Формирование универсальных учебных действий посредством метода проектов в урочной и внеурочной деятельности младших школьников

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: проектная деятельность, метод проектов


Модернизация системы российского образования в соответствии с концепцией компетентностного подхода потребовало пересмотра целевых ориентиров в определении образовательных результатов учащихся. В качестве целей образования выступают не сумма «знаний, умений, навыков», которыми должен владеть ученик, а характеристики сформированности его личностных, социальных, познавательных и коммуникативных способностей. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию у учащихся системы универсальных учебных действий. Проблемы, связанные с поиском педагогических условий формирования у учащихся системы универсальных учебных действий, являются значимыми именно в начальный период обучения в школе. В этот период у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы, в это же время формируются умственные операции, действия и навыки, без которых невозможны последующее успешное обучение в школе.

В современной педагогической науке в самом общем виде универсальные учебные действия осмысливаются учеными как умение учиться, которое связано, как с общеучебными навыками и умениями, так и с коммуникативно-личностными качествами школьников (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарский, O.A. Карабанова и др.). Формированию у младших школьников общеучебных умений посвящены работы Л.C. Выготского, П.Я. Гальперина, К.Д. Ушинского, Д.Б. Эльконина, Г.А. Цукермани др. Теоретические подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся представлены в научных трудах А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, O.A. Карабановой и др. О приоритетности формирования у учащихся способности реализовывать универсальные учебные действия указано в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения.

Как одно их условий формирования универсальных учебных действий у младших школьников можно рассматривать проектный метод обучения в урочной и неурочной деятельности. Метод проектов возник и начал развиваться в 20-е годы ХХ века в США. Проектный метод построен на использовании различного вида проблемных исследований, поиск методов, направленных на реальный практический результат, значимый для участников образовательного процесса − ученика и учителя. В проектной деятельности приоритетной формой взаимодействия на уроках является «учитель - группа», что создает широкий спектр познавательно-коммуникативных ситуаций, требует от учащихся умения участвовать в диалоге, дискуссиях, аргументировано отстаивать собственную точку зрения (Дж. Дьюи, Е.С. Полат и др.).

Однако, несмотря на наличие большого количества научных публикаций по проблемам формирования универсальных учебных действий, вопросы о формировании универсальных учебных действий у младших школьников посредством использования метода проектов в урочной и внеурочной деятельности требуют изучения.

Обучение младших школьников в начальной школе является важным этапом становления личности ребенка, поэтому реализация новых образовательных стандартов начинается именно на первой ступени обучения. Приоритетными направлениями начального общего образования, согласно Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, является личностное развитие и формирование универсальных учебных действий у школьников наряду с предметными результатами обучения. Проблема изучения условий формирования универсальных учебных действий посредством метода проектов в урочной и внеурочной деятельности решается только в контексте знания и учета возрастных особенностей младшего школьника, границы которого охватывают возраст от семи до десяти-одиннадцати лет.

Важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе, определяет учебная деятельность, в рамках которой складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения развития ребенка. Такими «центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются:

  • качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;
  • рефлексия и внутренний план действий;
  • развитие нового познавательного отношения к действительности;
  • ориентация на группу сверстников» [35].

На начальном этапе обучения в школе важным является овладение учебной деятельностью. М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова считают, что «сформированной учебной деятельностью считается такая деятельность учащихся, когда они, побуждаясь прямыми мотивами самого учения, могут самостоятельно определять учебные задачи, выбирать рациональные приемы и способы их решения, контролировать и оценивать свою работу» [14, с. 186-187].

В Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения универсальные учебные действия относятся к метапредметным результатам образовательной деятельности. Метапредметные результаты, согласно глоссарию Федерального государственного образовательного стандарта, могут быть достигнуты на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. Они рассматриваются как освоенные учениками способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Значит, и универсальные учебные действия должны удовлетворять этим требованиям, а именно могут быть сформированы на базе одного или нескольких предметов и использоваться учащимися не только в учебном процессе, но и в жизни.

Способы учебной деятельности могут быть многообразными, включающими репродуктивные, проблемно-творческие, исследовательско-познавательные действия. Продуктом учебной деятельности является структурированное и актуализируемое знание, лежащее в основе умения решать требующие его применения задачи в разных областях науки и практики. Продуктом также является внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смысловом планах. Продукт учебной деятельности входит основной, органичной частью в индивидуальный опыт. От его структурной организации, системности, глубины, прочности во многом зависит дальнейшая деятельность человека, в частности успешность его профессиональной деятельности, общения.

Внеурочная деятельность учащихся младшего школьного возраста предусмотрена в структуре базисного образовательного плана новых стандартов. Основными направлениями внеурочной деятельности, закрепленными в базисном образовательном плане, являются: спортивно-оздоровительная, художественно-эстетическая, научно-познавательная, военно-патриотическая, общественно полезная и проектная деятельность. В связи с этим появилась потребность в создании программ внеурочной деятельности, которые должны носить практико-ориентированный характер [54].

Внеурочная деятельность способна решать общие задачи с урочной деятельностью не только в таких образовательных областях как «Искусство», «Технология», «Физическая культура», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», но и в образовательных областях «Математика и информатика» и «Обществознание и естествознание» и др. Так, например, «при освоении обучающимися основ естественнонаучных дисциплин, во внеурочной деятельности необходимо сделать акцент на воспитании эмоционально-ценностного отношения к природе, чувства ответственности за экологическое благополучие окружающего мира через участие детей в работе соответствующих экологических центров, включение в реализацию игровых экологически ориентированных программ, в том числе, в рамках детских общественных объединений» [6, с. 31-32].

В современной педагогической теории и практике огромную популярность у педагогов, занимающихся как теоретическими исследованиями, так и их практической реализацией, приобрели проектные технологии как метод обучения учащихся, в том числе и на этапе начального обучения в школе.

На сегодняшний день отечественными учеными-педагогами проведено множество исследований в области разработки и внедрения метода проектов в практику обучения, где он трансформировался в педагогическую технологию, отвечающую современным требованиям системы образования. Выделяется ряд характерных особенностей этого метода обучения. Прежде всего, это наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над проектом. Причем проблема должна иметь личностно значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения. Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создаётся автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта [64].

Современные исследования показывают, что проектные технологии имеют широкую сферу применения в образовании в самых разнообразных областях знаний, при обучении почти любому предмету, повышая учебную мотивацию, развивая познавательный интерес, творческие способности и т.д. Исследователи и педагоги, занимающиеся разработкой проектных технологий и использующие их на практике, сходятся во мнении, что проектная технология имеет широкие педагогические возможности для формирования универсальных учебных действий, способствует более глубокому усвоению программного материала, планированию собственной учебной деятельности, формированию умений и навыков практического использования изучаемого предмета, развивая собственно проектные умения и навыки, которые являются необходимыми качествами личности в современных условиях.

Экспериментальное исследование эффективности формирования универсальных учебных действий посредством метода проектов в урочной и внеурочной деятельности младших школьников проводилось на базе МОУ СОШ №19 г. Раменское среди учащихся 4-х классов в количестве 48 человек. В ходе исследования было сформировано 2 группы исследования. Экспериментальную группу составили младшие школьники 4 «а» класса в количестве 24 человека. Эти дети были включены в условия, направленные на формирование универсальных учебных действий средствами метода проектов в урочной и внеурочной деятельности Контрольную группу составили учащиеся 4 «в» классов, в количестве 24 человека, которые не были включены в заявленные условия.

Формирующий эксперимент представлял разработку и реализацию программы проектной деятельности в экспериментальной группе в урочной и неурочной деятельности младших школьников, которая осуществлялась в рамках актуального педагогического опыта учителя начальных классов по теме «Проектная деятельность младшего школьника как средство формирования универсальных учебных действий».

Цель программы: в ходе организации проектной деятельности внедрить методы и методические приемы, направленные на создание различных познавательных и коммуникативных ситуаций в урочной и внеурочной деятельности младших школьников, которые позволяют ученикам проявлять коммуникативную и познавательную активность, личностно-коммуникативные навыки и умения, способствующие развитию универсальных учебных действий.

После проведения формирующего эксперимента в экспериментальной группе младших школьников значимая положительная динамика, отражающая переход на новый уровень развития, выявлена по таким показателям универсальных познавательных действий, как учебный интерес, целеполагание и оценка. У детей контрольной группы также выявлен более высокий уровень универсальных познавательных действий, который отличается качественными характеристиками ее компонентов по сравнению с результатами предварительного тестирования, что отражает результативность процесса обучения. При сопоставлении данных экспериментальной и контрольной групп значимая положительная динамика в развитии компонентов универсальных познавательных действий, а именно учебно-познавательного интереса, целеполагания и действий оценки выявлена только в экспериментальной группе младших школьников. Описанные принципы, этапы организации проектной деятельности, алгоритмы деятельности учеников и учителя, организация деятельности проектных групп и критерии оценки результативности, подтверждают эффективность проектной деятельности в формировании универсальных учебных действий и могут быть применены в практической деятельности педагогов.

В заключение хочется отметить, что метод проектов - это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике. Он показывает путь перехода от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью. Систематическая и целенаправленная работа в данном направлении обеспечивает формирование у школьников универсальных учебных действий на более высоком уровне, что создаёт условия для повышения качества образования.

Список литературы

  1. Барахоева И.Б. Педагогическое сопровождение внеурочной деятельности, направленное на развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского, 2011. - №3(34). - С. 116-122.
  2. Введение ФГОС основного общего образования как фактор модернизации системы образования СК» // Под науч. ред. А.А. Волкова, доктора психологических наук - Ставрополь: ГБОУ ДПО СКИРО ПК и ПРО, 2012. - 170с.
  3. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. - М.: Педагогическое общество России, 2009. - 512 с.
  4. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений; под ред. И. В. Дубровиной. - 4-е издание - М.: ТЦ «Сфера», 2004. - 592 с.
  5. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами: рекомендации для учащихся, учителей и родителей. - Ярославль: Академия развития, - 2008. - С. 7- 197.

Электронные ресурсы

  1. Киселев Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании [Электронный ресурс]: учебник/ Киселев Г.М., Бочкова Р.В. - Электрон. текстовые данные. - М.: Дашков и К, 2012.- 308 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10924.- ЭБС «IPRbooks», по паролю.
  2. Новиков А.М. Методология научного исследования [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Новиков А.М., Новиков Д.А.- Электрон. текстовые данные. - М.: Либроком, 2010. - 280 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8500. - ЭБС «IPRbooks», по паролю