Модель сетевого взаимодействия по организации детского театра кукол

Разделы: Дополнительное образование

Классы: д/с, 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: кукольный театр


Актуальность организации детского театра кукол определяется образовательной политикой государства, направленной на «формирование и развитие творческих способностей обучающихся; удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии» (Приказ № 196, п.3).

Значимость младшего школьного возраста для развития детей трудно переоценить, ведь в этот период интенсивно развиваются их творческие способности, происходит становление личности, поэтому особенно актуальны занятия художественным творчеством, в процессе которых происходит субъектное становление ребенка. Как нельзя лучше для этой цели подходят занятия в детском театре кукол.

Кукольный театр как форма взаимодействия способствует социализации ребенка и его всестороннему развитию, так как на занятиях применяются различные виды деятельности: театрализованная, рисование, конструирование, работа над речью, развитие крупной и мелкой моторики, развитие пластической выразительности, выразительной мимики (ритмопластика). Изучение культурного наследия кукольного театра способствует духовно-нравственному воспитанию детей.

Роль детского театра кукол в развитии творческих способностей детей отражена в исследованиях Тимофеевой Т.В., Генераловой И.А. В своей работе мы использовали также опыт педагогов-практиков, занимающихся театральной деятельностью: Лясоцкой А.А.,Рахманиной М.Н., Родиной М.И., Сорокиной Н.Ф. Это идеи применения импровизаций в создании художественного образа, проработки элементов сценического общения в процессе выстраивания диалогов с партнёром по вербальному и невербальному принципу, работы над сценической речью и пластикой движений.

Проблема сетевого взаимодействия в разных сферах образования отражена в работах: Бугровой Н.С., Зубаревой Т.А., Конновой Н.М. и др.

В МБОУ ДО «Центр дополнительного образования г. Лесосибирска» на протяжении трех лет действует кукольный театр «Старая, старая сказка».

Методологической основой для разработки программы театра, ее содержания, форм и методов, являются идеи отечественных педагогов:

  1. Идея личностно-ориентированного образования на основе его индивидуализации и дифференциации (Леонтьев А.Н., Ломов Б.Ф., Петровский А.В.).
  2. Идея интегративно-деятельностного подхода (Сагатовский В.Н., Рубиншейн С.Л., Вихорева О.А. и др.).
  3. Идеи аксиологического подхода в педагогике (Сластенин В.А., Вершинина Л.В., Казакина М.Г., Кирьякова А.В., Равкина З.И. и др.).

Основу программы составляют игровые технологии и педагогика сотрудничества.

Особое значение на сегодняшний день приобретает сотрудничество учреждений при реализации программы детского кукольного театра: Центра дополнительного образования, библиотеки, школы, детских садов.

С 2020 г. кукольный театр активно сотрудничает с МБУК «Централизованная библиотечная система» по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Кукольный театр «Старая, старая сказка».

Целью данного сетевого взаимодействия является создание культурно-образовательного пространства сотрудничества для раскрытия творческих способностей и развития личности детей средствами театра кукол. Целенаправленная организация творческой деятельности младших школьников выступает как компонент данного пространства. Оно обеспечивает субъект-субъектное взаимодействие взрослых и детей.

Задачи:

  1. Расширить «театральный» кругозор обучающихся
  2. Обучить различным техникам создания кукол и декораций
  3. Подготовить представление театра кукол

Для достижения поставленных цели и задач задействованы все участники образовательного пространства, каждый из которых является необходимым элементом для их достижения.

Основываясь на анализе специальной литературы и практическом опыте мы разработали модель сетевого взаимодействия по организации детского театра кукол. Организации, участвующие в реализации данной модели: МБОУ ДО «Центр дополнительного образования детей города Лесосибирска» и МБУК «Централизованная библиотечная система».

Модель сетевого взаимодействия МБОУ ДО «ЦДО» и МБУК «ЦБС» по организации детского театра кукол (Богданова Р.А.)

Рис. 1

Как видно из схемы, юный артист взаимодействует с 3 субъектами. Обозначим основные функции каждого из них.

На сегодняшний день функции педагога дополнительного образования расширяются: помимо основной роли, он, организуя театральную деятельность детей, выступает и как консультант, и как модератор, и как тьютор. Педагог на протяжении реализации всего проекта по сетевому взаимодействию играет ведущую роль, поскольку прекрасно знает индивидуальные особенности каждого ребенка, его учебной деятельности. Педагог проводит следующие виды работ: организует и контролирует образовательный процесс (изучение особенностей театра кукол и создания кукольного спектакля, декораций, бутафории, руководство репетиционным периодом и т.д.), консультирует родителей по вопросам специфики театральной деятельности маленького актера, организует участие в разного вида мероприятиях (конкурсах, фестивалях, мастер-классах и т.д.), проводит индивидуальные консультации и занятия для ребят по актерскому мастерству, по подготовке к спектаклю. Особо стоит отметить важную роль сочетания индивидуальной и коллективной работы, т.к. во время индивидуальных занятий ведется работа над теми умениями ребенка, которые требуют особого, пристального, внимания. Затем на коллективных занятиях дети в процессе совместной работы показывают, чему научились. Здесь очень важно единство учебного и воспитательного моментов: ребята учатся поддерживать товарищей, помогать им, их слушать и слышать. А это очень важно для подготовки спектакля, где маленькие актеры ведут себя как один организм. Большую роль играют и самообразование педагога, и распространение полученного педагогического опыта в рамках участия в конференциях и конкурсах (фестивалях) разного уровня, мастер-классах и т.д.

Следующий элемент - МБУК «Централизованная библиотечная система», которая оказывает большую помощь в организации тематических мероприятий.

Так, для обучающихся и родителей совместными усилиями МБОУ ДО «ЦДО» и МБУК «ЦБС» были организованы и проведены: мастер-классы по пошиву кукол и созданию декораций, занятие-знакомство с закулисьем Государственного академического театра кукол им. С.В. Образцова; посещение спектакля «Снежные человечки» народного театра кукол «Лешунья» Евгения Ивановича и Татьяны Владимировны Васильевых, их мастер-класса по актерскому мастерству; посещение интерактивной выставки «Люди и куклы» с элементами кукловождения и спектакля «Крошка Енот» Красноярского театра кукол, познавательные викторины о мире театра кукол, организован репетиционный период, освещение совместной деятельности в СМИ и т.д.

Итак, в процессе сетевого взаимодействия участники объединили свои ресурсы: МБОУ ДО «ЦДО» (разработанная программа, кадровое, материально-техническое и информационное обеспечение) и МБУК «ЦБС» (библиотечный фонд, площадка для мероприятий, кадровое обеспечение, освещение в СМИ).

Следующим важным элементом модели являются родители. Самая важная их функция - это поддержание мотивации ребенка через проявление заинтересованности в его деятельности, Родители должны жить интересами своего ребенка, беседовать с ним, интересоваться его успехами на занятиях. Только в этом случае будет обеспечиваться творческое развитие ребенка. Родители могут помогать в создании кукол, декораций, бутафории, в разучивании ролей, скороговорок и пр. И самое главное - прийти поддержать своего ребенка и весь коллектив на выступлении.

Результатом апробированной нами модели сетевого взаимодействия по реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Кукольный театр «Старая, старая сказка» стали театральное представление «Весенние истории» к Всемирному дню театра (27 марта 2021 года), в рамках которого были показаны четыре спектакля и участие в отборочном туре V открытого городского конкурса детского и молодежного эстрадного творчества «Браво!», участие в он-лайн Международной научно-практической конференции «Пространство культуры» Фонда развития детских кукольных театров, в XIII Всероссийском фестивале детских любительских театров кукол «Первые шаги», во II Всероссийском конкурсе методических материалов детских любительских театров кукол «Встать на крыло».

Участие нашего театра в конкурсах, фестивалях, мастер-классах помогло ребятам проявить волевые качества, сплоченность и, конечно же, недюженные творческие способности.

Представление «Весенние истории» как результат реализации модели сетевого взаимодействия по развитию творческих способностей детей средствами театра кукол показало эффективность выбранной формы и позволяет говорить нам о достижении поставленной цели.

Работа в данном направлении, безусловно, будет нами продолжена.

Все этапы итоговых конкурсных мероприятий и текущая работа театра освещены в интернете (Вконтакте, группа Кукольный театр «Старая, старая сказка» https://vk.com/club174704880), на YouTube, канал «Театр кукол ЦДО г.Лесосибирска», https://www.youtube.com/channel/UC5cSmmzKRKHs6KBwOVayuqQ.

Таким образом, совместная деятельность всех участников образовательного процесса позволила создать особую развивающую атмосферу театра, в которую были погружены юные артисты. Они были и художниками-декораторами, и кукольниками, и режиссерами, и сценаристами.

Детский театр кукол - это эффективный инструмент, который в руках увлеченного педагога творит настоящее волшебство. Но волшебство случается с теми, кто много трудится. Поэтому организация работы с маленькими актерами должна строиться на основе максимального проявления всех возможностей ребят, на формировании их самостоятельности и раскрытии творческого потенциала, формирования представления о творчестве как важной составляющей жизни человека.

Список литературы

  1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [Электронный ресурс], https://minjust.consultant.ru/documents/41102
  2. Лясоцкая, А.А. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа второй ступени обучения в театре студии «Увлечение» (основной состав) «По ту сторону маски» [Электронный ресурс], http://vcht.center/metodika/131219maska/
  3. Рахманина, М. Н. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Грани» [Электронный ресурс], http://vcht.center/wp-content/uploads/2020/03/Biblio-02-20.pdf
  4. Сорокина, Н.Ф. Играем в кукольный театр: пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов / Н.Ф Сорокина. - М.: АРКТИ, 2000. -160 с.