Методическая разработка городского конкурса «День науки», посвященного празднованию Дня науки в России

Разделы: Химия, Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 11

Ключевые слова: День науки


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (58 МБ)


«Жизнь ставит цели науке; наука освещает путь жизни»
Н.К. Михайловский

Цель конкурса: повышение качества образования и эффективности обучения обучающихся средствами исследовательской деятельности.

Задачи конкурса:

  • повышать мотивацию к познавательной активности обучающихся;
  • развивать творческие способности, выявлять одаренных обучающихся через исследовательскую деятельность.

Постановка проблемных вопросов, рассмотрение проблем, отражающих научные разработки, раскрывающих неожиданные аспекты жизни человека позволит использовать полученные знания в профессиональной деятельности.

При подготовке к конкурсам обучающемуся необходимо ориентироваться в потоке информации. Важной особенностью проектной деятельности обучающихся является поиск и освоение естественнонаучных знаний с медицинской направленностью.

День российской науки - праздник ученых, исследователей, всех тех, кто всерьез занимается наукой. Ценность науки состоит в способности изменить жизнь человечества, сделать ее полнее, комфортнее, безопаснее.

День российской науки в Российской Федерации приурочен к историческому событию 8 февраля, ровно 298 лет назад была образована Академия наук России.

В честь этого события Указом президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина в 1999 году был учрежден День российской науки, который отмечается 8 февраля.

(слайды 4-5)

Россия стала первой страной, где было разработано учение о биосфере, впервые в мире в космос запущен искусственный спутник Земли, введена в эксплуатацию первая в мире атомная станция. За выдающиеся открытия российские и советские ученые были отмечены Нобелевской премией.

Первым из удостоенных, в 1904 году, стал академик Иван Петрович Павлов за работу по физиологии пищеварения, в 1908 году - Илья Ильич Мечников за труды по иммунитету.

(слайд 6)

В последние годы удалось серьезно нарастить потенциал российской фундаментальной науки. По целому ряду направлений она вышла на передовые позиции.

Синтезированы сверхтяжелые химические элементы, которые продолжили Периодическую таблицу Менделеева и получили атомные номера со 114-го по 118-й. В этом направлении наши физики самые передовые в мире.

Российские ученые из Нижнего Новгорода создали сверхмощный лазер, один импульс лазера в сотни раз превосходит мощность всех электростанций Земли.

Создание методов квантовой криптографии: шифрование информации, которую невозможно подслушать. Открытие нового подвида людей.

Предложены новые технологические диагностики в лечении сердечно-сосудистых заболеваний. Серьезные успехи достигнуты в регенеративной медицине.

Разработка и регистрация лекарства от смертельной лихорадки Эбола, превосходящего мировые аналоги.

Ученые Института биоорганической химии совместно с коллегами из Московского физико-технического института и Австралии разработали универсальную молекулярную платформу, которая позволяет быстро создавать лекарства от различных видов рака. И это далеко не все открытия, сделанные нашими учеными в области медицины.

(слайд 7)

Российская вакцина «Спутник V» - первая зарегистрированная в мире вакцина для профилактики COVID-19. Разработаны препараты для вакцинации: «Эпиваккорона», «Ковивак», «Спутник Лайт».

(слайд 8)

Труд гениальных российских ученых можно сравнить с подвигом - многие из них ценой собственной жизни и здоровья осуществляли эксперименты и добивались положительных результатов.

Развитие науки очень важно, как для России, так и для всего человечества. Она открывает путь в будущее, дает нам возможность познавать окружающий мир и тайны вселенной, спасает человеческие жизни.

(слайд 9)

Конкурсные задания.

  1. Представить визитную карточку команды.
  2. Продемонстрировать знание методологических характеристик исследования.
  3. Представить исследовательскую работу, посвященную выдающимся научным открытиям.
  4. Конкурс капитанов.
  5. Конкурс эрудитов.

(Слайд 10-12)

Конкурсное задание: Методологические характеристики исследования.

Непосредственные цели науки это описание, объяснение, прогнозирование процессов и явлений действительности, на основе открываемых ею законов.

Для того чтобы самому осуществить маленькое, но выполненное в соответствие с основными научными требованиями исследование, необходимо владеть методологическими характеристиками исследования или понятийным аппаратом.

(слайд 13-14)

Конкурсное задание: Установите соответствие между понятиями и их характеристикой.

Из представленного перечня Вам необходимо выбрать и записать номера тех понятий, которые относятся к методологическим характеристикам научного исследования.

(слайд 15)

Конкурс капитанов

Игра: ПРАВДА ИЛИ ЛОЖЬ? Будут представлены как реальные, так и мифические факты.

(слайд 16-17)

Например: Правда ли, что наш желудок называют «вторым мозгом»?

Правильный ответ. ПРАВДА. В желудке находится больше нервных клеток, чем у некоторых животных в головном мозге. Сочетание нервных клеток желудка имеет настолько сложные связи, что ученые называют его «вторым мозгом».

(слайд 18-19)

1 вопрос. Правда ли, что наша ДНК имеет в своем составе вирусы?

Правильный ответ. ПРАВДА. ДНК человека частично состоит из вирусов. Вирусы не могут размножаться сами по себе - поэтому некоторые из них нашли хитрый способ «встроить» свою ДНК в клетку-хозяина, чтобы впоследствии быть скопированными.

(слайд 20-21)

2 вопрос. Правда ли, что как в мужском, так и женском организме вырабатываются и мужские и женские гормоны?

Правильный ответ. ПРАВДА. Из тестостерона - образуется эстроген, а из прогестерона синтезируется тестостерон.

(слайд 22-23)

3 вопрос. Правда ли, что мозг обрабатывает 99% информации, воспринимаемой органами чувств, а 1 % отбрасывается как ненужный?

Правильный ответ. ЛОЖЬ. Мозг обрабатывает 1% информации, воспринимаемой органами чувств. Проходит только важная информация для организма на данный момент.

(слайд 24-25)

4 Вопрос. Правда ли, что сердце прокачивает кровь почти ко всем 75 триллионам клеток организма, кроме клеток роговицы глаза?

Правильный ответ. ПРАВДА. Клетки роговицы глаза - лишены кровеносных сосудов.

(слайд 26-27)

5. Вопрос. Правда ли, что наша кожа весит меньше, чем наш мозг?

Правильный ответ. ЛОЖЬ. Кожа человека весит вдвое больше, чем мозг.

(слайд 28-29)

6. Вопрос. Правда ли, что повседневное ношение кроссовок опасно для здоровья?

Правильный ответ. ПРАВДА. Ношение кроссовок способствует расширению сосудов и ненормальному расслаблению мускулатуры всего тела, а также большей потливости ног. Спортивная обувь предназначена только для тренировок.

Конкурс эрудитов

Конкурс «Эрудитов» выявит знания о себе, особенностях нашего организма и о препаратах «Аптечки скорой помощи» (представлен для 6 команд).

(слайд 30-32)

Задания для 1 команды.

Перед вами минералы: фторапатит, арагонит, кальцит, кристобалит.

Вопрос. В состав, каких органов, входят элементы этих минералов?

Правильный ответ: в основном входят в состав костей, в том числе в зубную эмаль.

(слайд 33)

Следующее задание видеовопрос.

Что изображено на экране?

Правильный ответ: На экране изображены форменные элементы крови: эритроциты, содержащие белок гемоглобин, имеющий четвертичную структуру белка, а так же лейкоциты и тромбоциты.

(слайд 34-36)

Задание, которое называется «Аптечка скорой помощи».

За минуту необходимо отгадать препарат, который находится в аптечке.

Внести «Аптечку скорой помощи».

Это органическое соединение, сложный эфир глицерина и азотной кислоты. Оказывает сосудорасширяющее действие у больных с сердечной недостаточностью, повышает толерантность к физической нагрузке, уменьшает тяжесть и частоту приступов.

Вопрос: Что за препарат лежит в аптечке скорой помощи?

Правильный ответ: НИТРОГЛИЦЕРИН. В медицинской практике применяют однопроцентный спиртовой раствор нитроглицерина. На основе нитроглицерина изготавливают взрывчатые вещества, например - динамит.

Задания для 2 команды.

(слайд 37-38)

Перед вами бритвенные лезвия, кости.

Вопрос: Может ли желудочный сок растворить эти предметы?

Правильный ответ: желудочный сок способен растворить бритвенные лезвия и кости, так как он содержит соляную кислоту.

(слайд 39)

Следующее задание видеовопрос.

Что изображено на экране?

Правильный ответ. Изображен биосинтез белка, в образовании которого принимают участие аминокислоты, например, белок инсулин, который вырабатывается в поджелудочной железе.

(слайд 40-42)

Следующее задание, за минуту Вам необходимо отгадать препарат, который находится в аптечке скорой помощи.

Это вещество применяется для очистки питьевой воды, хорошо адсорбирует катионы из раствора соли и плохо адсорбирует молекулы кислорода. Свойства этого вещества использовал русский химик Николай Дмитриевич Зелинский.

Вопрос: Что за препарат лежит в аптечке скорой помощи?

Правильный ответ: активированный уголь.

Задания для 3 команды.

(слайд 43-44)

За минуту Вам необходимо ответить на вопрос.

На экране представлены продукты метаболизма: щавелево-уксусная кислота, лимонная кислота, углекислый газ.

Вопрос: В результате, какого цикла образуются эти вещества в организме и на каком этапе энергетического обмена?

Правильный ответ: Цикл Кребса (цикл лимонной кислоты), который протекает в матриксе митохондрий, на третьем кислородном или аэробном этапе энергетического обмена.

(слайд 45)

Следующее задание видеовопрос.

Что изображено на экране?

Правильный ответ: Изображена передача наследственной информации, в которой участвуют хромосомы. Последовательность азотистых оснований ДНК составляет код отдельных черт индивидуума, таких, например, как цвет глаз.

(слайд 46-48)

Следующее задание, за минуту Вам необходимо отгадать препарат, который находится в аптечке скорой помощи.

При вдыхании этого препарата ускоряются все физиологические процессы в нашем организме.

Вопрос: Что за препарат лежит в аптечке скорой помощи?

Правильный ответ: раствор аммиака или нашатырный спирт.Вдыхание малых количеств раствора аммиака стимулирует работу сердца и нервную систему. Поэтому раствор аммиака дают нюхать при обмороках и отравлениях.

Задания для 4 команды.

(слайд 49-50)

За минуту Вам необходимо ответить на вопрос.

Углеводы всасываются в кровь в виде глюкозы, галактозы и фруктозы. В печени глюкоза откладывается про запас в виде гликогена.

Вопрос: Что происходит с фруктозой и галактозой?

Правильный ответ: В клетках печени фруктоза и галактоза изомеризуются или превращаются в глюкозу.

(слайд 51)

Следующее задание видеовопрос.

Что изображено на экране?

Правильный ответ: Изображены синапсы головного мозга - это структуры, которые связывают нейроны друг с другом и обеспечивают передачу нервного импульса.

(слайд 52-54)

Следующее задание, за минуту Вам необходимо отгадать препарат, который находится в аптечке скорой помощи.

Этот раствор применяется в качестве антисептика и раздражающего средства при инфекционно-воспалительных заболеваниях кожного покрова и слизистых оболочек, обработки краев ран, пальцев хирурга и операционного поля.

Вопрос: Что за препарат лежит в аптечке скорой помощи?

Правильный ответ: Для дезинфекции ран в медицине применяют йодную настойку, представляющую собой 10% -й раствор йода в спирте.

Задания для 5 команды.

(слайд 55-56)

За минуту Вам необходимо ответить на вопрос.

Внимание на экран! На экране представлена рыба.

Вопрос: Какой витамин усиливает всасывание кальция и фосфора в кишечнике? Отсутствие этого витамина ведет к неправильному формированию костной ткани и зубов.

Правильный ответ: Витамин Д.

(слайд 57)

Следующее задание видеовопрос.

Что изображено на экране?

Правильный ответ. Изображен фагоцитоз - это захват и поглощение инородных живых объектов: бактерий, фрагментов клеток.

(слайд 58-60)

Следующее задание, за минуту Вам необходимо отгадать препарат, который находится в аптечке скорой помощи.

Этот лекарственный препарат оказывает обезболивающее, жаропонижающее, противовоспалительное действие.

Вопрос: Что за препарат лежит в аптечке скорой помощи?

Правильный ответ: парацетамол.

Задания для 6 команды.

(слайд 61-62)

За минуту Вам необходимо ответить на вопрос.

Внимание на экран!

Перед Вами завитки и петли на пальцах

Вопрос. О чем могут рассказать завитки и петли на ваших пальцах?

Правильный ответ: Об индивидуальности каждой личности. Завитки и петли - это мельчайшие кожные складки, бороздки, линии, которые образуют узоры, индивидуальные для каждого человека. Эту особенность нашего организма широко используют в криминалистике для установления личности человека по отпечаткам пальцев.

(слайд 63)

Следующее задание видеовопрос.

Что изображено на экране?

Правильный ответ. Изображена транспортная роль крови: эритроциты поставляют кислород, а также другие белки транспортируют жизненно необходимые вещества, например гормоны, липиды и другие.

(слайд 64-66)

Следующее задание, за минуту Вам необходимо отгадать препарат, который находится в аптечке скорой помощи.

Внести «Аптечку скорой помощи».

Это бесцветная жидкость, обладающая мощными окислительными свойствами, способностью приостанавливать кровотечение и предотвращать инфекцию.

Вопрос: Что за препарат лежит в аптечке скорой помощи?

Правильный ответ: перекись водорода.

(слайд 67)

В современном мире человек взаимодействует с разнообразными веществами и материалами как природного, так и антропогенного происхождения. Для обеспечения устойчивого развития общества, мы должны владеть знаниями о здоровом, безопасном образе жизни.

Научно-исследовательская деятельность имеет решающее значение для совершенствования качества подготовки специалистов.