Класс: 6-7.
Деньги - лишь средство. Они приведут вас,
куда захотите, но направление пути
вы должны выбирать сами.
(Айн Рэнд)
Цель урока: Формирование у учащихся необходимых знаний, умений и навыков для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами.
Предметные УУД:
- Знать определения понятий «кредит», «потребительский кредит», «доступный кредит», «бюджетный кредит», «меняла», «банкир», «растовщик», «компаньон»;
- Уметь находить верные ответы при выполнении заданий функциональной грамотности.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные УУД:
- Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
- Уметь высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД:
- Уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- Слушать и понимать речь других;
- Совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.
Ожидаемый результат: способность учащихся выполнять задания/задачи в формате функциональной грамотности на основе письменной коммуникативной компетентности и оценке когнитивных умений: нахождения в тексте информации, интерпретация текста, рефлексии и оценки текста.
1. Этап мотивации к учебной деятельности
2. Организовывает погружение в проблему
Приветствие.
Цель: настроить детей на активную работу на уроке.
Подготовка рабочих мест, проверка готовности. Активизация внимания обучающихся.
Прием «Эпиграф к уроку»
3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Прием «Проблемная ситуация»
Семья Сидоровых решила сделать ремонт в квартире. Подсчитав затраты на ремонт, они поняли, что им необходим кредит. Но какой именно кредит взять в банке?! В обсуждении участвовала вся семья.
4. Этап выявления места и причины затруднений
Папа анализировал виды кредитов. Он подобрал несколько вариантов и предоставил их в виде таблицы.
Сын Вася решил рассказать о том, что он узнал на уроке истории по данному вопросу и предоставил свою таблицу.
Ученики проговаривают проблему затруднений и высказывают предположения: какое именно новое знание или новое умение поможет им разрешить затруднение.
Учитель истории напоминает детям о кредитах средневековья и задает наводящие вопросы:
Прием «Подводящий диалог»
- Есть ли у вас родственники, знакомые у которых есть кредиты?
- Объясните мотивацию потребителей, побуждающую их к получению кредита?
- Кто думает иначе?
«Наиболее прибыльными, хотя и не самым распространенными операциями по размещению капиталов торгово-банкирских компаний, были кредиты под проценты. Последние были разнообразными и зависели от цели и продолжительности займа. Так, венецианские документы XII в. свидетельствуют, что краткосрочный кредит (до одного года) мог предоставляться без взимания процентов. Но по истечении этого срока заем начинала приносить 20% годовых. Кроме того, за невозврат кредита предусматривалась уплата штрафа, который составил двойной размер кредита и начисленных процентов. Во Флоренции в начале XIV в. процент по обычным займам колебался от 10 до 15%. Со временем он возрастал до 20-30%, что зависело от ситуации на денежном рынке».
4. Этап первичного закрепления
Задание 1. Для выполнения данного задания используются предоставленные таблицы отца и сына. Посмотрев таблицы и еще раз подсчитав затраты необходимые для ремонта, мама сделала вывод, что им необходимо взять в банке кредит 200 000руб. Они могут погасить кредит в течение двух или трех лет. Осталось определить, в какое время и какой именно кредит является наиболее выгодным для семьи Сидоровых.
Таблица папы:
Вид кредита
|
Длительность |
Процент |
Дополнительные условия |
Потребительский |
До 5 лет |
3% годовых |
Min 300 тыс. Руб. |
Доступный |
От 2 до 5 лет |
8% ежемесячно |
Без ограничений |
Бюджетный |
От 1 до 5 лет |
9% годовых |
Без ограничений |
Информация Васи:
Вид кредита
|
Длительность |
Процент |
Дополнительные условия |
Краткосрочный |
До 1 года |
Без процентов |
За не возврат в срок пеня 25% годовых |
Краткосрочный после 1 года |
От 2 лет |
До 20% годовых |
Без ограничений |
Займы |
От 2 лет |
От 10 до 15% годовых |
Предпринимательские нужды |
Примечание: Учащийся должен изучить таблицы и сделать вывод:
- Что в средневековье они могут взять краткосрочный кредит после года под 20% годовых. Тем самым если они берут кредит на 2 года то выплата составит 280000руб.
- В наши дни выгоднее взять бюджетный кредит под 9% годовых, где выплата составит 236000 руб.
Следовательно, из рассуждений видно, что в наше время кредит бюджетный гораздо выгоднее, чем кредит в средневековье.
Ответ: В наше время бюджетный кредит является наиболее выгодным.
5. Этап работа с текстом и таблицами - работа парами
Задание 2. Ваша задача определить как будут отличаться условия погашения «Бюджетного» кредита в течение трех лет от условий погашения этого же кредита в течение двух лет?
Учащимся предоставляется таблица погашения на 2 года, им необходимо самостоятельно дополнить таблицу погашения кредита на 3 года и указать верно или неверно утверждение приведенное в таблице ниже.
Срок погашения |
Ежемесячные выплаты |
Общая сумма выплат |
Общая сумма уплаченных процентов |
Два года |
9834 |
236000 |
36000 |
Три года |
|
|
|
Утверждение |
Является ли данное утверждение верным? |
Ежемесячные выплаты будут больше в случае выплаты кредита в течении трех лет |
Верно/ Неверно |
Общая сумма уплаченных процентов будет больше в случае выплаты кредита в течение трех лет |
Верно/ Неверно |
Примечание: Это задание предлагает учащимся определить влияние продления срока погашения кредита с двух до трех лет на ежемесячные процентные платежи и на общую сумму уплаченных процентов. Годовая процентная ставка при этом не изменяется. Учащимся необходимо понимать, что такое кредиты и каковы условия займов, так как подобный вопрос может возникнуть в ближайшем будущем, например, если они захотят купить оборудование для запуска своего бизнеса или товары для отделки дома. Решение данного задания требует применения долгосрочного планирования и предвидения будущих последствий взятия кредитов с различной длительностью. Делать какие-либо расчеты не нужно. Ответ принимается полностью.
Правильный ответ: Неверно, Верно (в указанном порядке).
Задание 3. В современном банке большое количество должностей. В средневековом банке должностей было не меньше. Соотнесите банковские должности:
Современные банковские должности |
Средневековые банковские должности |
||
1 |
Валютный банкир |
А |
Ростовщик |
2 |
Председатель банка |
Б |
Меняла |
3 |
Эксперт по кредитам |
В |
Банкир |
4 |
Акционер |
Г |
Компаньон |
Примечание: из курса истории учащиеся должны вспомнить:
Менялы - люди, которые занимались обменом монет одного государства на монеты другого государства в Древнем мире и в Средние века. (т.е. обмен валюты)
Ростовщики - лица, которые предоставляют деньги в долг под определенный процент и на указанный срок. (т.е. эксперт по кредитам).
Банкир - владелец банка в средневековье.
Компаньон - человек, который вносил часть денежных средств на развитие банка.
Ответ: 1Б; 2В; 3А; 4Г
6. Обобщение усвоенного учебного материала
После выполнения всех заданий анализируются ответы учащихся, что способствует закреплению и систематизации полученных знаний. Вопросы для закрепления:
- Что такое кредит?
- Когда выгоднее брать кредит? И какой именно?
- Есть ли отличие должностей сотрудник в банка в средневековье и сегодня?
7. Домашнее задание
Ученикам предлагается творческое домашнее задание (разработать одно или более заданий по одной из тем: история кредита, кредит в других странах.