Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но прежде всего на формирование личности обучающихся. Чтобы воспитать успешного гражданина своей страны, нужно научить его работать в команде, развить критическое мышление, тайм-менеджмент, лидерство, креативность, коммуникации - навыки XXI века, с которыми человек будет находить и использовать информацию, принимать нестандартные решения и нести за них ответственность.
В дружном лицейском сообществе МБОУ «Лицей №2» г. Братска с началом каждого учебного года появляются пятиклассники - перспективные ребята, для которых необходимостью является не только возможность почувствовать себя комфортно в лицее, но и занять своё место в его инновационной деятельности. Для педагогического и ученического коллектива важно в это время поддержать устремления обучающихся в 5-х классах и направить их в полезное русло, где каждый из них сможет проявить себя в организации досуга, самообразования и коммуникации.
Сотрудничество с пермским АНО ДПО «Сетевой институт ПрЭСТО» (проектирование, экспертиза, современные технологии образования) открыло новый путь учителям лицея. Выбор был сделан осознанно. Это внедрение технологии построения пространства открытого детского проектирования в образовательной системе. Это создание условий для постоянной работы детей над собой: поиск слабых мест в саморазвитии и стремление их развивать. Это работа над субъектностью ребенка, поддержка его личного движения и развития. Команда института ПрЭСТО предлагала к распространению наработанную в опыте концепцию и технологию. В данной работе будет рассказано, как в лицее №2» г. Братска удалось разработать собственную модель проектного пространства и реализовать ее до появления прецедентов детской проектной активности. Педагоги-тьюторы, воодушевившись идеями команды ПрЭСТО, не сомневались, что организация свободного проектирования способна развить гражданскую самостоятельность одарённых школьников, их инициативность, умение разрабатывать и воплощать собственные идеи с опорой на себя и ближайшее окружение.
Изучив специфику технологии свободного проектирования, члены проблемно-творческой группы увидели возможность реализации идеи в организации досуговой и игровой деятельности, поскольку именно здесь пятиклассники чаще всего без вмешательства взрослых способны стать авторами проекта, организовать свои действия и стать лидерами, опираясь на зону ближайшего развития. Так родилась «Твоя-Игра» - Т-ИГРА (Твой Интерес, Гармония, Разум, Активность) - событие, которое впоследствии стало в лицее успешным шагом к адаптации пятиклассников и ещё одной инновационной традицией.
«Любите ли вы играть? В занятиях какой деятельностью уже преуспели и можете здесь, в лицее, проявить себя?» - ответы пятиклассников на этот вопрос подтвердил, что направление для свободного проектирования выбрано правильно. И чем больше мы узнавали новых членов ученического коллектива, тем меньше оставалось сомнений, что они смогут свои креативные идеи воплотить в нашем лицейском коллективе.
Реализация детских проектов осуществлялась на основе Положения,
в котором были обозначены его основные моменты
(Приложение
1) Проект обсуждался членами ПТГ (в
проектно-творческой группе 10 педагогов). Педагоги-тьюторы в
течение двух недель стимулировали неадаптивную активность детей
и их замыслы в зоне ближайшего развития через игровую
деятельность, поддерживали и сопровождали игровые проекты,
выражающие инициативы детей в свободном пространстве. На
переменах и после уроков дети организовывали подвижные,
интеллектуальные и творческие игры, а результаты их активности
оценивал Высочайший совет из педагогов-тьюторов. Результаты
были озвучены во время театрального действия, организованного
восьмиклассниками. Проведённое в лицее событие имело
продолжение: учителя русского языка разработали и провели
занятия и уроки, целью которых была разработка серии уроков по
темам «Как сделать эффективную рекламу», «Обучение написанию
интервью», «Статья в газету», «Написание отзыва о событии в
лицее», «Учимся писать репортаж». Это стало потребностью,
потому что публицистические жанры хотя и опираются на реальные
факты, вызывают затруднения у обучающихся. Как написать о
событии, осмыслить его и выразить свои мысли, проведя
анализ-синтез. Учителя русского языка пытаются через внеурочную
деятельность сформировать первичные навыки уже у
пятиклассников. Так проектное событие поставило перед
педагогами новые задачи формирования речевых навыков.
По окончании события «Т-игра», проведённого в формате технологии свободного проектирования в лицее, тьюторы, организаторы собрались на рефлексивной площадке - эффективном образовательном элементе, особенно в условиях неоднородного опыта участия. Каждый педагог имел возможность зафиксировать важные для себя наблюдения и выводы, понимания и инсайты. Участие в рефлексии обогатило собственные мысли и впечатления от происшедшего.
Сегодня источником и двигателем в образовательной среде может стать каждый. Каждый и у нас в лицее имеет возможность самостоятельно и с помощью поддержки тьютора-наставника воплотить свою мечту в жизнь через реализацию собственного проекта. А единомышленники и помощники найдутся, ведь рядом и дети, и взрослые, работающие на личностный рост.
Открытое детское проектирование имеет свои особенности: ученик по собственной воле в режиме реальной действительности разрабатывает, предъявляет и реализует свои идеи, проявляя способность к свободному самостоятельному проектированию. «Я умею - я делюсь» - таков девиз «Т-игры», которая стала реальностью и открытием дороги к новым успешным проектам.