Данная программа курса внеурочной деятельности «Русская словесность" (профильный уровень) составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы МБОУ «Гимназия № 9», реализующей ФГОС на уровне среднего общего образования. Для реализации данной рабочей программы используются учебники и учебные пособия:
- Альбеткова Р.И. Основы русской словесности для 5-9 классов. - // Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. - М.: Дрофа, 2017.
- Альбеткова Р.И. Русская словесность. 5, 6, класс. - М.: Дрофа, 2017.
- Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику
«Русская словесность. 5,6 класс». - М.: Дрофа, 2017
Планируемые результаты освоения курса «Русская словесность» в 6 классе
Личностные результаты:
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты
Регулятивные:
- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов.
Коммуникационные:
- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Познавательные:
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Предметные результаты:
- идейно-художественное значение средств художественной изобразительности;
- способы выражения авторской позиции в произведениях разных эпох и литературных направлений, разных родов и жанров словесности;
- произведения словесности как целостное явление, как формы эстетического освоения действительности;
- художественное содержание, выраженное в словесной форме произведения;
- значение художественного образа, героя произведения, художественного пространства и художественного времени;
- понимание идеи произведения, в котором употреблены средства художественной изобразительности, в чтении произведения и в рассуждении о нем;
- использование средства художественной изобразительности языка в собственных устных и письменных высказываниях; определение темы и идеи произведения, исходя из внимания к поэтическому слову;
6 класс
Ученик научится: |
Ученик получит возможность научиться: |
1. Употребление языковых средств |
|
совершенствовать различные виды устной и письменной
речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и
письма, общения)
|
выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат |
2. Средства художественной изобразительности |
|
Уметь находить в тексте средства художественной выразительности, понимать их значение и применять в собственных высказываниях |
Употреблять тропы в устной и письменной речи |
3. Юмор в произведениях словесности |
|
Уметь выразительно читать тексты с различной стилистической и эмоциональной окраской |
понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; |
4. Произведения устного народного творчества |
|
Уметь видеть черты русского национа-льного характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народ-ных сказок и былин |
Уметь различать фольклорные и литера-турные произведения |
5. Эпические произведения |
|
Уметь анализировать текст и распознавать основные признаки текста, уметь выде-лять тему, основную мысль, ключевые слова, |
Определять микротемы, разбивать текст на абзацы, знать композиционные элементы текста |
6. Лирические произведения |
|
Уметь определять стихотворный размер, ритм, рифму стиха |
Владеть элементарной литературове-дческой терминологией при анализе литературного произведения |
7. Драматические произведения |
|
Уметь понимать роль авторской ремарки, реплик героев в диалоге, монологе героев. |
Уметь сочинять небольшое драматическое произведение |
8. Обобщение по теме «Язык как материал словесности» |
|
Уметь определять языковые явления в тексте |
Формы организации учебных занятий:
- урок-практикум;
- урок-«погружение»;
- урок-деловая игра;
- урок-соревнование;
- урок-консультация;
- компьютерный урок;
- урок с групповыми формами работы;
- урок взаимообучения учащихся;
- урок-мастерская;
- урок-зачет;
- урок-конкурс;
- урок-диспут;
- урок-игра;
- урок-диалог;
- урок-конференция;
- урок-семинар;
- урок-экскурсия;
- урок-путешествие.
Основные виды деятельности:
- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- взаиморецензирование;
- анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- разные виды разбора текста: лингвистический, стилистический, лингво-стилистический,);
- информационная переработка устного и письменного текста:
- составление плана текста;
- редактирование;
- создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;
- создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
- работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.
Содержание учебного предмета
6 класс (34 часа)
Употребление языковых средств
- Стилистическая окраска слов и предложений. Употребление языковых средств в зависимости от условий и цели высказывания.
- Стилистические возможности лексики. Общеупотребительная лексика, диалектизмы, профессионализмы, заимствованные слова.
- Стилистические возможности существительного, прилагательного и глагола.
- Употребление стилистических средств лексики и грамматики в разговорном языке и в художественных произведениях.
Средства художественной изобразительности
- Понятие о средствах художественной изобразительности. Метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха.
- Порядок слов в предложении, инверсия, повтор, риторический вопрос и риторическое восклицание, антитеза.
- Употребление средств художественной изобразительности в произведениях словесности.
Юмор в произведениях словесности
- Юмор в жизни и в произведениях словесности.
- Средства создания юмора: комическая неожиданность в развитии сюжета, в поступках и высказываниях героев; нарушение смысловой сочетаемости слов; соединение несоединимых явлений, предметов, признаков; употребление в одном тексте слов с разной стилистической окраской; юмористические неологизмы и др.
- Значение употребления средств создания юмора в произведении.
Произведения устной народной словесности
- Былина как героический эпос русского народа. Былинные герои и сюжеты. Особенности словесного выражения содержания в былине. Былинный стих.
- Легенда как создание народной фантазии.
- Предание о реальных событиях.
- Эпическое произведение, его особенности
- Что такое эпическое произведение.
- Литературный герой. Изображение средствами языка характера литературного героя. Раскрытие характера героя в сюжете произведения. Герой произведения и автор произведения.
- Особенности языкового выражения содержания в эпическом произведении. Повествование, описание, рассуждение, диалог и монолог в эпическом произведении.
Лирическое произведение, его особенности
- Что такое лирическое произведение. Особенности языка лирического произведения. Ритм и стих как средство выражения мысли и чувства в лирическом произведении.
- Двусложные и трехсложные размеры стиха.
- Рифма: ее смысловое (выделяет главное слово), эстетическое (красота звучания), ритмообразующее (сигнал завершения строки), композиционное (связывание строк в 1 строфу) значения. Мужские, женские и дактилические рифмы.
- Роль аллитерации в стихотворном тексте. Стиховая пауза.
-
Драматическое произведение, его особенности
Что такое драматическое произведение. - Языковые средства изображения характеров в драматическом произведении. Роль диалога и монолога. Реплика. Авторская ремарка. Способы повествования и описания в пьесе.
- Сюжет драматического произведения.
Календарно-тематическое планирование
№ |
Раздел. Тема урока |
Кол-во часов на изучение темы |
1 |
Введение. Стилистическая окраска слов и предложений. |
1 |
2 |
Стилистическая окраска слов и предложений. Употребление языковых средств в зависимости от условий и цели высказывания. |
1 |
3 |
Стилистические возможности лексики. Общеупотребительная лексика, диалектизмы, профессионализмы, заимствованные слова. |
1 |
4 |
Стилистические возможности существительного, прилагательного и глагола. |
1 |
5 |
Употребление стилистических средств лексики и грамматики в разговорном языке и в художественных произведениях. |
1 |
6 |
Понятие о средствах художественной изобразительности. |
1 |
7, 8 |
Метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха. |
2 |
9 |
Порядок слов в предложении, инверсия, повтор, риторический вопрос и риторическое восклицание, антитеза. |
1 |
10 |
Употребление средств художественной изобразительности в произведениях словесности. |
1 |
11 |
Юмор в жизни и в произведениях словесности. |
1 |
12 |
Средства создания юмора: комическая неожиданность в развитии сюжета, в поступках и высказываниях героев; нарушение смысловой сочетаемости слов; соединение несоединимых явлений, предметов, признаков; употребление в одном тексте слов с разной стилистической окраской; юмористические неологизмы и др. |
1 |
13 |
Значение употребления средств создания юмора в произведении. |
1 |
14 |
Былина как героический эпос русского народа. Былинные герои и сюжеты. |
1 |
15 |
Особенности словесного выражения содержания в былине. Былинный стих. |
1 |
16 |
Легенда как создание народной фантазии. |
1 |
17 |
Предание о реальных событиях. |
1 |
18 |
Что такое эпическое произведение. |
1 |
19 |
Литературный герой. Изображение средствами языка характера литературного героя. |
1 |
20 |
Раскрытие характера героя в сюжете произведения. Герой произведения и автор произведения. |
1 |
21 |
Особенности языкового выражения содержания в эпическом произведении. |
1 |
22 |
Повествование, описание, рассуждение, диалог и монолог в эпическом произведении. |
1 |
23 |
Что такое лирическое произведение. Особенности языка лирического произведения. |
1 |
24 |
Ритм и стих как средство выражения мысли и чувства в лирическом произведении. |
1 |
25 |
Двусложные и трехсложные размеры стиха. |
1 |
26 |
Рифма: ее смысловое (выделяет главное слово), эстетическое (красота звучания), ритмообразующее (сигнал завершения строки), композиционное (связывание строк в 1 строфу) значения. Мужские, женские и дактилические рифмы. |
1 |
27 |
Роль аллитерации в стихотворном тексте. Стиховая пауза. |
1 |
28 |
Что такое драматическое произведение. |
1 |
29 |
Языковые средства изображения характеров в драматическом произведении. |
1 |
30 |
Роль диалога и монолога. Реплика. Авторская ремарка. Способы повествования и описания в пьесе. |
1 |
31 |
Сюжет драматического произведения. |
1 |
32 |
Практикум «Работа с текстом» |
1 |
33-34 |
Резерв |
2 |