Воспитание культуры поведения у дошкольников теснейшим образом связано с воспитанностью самого педагога - каждую минуту, секунду. Вы своим обликом, манерами, голосом, взглядом, жестом и словом оставляете след в душах доверенных вам детей. И может быть на всю жизнь. Почаще старайтесь смотреть на себя со стороны, почаще сверяйте свои поступки и дела с тем, как должно быть и есть на самом деле. Всегда ли ваши слова и действия совпадают на самом деле? Мало знать методику, читать литературу, необходимо обладать такими душевными качествами, при которых педагог не только принимает решение, но и еще убежден, что именно так необходимо поступить в том или ином случае.
Под педагогической культурой современного педагога понимают часть общей культуры человека, которую можно рассматривать динамическую систему (которая постоянно изменяется, движется) педагогических ценностей, способов деятельности и профессионального поведения педагога
Педагогическая культура несет тройную нагрузку:
- во-первых, каждый педагог является лицом организации, в которой работает. И по тому, как он общается, оценивают образовательное учреждение.
- во-вторых, культура поведения, характеризует педагога, как личность, соответствующему общественному развитию.
- в третьих, культура поведения педагога является профессиональным качеством, оказывающим воспитывающее воздействие. И только владея культурой поведения, педагог может качественно формировать её у тех, кто находится в зоне его педагогической деятельности.
Современный педагог, обладая уровнем образованности, передает свои профессиональные знания детям, коллегам-педагогам и родителям.
Рассмотрим некоторые правила поведения педагога с детьми в «трудных» ситуациях:
- Обратите внимание, как Вы зовете ребенка. Обращение к ребенку только по имени.
- Не допускается приказного, административного характера просьб, без приглашающих интонаций, без слова «пожалуйста».
- Если вы просите дошкольника сделать что то (принести себе стульчик, например), добивайтесь, чтобы ребенок это сделал.
- Необходимо научиться акцентировать свое внимание на поступках, а не на личности самого ребенка. («Мне не нравится, как ты себя ведешь в данный момент!)
- Следите за своей речью. Не нужно употреблять слов, говоря о проступках детей или конкретного ребенка, наречиями постоянного значения (всегда, никогда). Например, не нужно говорить ребенку: «Ты всегда балуешься!» «Ты никогда меня не слышишь!». А нужно сказать: «Ты сегодня балуешься» либо «Ты сегодня меня не слышишь!». А еще лучше, если вы скажете ребенку: «Мне приятно, когда ты, Миша, ведешь себя хорошо», «Мне так нравится, когда ты меня, Андрей, слушаешь и слышишь».
- Займитесь своими негативными эмоциями. Если вы заметили, что раздражаетесь на те моменты, которые раньше вас не раздражали, принимайте профилактические витаминно-минеральные комплексы.
- Не усиливайте напряжение ситуации с ребенком, не давите на него.
- Обсудите позже его поступок.
- Позвольте вашему воспитаннику «сохранить лицо».
- Не сравнивайте детей друг с другом, старайтесь говорить о самом ребенке и его развитии.
- Демонстрируйте модели неагрессивного поведения, владейте приемами конструктивного взаимодействия.
- Извинитесь, если были неправы с ребенком.
- Верьте в ребенка, поддержите его, похвалите.
- Будьте доброжелательны с ребенком, учитесь расценивать его поступок в доброжелательном смысле.
- Необходимо признавать мнение ребенка, если оно отличается от Вашей точки зрения.
- Поведение дошкольника, его воспитанность, и навыки обучения, ни в каком случае, не должны влиять на Ваше уважение к нему. Умейте разводить воспитанность и оценку личности ребенка.
Педагогу в современных условиях важно грамотно выстроить общение со своими коллегами, добиться благоприятного микроклимата и взаимопонимания в вашей группе и в коллективе в целом.
Главное, не стоит забывать, что стиль нашего взаимодействия с коллегами и с родителями является живым примером для подражания детей.
Все воспитатели разные, уникальные в своем роде, каждый по-своему старается внести свой вклад в общее дело. Давайте рассмотрим приемы конструктивного взаимодействия, которые помогут педагогам в работе.
Приемы конструктивного взаимодействия
- Создание доверительной атмосферы
- использование простых фраз
- нейтральные/актуальные для собеседника темы
- позитивный настрой
- Компетентное и эмоционально-окрашенное предоставление
информации
- поддержание своего авторитета
- способность вдохновлять, вести за собой
- Культура общения
- внутренняя безмятежность
- сохранение достоинства в ситуациях эмоциональной провокации
- Взгляд со стороны
- способность увидеть себя глазами окружающих
- Я - высказывание
- сообщение о своих чувствах «Я огорчена тем, что…»
- описание ситуации «…до сих пор нет результата...»
- пожелание «…я хочу, чтобы к следующей неделе …»
- Активное слушание
- эхо (дословный повтор последних слов с вопросительной интонацией)
- уточнение «я правильно поняла, что…»
- перефразирование «то есть вы хотите сказать…»
- присоединение (к интонации, жестам, позе собеседника)
- эмпатия «похоже, новость Вас порадовала…», «вы расстроены…»
- Предупреждение конфликтов
- снизить модальность негативных эмоций (авторитарно/подключиться к успокоению)
- уйти от ситуации (переключиться на другую тему/обратить все в шутку)
- Позитивное представление
- подчеркивание положительных качеств и достижений
- корректное указание на изменение определенного поведения
- Положительное послание
- «Я верю, что у тебя все получится!»
- «В Вашем успехе я не сомневаюсь!»
- Поддержание инициативы
- приветствие интереса и стремления педагога к самовыражению
- рассмотрение и учет всех предложений
- Привлечение к общему делу
- включение в реализацию важного мероприятия
Уже давно в педагогических кругах стала расхожей фраза: «Не так сложно работать с детьми, как трудно общаться с их родителями». Практически у каждого педагога найдется масса примеров, как нелегко бывает добиться взаимопонимания с родителями: кто-то отмахивается от советов воспитателя - «Мы вам их отдали, вы их и воспитывайте», кто-то избегает родительских собраний, другие начинают обвинять педагога во всех возникших проблемах и т.д. Поэтому педагогу важно знать структуру, стили общения, уметь находить выход из конфликтных ситуаций. В педагогической культуре именно общение является важнейшим фактором профессионального успеха. По мнению М.И.Скаткина «Высокая техника педагогического общения - не только один из компонентов, но и ведущая составляющая педагогического мастерства».
Рассмотрим, педагогические качества, помогающие педагогу лучше взаимодействовать с родителями.
- Обладание устойчивой потребности в самосовершенствовании в сфере общения с родителями
- Признание роли родителей в воспитании детей как ведущей и роль педагога как их «помощника»
- Стремление к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей
- Обладание высокой степенью диалогичности в общении с родителями.
- В общении с родителями проявление внимания, выдержки, тактичности, другие профессионально значимые качества.
- Владение знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей.
- Учитывание социальных запросы родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними.
- Умение планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей.
- Обладание развитыми коммуникативными навыками.
Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действующим.
Вывод однозначный: над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать. Не нужно забывать о том, чтобы:
- Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
- Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
- Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке - это лучший способ расположить родителей к себе.
- Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
- Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
- В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости - этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.
Говоря об общении, необходимо уделить внимание самопрезентации педагога. Педагог еще не успел ничего сказать, а мнение о нем уже сформировано, в соответствии с впечатлением, которое он произвел на собеседника. Внешний вид педагога: одежда, прическа, походка и многое другое подсказали родителям в какой манере с данным педагогов нужно общаться. Поэтому очень важно для педагога преподнести себя: быть аккуратно одетым, в чистой обуви, чтобы это были туфли, а не мягкие тапочки без задников. Ведь родители, как и педагоги, «считывают» информацию с его внешнего облика, подстраиваются под определенное состояние собеседника. В это время педагог может уловить настроение родителя, отношение к себе, нащупать нужный тон, создать атмосферу делового взаимодействия. Как правило, учителя в школе достаточно серьезно относятся к своему облику, а вот воспитатели детских садов почему-то считают, что нет смысла стараться хорошо выглядеть и быть аккуратным, поскольку дети слишком малы и ничего не понимают. К сожалению, это ошибочное мнение, именно работники детского сада должны уделять особое внимание своему внешнему виду, которое является одним из факторов формирования внутренней культуры ребенка.
Таким образом, педагог в современных условиях являясь лицом организации, демонстрирует как личность свою педагогическую культуру, а она является профессиональным качеством, оказывающим воспитывающее воздействие.
Литература
- Ариарский, М.А. Повышение квалификации как компонент непрерывного образования / М.А.Ангарский, Л.П.Малаховская, П.С.Хефец; под ред. И.П.Кузьмина. СПб: ЦИПК ПО, 1995. - 223 с.
- Болотина Т.В. Вопросы толерантности в современном российском Образовании /Преподавание истории в школе. 2010 № 1 с 3-5.
- Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов-на/Д: Учитель, 1999. - 560с.
- Дмитриев, Г.Д. Многокультурное образование / Г.Д.Дмитриев // Народное образование. - М., 1999. - С.35.
- Поштарева Т.В. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде. Автореф. дис. … докт.пед.наук. - Владикавказ, 2009. - 47с.