Индивидуализация дошкольного образования

Разделы: Работа с дошкольниками


Одна и те жа комната, стены, мебель и игрушки, те же педагоги, но каждый ребенок идет по своему пути развития. Кто-то пройдет мимо распустившего цветка герани, а кого-то он захватит на несколько дней. Другой не обратит внимание на потерянную кем-то шестеренку, а юный «конструктор» будет рад находке. Современный педагог обязательно заметит увлечения детей и создаст такую образовательную среду, в которой каждый ребенок будет чувствовать себя главным действующим лицом.

ФГОС ДО, четко фиксирует набор условий, которые должны быть реализованы в каждой образовательной организации, тем самым определяет характер изменений, структурирует действия и мысли педагогов, предлагает принципы организации среды и планирования деятельности, большое внимание уделяется индивидуальным особенностям каждого ребенка. Уважительное и заинтересованное отношение взрослого к чувствам и суждениям ребенка - залог здоровья и интеллектуального развития детей. Необходимо создавать такие ситуации, в которых ребенок будет ощущать тепло и принятие со стороны взрослых и сверстников, интересоваться высказываниями ребенка, окружать ребенка его фотографиями, его произведениями. Это и есть индивидуализация дошкольного образования, когда ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, ребенок - субъект образования.

Внешний мир дает множество возможностей для развития внутреннего мира ребенка. Какими из возможностей воспользуется ребенок, зависит от его интересов, состояния здоровья, доступности этих возможностей. Вступая в отношения с многоплановым миром, ребенок учится дифференцировать окружающий мир, тем самым персонифицирует свое образование. Результаты взаимодействия с миром у каждого ребенка свои.

Как создать равные условия для разных детей? Не всегда понятно как связаны ценности, заявленные в ФГОС ДО с конкретными моментами жизни группы. Общий характер требований дает пространство для творчества педагогов. Одни и те же требования должны реализовываться по-разному, воплощаться в жизнь разными способами.

Речь идёт не только о том, как обустроить центры активности, переставить мебель, но и о более важном как создать условия для игры, для встречи детей в детском саду, взаимодействии с родителями. речь идет об образовательной среде.

Изменение уклада жизни, правил, взаимодействий позволит выйти на новый уровень социальной ситуации развития ребенка, ориентированной на активность и самостоятельность.

Для ребенка близкие взрослые - это возможность выжить и развиваться, поэтому очень важно научить ребенка налаживать и поддерживать разноуровневые контакты, планировать и осуществлять свою деятельность, в кооперации с другими.

Взрослым необходимо слышать «голос ребенка». У ребенка должна быть возможность высказаться и быть услышанным взрослыми. Дошкольники постоянно стремятся выразить свое отношение к миру: они задают вопросы, отвечают на них, пытаются планировать, выдвигают гипотезы и пытаются реализовать свой замысел, сочиняют истории. Для того чтобы услышать «голос ребенка» необходимо время, которое найдется когда педагог поймет, что записывая детские ответы, вслушиваясь в детские истории и вопросы, разглядывая детские карты, он как раз и занимается образованием. Во время режимных моментов, в свободной деятельности, на занятии ребенок обобщает опыт заботы о нем: как к нему прикоснулись, с какой интонацией ему сказали, помогли ли, пожалели. Поэтому взаимодействие с ребенком должно быть теплым, уважительным, поддерживающим.

Необходимо создавать ситуации, в которых будет наличие возможности выражения отношения к происходящему: круги, детские советы, коврики для разговора на двоих, просто паузы в расписанном по минутам режиме дня ребенка. Вопросы взрослого об отношении и неторопливое выслушивание. Возможность говорить не хором.

Как построить диалог с дошкольниками, если их мышление наглядно-действенное и наглядно-образное, дети мыслят «образами и руками», сними сложно говорить на отвлеченные темы, разговор может перескакивать с темы на тему.

Для того чтобы пространство группы отвечало ключевым задачам дошкольного образования, сформулированным в ФГОС ДО - индивидуализации образовательного процесса, созданию условий для поддержки самоценности детства, развитию детской деятельности, оно должно соответствовать следующим требованиям:

  • пространство группы должно быть достаточно дифференцированным: в нем надо предусмотреть места для разных видов деятельности - экспериментирования, строительства, занятий с песком, водой, релаксации, уединения. уютное место. Для ощущения уюта недостаточно ковра. Диванчик с подушками-думками или мягкими игрушками не останется незамеченным. Разные центры активности предполагают и разные правила поведения;
  • дети, находящиеся в игровых зонах с тихими и подвижными играми, не мешали друг другу;
  • игровые зоны должны быть достаточно оборудованными насыщенными материалами, чтобы могла развернуться интересная игра;
  • пространство группы должно быть легко трансформируемым, чтобы его можно было изменять в соответствии с замыслом детей.

Индивидуализация дошкольного образования предполагает не только организацию предметно-пространственной среды, но умение разговаривать с ребенком и поддерживать взаимодействие между детьми, умение налаживать сотрудничество с родителями Воспитателю необходимо научиться слышать «голос ребенка», создавать комфортные условия для развития, искать приемы и методы активизации детей.

Список литературы

  1. Практика субъектности в образовании/ Под ред. М.М.Миркес. - М.: Линка-Прессс, 2019.
  2. Современный детский сад. Каким он должен быть/ Под ред. О.А.Шиян.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.