Интеллектуальная игра-квест «По страницам сказок А.С.Пушкина» для учеников начальной школы

Разделы: Начальная школа, Школьная психологическая служба

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: квест, А.С.Пушкин, интеллектуальная игра


Цель: формирование познавательного интереса, активности, создание условий для сплочения коллектива.

Задачи:

  • Развитие познавательной сферы младших школьников;
  • Формирование умения принимать правила, инструкцию, следовать заданному алгоритму.
  • Развитие умения работать в команде, расширение социальных контактов учеников начальной школы.

Ход мероприятия

Все ученики начальной школы выстраиваются в холле. Воспитатели предлагают ребятам на выбор символ интеллектуального клуба в рамках разного цвета. Распределение на группы будет происходить с учетом выбранного цвета.

Психолог: Доброе утро! Рады приветствовать Вас на ежегодном открытии нашего интеллектуального клуба «Совенок». Сегодня наша осенняя интеллектуальная игра пройдет по сказкам А.С.Пушкина.

Презентация

Для начала нам необходимо разбиться на команды, для этого вам необходимо построиться в соответствии с выбранным вами цветом символа, т.е. подойти к тому воспитателю, у которого точно такой же совенок (дети образуют команды по 10-15 человек).

Ваша задача: дружно пройти со своей командой все испытания в строго отведенное время. Двигаться вы будете по маршрутным листам, которые находятся у воспитателей. За каждый пройденный этап вы будете получать конверт с паззлом. После того, как вы пройдете все испытания и соберете все части паззла, вам необходимо собрать общую картину.

Итак, в добрый путь!

1. Станция - Баба Яга

Баба-Яга: Уф-уф! Человеческим духом пахнет, кто это тут расшумелся…А вы знаете, ребята, что русский народ молвит, что мне, почитай, уж 700 лет стукнуло! А кто говорит, что вся тыща! Впрочем, возраст женщины - всегда загадка. Секрет долгожительства моего не разгадан: помогли мне молодильные яблочки, или живая вода, или какие-нибудь другие волшебные средства - неизвестно. Но факт - дожила я до нашего времени, а Пушкин, Александр Сергеевич который, написал обо мне только в одной сказке.

Вопрос: В какой? Напомните мне эти прекрасные строчки обо мне.

«Стоит отметить, что «У лукоморья» не является сказкой, это вступительная часть (пролог) поэмы «Руслан и Людмила».

«Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой»

Баба Яга: За это я на всех обиделась и перепутала все буквы в именах сказочных героев. Попробуйте теперь догадаться. Ха-ха-ха. (если сами догадаться не могут, то сказать, что имя начинается с выделенной буквы.

елбак

белка

рокшну

коршун (Чародей, пытавшийся погубить Царевну-Лебедь)

нслаат

Салтан (отец Гвидона)

онкеебс

бесенок (обитатель омута, пытался провести Балду и уклониться от уплаты оброка).

бьеедл

лебедь (Царевна)

кеаанчрв

чернавка (служанка царицы, которую та послала извести царевну, но чернавка этого не сделала).

ионвдг

гвидон

ппьдаоя

попадья (жена попа)

тирсак

старик

ооокслк

Соколко (пес)

Игра «Пятнашки от Бабуси»

Все ребята встают в круг. Между ног - веревка. Баба Яга в центре круга. Дети идут, пританцовывая по кругу. Как только музыка заканчивается, Баба Яга пытается метлой задеть тех, кто не успел выпрыгнуть из круга (вытащить ногу).

2. Станция - Кощей (Кощей сидит на сундуках)

Кощей: Опять кто-то пришел. Все цепи мои разорвал. За тысячи лет все цепи прохудились. А желающих завладеть моими сокровищами очень много. Вот вам задание: изготовить мне цепь из этих скрепок.

  • Игра «Цепь из скрепок»
  • Игра «Волшебный сундучок»

Дети достают из сундучка вещь и называют сказку, в которой она встречается.

Яблоко, зеркальце, лебединое перо, сеть, веревка, звезда и месяц, орешки, меч, щит, золотая рыбка, платок, лук со стрелами.

3. Станция - Царевна-лебедь

Царевна-лебедь: Здравствуйте, я - Царевна-лебедь. Я очень люблю превращения. И вот вам мое задание: вам необходимо превратиться в героев сказки и показать ее отрывок. Главное правило - участвовать должны все ребята. Роль может быть без слов. (роли: старик, старуха, ведущий 1, ведущий 2, золотая рыбка, невод (несколько детей).

Ведущий 1:

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;

Ведущий 2:

Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.

Ведущий 1:

Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.

Ведущий 2:

Раз он в море закинул невод, -
Пришел невод с одною тиной.

Ведущий 1:

Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травой морскою.

Ведущий 2:

В третий раз закинул он невод, -
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, - золотою.

Ведущий1:

Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:

Золотая рыбка:

«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь.»

Ведущий 2:

Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.

Ведущий 1:

Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:

Старик:

«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».

Ведущий 2:

Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.

Старик:

«Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась чем только пожелаю.
Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил ее в синее море».

Ведущий 1:

Старика старуха забранила:

Старуха:

«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось».

4. Станция - Кот-ученый

Кот-ученый: Здравствуйте, как видите я - кот, но кот не простой, а какой? Ученый. А, следовательно, очень умный. Сейчас проверим, сможете ли вы справиться с моим заданием.

Найдите спрятанные в таблице слова и назовите сказку, в которой все эти слова встречаются. Слова могут располагаться и по вертикали, и по горизонтали.

Слова: щелчок, доход, поповна, базар, полба, лоб, бес, море, оброк, балалайка, срок, палка, попадья, расплата, заяц, веревка, кобыла, поп, попенок, Балда.

5. Станция - Царица с зеркальцем

Царица: Мое зеркальце сломалось. Я ему: «Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее? А оно мне в ответ…» (ответ демонстрируется на экране):

  • Царица милее Чернавки, Царевна милее Царицы, кто милее всех? (Царевна)

Следующий слайд - зеркало смеется.

Царица: Ах, ты- мерзкое стекло. Только врешь ты мне назло. Я ль на свете всех стройнее, и героев всех худее?

  • Бабариха полнее Царицы, Царица полнее Ткачихи. Кто стройнее всех? (Ткачиха)

Следующий слайд - зеркало смеется.

Царица: Ах, ты- мерзкое стекло. Только врешь ты мне назло. Я ль на свете всех сильнее, и героев всех ловчее?

  • Бабариха намного слабее, чем Черномор. Бабариха немного сильнее, чем Царица. Кто слабее всех? (Царица)

Царица: Ах, ты- мерзкое стекло. Только врешь ты мне назло. Да скажи мне без прикрас, кто веселей из всех нас.

  • Царевна веселее, чем Шамаханская царица, и легче, чем Баба Яга. Царевна печальнее, чем Баба-Яга, и тяжелее, чем Шамаханская царица. Кто самый печальный и самый тяжелый? (печальная - Шамаханская царица, тяжелая - Баба Яга)

Царица: Здесь вообще не про меня! (трясет зеркало) Ну-ка быстро говори, я ль на свете всех темнее и моложе и чернее? ( в смысле цвет волос)

  • Поповна темнее, чем Царевна-лебедь, и младше, чем Царица. Поповна светлее, чем Царица, и старше, чем Царевна-лебедь. Кто самый темный и самый молодой?

Царица-Поповна-Царевна-лебедь. (темнее всех Царица, моложе - Царевна-лебедь)

Царица: Последний шанс тебе даю, похвали, я говорю…

Зеркало смеется!!!

Тогда вы похвалите (обращается к детям), иначе не отдам конверт.

6. Станция - Белочка

Здравствуйте, узнали меня? Из какой я сказки («Сказка о царе Салтане…»). Я очень люблю веселиться и шутить. Вам нужно догадаться правду ли я говорю или нет.

Игра «Правда-неправда»

  1. А правда ли, что две девицы под окном пряли поздно вечерком? (нет, 3);
  2. Правда ли, что царь Салтан превращался то в комара, муху, шмеля (ударение сделать)? (нет, Гвидон)
  3. Правда ли, что белочка при всех
    Золотой грызет орех,
    Тот алмазец вынимает, (изумрудец)
    А скорлупку собирает,
    Кучки равные кладет
    И с присвисточкой поет
  4. «Во поле береза стояла, во поле кудрявая стояла…» (нет, во саду ли)
  5. Правда ли, что Пушки с пристани палят,
    Кораблю уплыть велят. (пристать)
  6. Правда ли, Царь с царицею простился,
    В путь-дорогу снарядился,
    И царица у «компа»
    Села ждать его одна. (окна)
  7. Правда ли, Черной зависти полна,
    Бросив зеркальце в подушку (под лавку)
    Позвала она Чернушку (к себе Чернавку)
  8. Правда ли, И молва трезвонить стала:
    Внучка царская пропала!
    Тужит бедный царь по ней. (дочка)
  9. Правда ли, И к царевне наливная, (наливное)
    Молодая, золотая, (молодое, золотое)
    Прямо груша в рот летит... яблочко летит
    Рысь как прыгнет, завизжит... (пес)
  10. Правда ли, что Бедненькой бес
    Под корову подлез,
    Понатужился,
    Понапружился,
    Приподнял корову, два шага шагнул,
    На третьем упал, ножки протянул. (кобылу)
  11. Правда ли, что Дед раз он в море закинул невод, -
    Пришел невод с мелкою галькой (одною тиной).
    Он в другой раз закинул невод,
    Пришел невод с трубою морскою. (травою морскою)
    В третий раз закинул он невод, -
    Пришел невод с одною рыбкой,
    С непростою рыбкой, - осетровой. (золотою)
  12. Правда ли, Удивился старик, испугался:
    Он рыбачил тринадцать лет и три года (тридцать)
    И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
  13. Правда ли, Стал он кликать золотую рыбку,
    Приплыла к нему рыбка, спросила:
    «Чего тебе надобно, старый?» (старче)
    Ей старик с поклоном отвечает:
    «Смилуйся, осетровая рыбка! (государыня)
  14. Правда ли, Старичок к старухе воротился.
    Что ж? пред ним больничные палаты (царские).
  15. Правда ли, Негде, в тридевятом царстве,
    В тридесятом государстве,
    Жил-был славный царь Давид (Дадон).
    С молоду был грозен вид. (он)
  16. Правда ли, Петушок с высокой спицы
    Стал стеречь его пшеницу (границы).

Если останется время, мальчики встают в круг и хлопают в ладоши, а девочки танцуют с платочками под песню «Во саду ли в огороде».

7. Станция - Балда

Балда:

Я к попу работником нанимался
И об оплате сторговался:
За труд готов был взять щелчками.
Кто я, догадайтесь сами.

У меня для вас вот какое задание. Вам нужно вычеркнуть все буквы д з ф х щ ъ э ю я на доске, и прочитать, что получится. (Дети вычеркивают на интерактивной доске буквы д з ф х щ ъ э ю я. Получится фраза:

Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы. (без знаков)
И кричит: «Кири-ку-ку.
Царствуй, лежа на боку!»)

8. Станция - Звездочет - ребусы

Звездочет:

Сосчитать совсем не просто
Ночью в темном небе звезды.
Знает все наперечет
Звезды в небе…

Команды проходят все испытания. Собирают 8 конвертов с картинками из произведений А.С.Пушкина.