коррекции звукопроизношения в возможно раннем возрасте, от четырех, четырех с половиной лет.

Начинать работу по формированию правильного завукопроизношения целесообразно с исправления у детей свистящих звуков (с, з, ц). Предварительным этапом является полное обследование речевого развития ребёнка, состояния интеллекта, осмотр строения и функционирования артикуляционного аппарата. Для подготовительного этапа важна работа по выработке направленной воздушной струи, правильного речевого дыхания.

Для правильного произношения звука с характерна следующая артикуляция: губы слегка растянуты и наполовину обнажают зубы, которые сильно сближены или даже сомкнуты. Кончик языка почти касается передних зубов. Струя воздуха проходит по образующемуся вдоль спинки языка желобку и попадает в узкую щель между кончиком языка и зубами, создавая тонкий характерный свистящий звук.

Звук з образуется таким же образом, но в отличие от звука с - при участии голосовых связок. Звук с - глухой звук, звук з - звонкий. Звук ц - сложный звук. Он получается от короткого и слитного произношения звуков т и с. Вслушайтесь, как звучат окончания слов: веселиться, купаться, умываться.

Нарушения в произношении свистящих звуков могут быть следующего характера.

Звук с дети младшего возраста часто заменяют звуками ф, т, сь или ш, (а з- соответственно в, д, зь, ж). В таких случаях ребёнок говорит фобака, колето, шуп, вместо собака, колесо, суп. Кроме того, звуки з и ц иногда заменяются звуком с -сайка, сапля, вместо зайка, цапля.

Довольно часто свистящие звуки произносятся со слегка высунутым кончиком языка, получается межзубный звук, нечто среднее между с и ц. Такой же искажённый звук может возникнуть из-за того, что кончик языка получается слишком широким и слишком приподнимается к верхним зубам или упирается в нижние(призубный звук).

Иногда у ребёнка струят воздуха, вместо того чтобы идти по спинке языка проходит сбоку от него, и в этом случае вместо с получается своеобразный хлюпающий звук, похожий на ш, произнесённый без участия языка, сквозь зубы.

Искажение свистящих звуков обычно очень устойчиво в речи ребёнка и, если не принять мер, может сохраниться у него на всю жизнь в виде лёгкого пришепётывания, которое приносит взрослому человеку немало огорчений, смазывая его дикцию и даже мешая овладению некоторыми профессиями.

Что же может послужить поводом к подобному искажению свистящих звуков? Причины самые разнообразные: деформация прикуса, короткая уздечка языка. Деформация прикуса (боковой или передней щели между верхними и нижними зубами) может быть вызвана неправильным строением зубочелюстной системы или выпадением молочных зубов. В последнем случае аномалия прикуса легко ликвидируется при появлении постоянных зубов.

Что же касается короткой уздечки языка, то практика показывает, что хирургическое вмешательство необходимо только в случае грубых нарушений в строении. В любом случае необходима консультация врача ортодонта.

Начинать работу по постановке и автоматизации в речи ребёнка звуков с, з, ц необходимо с развития фонематического слуха. Важно научить ребёнка слышать и различать правильное и неправильное произношение свистящих звуков, а затем воспроизводить их правильную артикуляцию. На первом этапе идёт работа над звуками с и з. Когда ребёнок овладеет ими, формируется правильное произношение звука ц.

В норме дети пытаются повторить звук по подражанию. Для этого можно использовать звукоподражательные игры: ссс…(воздух тонкой струёй выходит из проколотого мячика); ззз…(звенит комар).

Для маленьких детей нередко бывает достаточно, чтобы они правильно произносили звук. Но если игра не помогает, потребуются другие, более сложные приёмы. Чтобы правильно подобрать их, следует внимательно разобраться в характере нарушений в произношении свистящих звуков.

Если ребёнок самостоятельно не в состоянии овладеть звукопроизношением, необходимо обратиться к специалистам.

Если вариантом искажённого произношения является замена звука с на ф, важно добиться, чтобы нижняя губа не смыкалась с верхними зубами, а кончик языка был приближен к передним нижним резцам и принимал участие в воспроизведение звука. Аналогичная задача будет стоять и в случае, когда с произносится как искаженный звук ш (сквозь зубы, без участия языка).А если ребёнок не поймёт, как нужно приблизить кончик языка к зубам? Тогда можно предложить ему произнести звук с с высунутым кончиком языка. Звук получится явно искажённым, нечистым, но зато и взрослый, и ребенок смогут следить за тем, чтобы кончик языка принимал участие в произнесении звука.

Когда ребёнок научится воспроизводить такой межзубный звук с, следует перевести язык в нормальное положение. Для этого обычно бывает достаточно предложить ребенку произнести звук с сомкнутыми зубами. Когда у ребенка звук с заменяется звуками т или ш, необходимо добиваться, чтобы он опустил кончик языка к нижним зубам. Если простого объяснения и показа окажется мало, можно также прибегнуть к механической помощи логопедического зонда.

Когда ребёнок научится правильно произносить звук с, нетрудно вызвать у него остальные свистящие звуки. Например, звук з вызывается аналогично звуку с, но при непременном участии голоса. Закрепление вызванного звука у ребенка происходит в такой последовательности: от звука изолированного-к слогам, фразам, от них- к картинкам, стихотворениям, рассказам, беседам, к общению с окружающими.

Приведём несколько упражнений для закрепления свистящих звуков: сса, асса, асс - сани, сапоги, касса, квас. Ссо, оссо, осс - сом, носок, песок, нос. Соня стоит у стола и смотрит в книгу. Автобус едет в Сокольники. Напоминаем, что очень важно не просто повторить с ребёнком подобные слоги, а обязательно добиваться в них правильного звучания звука с. Ребёнку трудно сразу научиться произносить новый звук в словах и тем более фразах. Изолированное произнесение звука, повторение лёгких сочетаний помогает привыкнуть к новому звучанию и к новой артикуляции.

Не огорчайтесь и тем более не вините ребёнка, если он не сразу выполнит все ваши указания. Воспитание правильного произношения - процесс длительный и сложный. Постарайтесь подойти к нему вдумчиво и терпеливо, находите возможность давать ребёнку посильные задания.

Для звука з последовательность закрепления будет такой же, что и для с. Только не забудьте, что з на конце слова оглушается и звучит как с. Поэтому слоги и слова для упражнений нужно подбирать такие, в которых з будет в начале или в середине. А для звука ц характерна другая особенность: ребёнку легче произнести его в конце слова, поэтому и закрепление лучше начать с обратных слогов: ац, аца, ца, оц, оцо, уц, матрац, отец, улица, мельница, птицы, овца, яйцо, лицо. Необходимо проделывать такие упражнения, которые помогли бы отличить звуки с, з, ц от близких по артикуляции или по звучанию звуков. Это возможно и для прочного усвоения грамоты. Ведь именно неумение различать сходные звуки лежит в основе ошибок при письме у школьников.

Формирование правильного звукопроизношения является одним из направлений развития речи ребенка в дошкольном возрасте. От того, насколько эффективно будет проведена эта работа, зависит дальнейшая успешность в обучении ребенка в школе.