Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Русская словесность". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Данная программа курса внеурочной деятельности «Русская словесность" (профильный уровень) составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы МБОУ «Гимназия № 9», реализующей ФГОС на уровне среднего общего образования. Для реализации данной рабочей программы используются учебники и учебные пособия:

  1. Альбеткова Р.И. Основы русской словесности для 5-9 классов. - // Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. - М.: Дрофа, 2017.
  2. Альбеткова Р.И. Русская словесность. 5, 6, класс. - М.: Дрофа, 2017.
  3. Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику

«Русская словесность. 5,6 класс». - М.: Дрофа, 2017

Планируемые результаты освоения курса «Русская словесность» в 6 классе

Личностные результаты:

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты

Регулятивные:

  • умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
  • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов.

Коммуникационные:

  • умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
  • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
  • умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Познавательные:

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Предметные результаты:

  • идейно-художественное значение средств художественной изобразительности;
  • способы выражения авторской позиции в произведениях разных эпох и литературных направлений, разных родов и жанров словесности;
  • произведения словесности как целостное явление, как формы эстетического освоения действительности;
  • художественное содержание, выраженное в словесной форме произведения;
  • значение художественного образа, героя произведения, художественного пространства и художественного времени;
  • понимание идеи произведения, в котором употреблены средства художественной изобразительности, в чтении произведения и в рассуждении о нем;
  • использование средства художественной изобразительности языка в собственных устных и письменных высказываниях; определение темы и идеи произведения, исходя из внимания к поэтическому слову;

6 класс

Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться:

1. Употребление языковых средств

совершенствовать различные виды устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения)
при помощи современных средств устной и письменной коммуникации

выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат

2. Средства художественной изобразительности

Уметь находить в тексте средства художественной выразительности, понимать их значение и применять в собственных высказываниях

Употреблять тропы в устной и письменной речи

3. Юмор в произведениях словесности

Уметь выразительно читать тексты с различной стилистической и эмоциональной окраской

понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

4. Произведения устного народного творчества

Уметь видеть черты русского национа-льного характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народ-ных сказок и былин

Уметь различать фольклорные и литера-турные произведения

5. Эпические произведения

Уметь анализировать текст и распознавать основные признаки текста, уметь выде-лять тему, основную мысль, ключевые слова,

Определять микротемы, разбивать текст на абзацы, знать композиционные элементы текста

6. Лирические произведения

Уметь определять стихотворный размер, ритм, рифму стиха

Владеть элементарной литературове-дческой терминологией при анализе литературного произведения

7. Драматические произведения

Уметь понимать роль авторской ремарки, реплик героев в диалоге, монологе героев.

Уметь сочинять небольшое драматическое произведение

8. Обобщение по теме «Язык как материал словесности»

Уметь определять языковые явления в тексте

Формы организации учебных занятий:

  • урок-практикум;
  • урок-«погружение»;
  • урок-деловая игра;
  • урок-соревнование;
  • урок-консультация;
  • компьютерный урок;
  • урок с групповыми формами работы;
  • урок взаимообучения учащихся;
  • урок-мастерская;
  • урок-зачет;
  • урок-конкурс;
  • урок-диспут;
  • урок-игра;
  • урок-диалог;
  • урок-конференция;
  • урок-семинар;
  • урок-экскурсия;
  • урок-путешествие.

Основные виды деятельности:

  • оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • взаиморецензирование;
  • анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • разные виды разбора текста: лингвистический, стилистический, лингво-стилистический,);
  • информационная переработка устного и письменного текста:
  • составление плана текста;
  • редактирование;
  • создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;
  • создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
  • работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.

Содержание учебного предмета

6 класс (34 часа)

Употребление языковых средств

  • Стилистическая окраска слов и предложений. Употребление языковых средств в зависимости от условий и цели высказывания.
  • Стилистические возможности лексики. Общеупотребительная лексика, диалектизмы, профессионализмы, заимствованные слова.
  • Стилистические возможности существительного, прилагательного и глагола.
  • Употребление стилистических средств лексики и грамматики в разговорном языке и в художественных произведениях.

Средства художественной изобразительности

  • Понятие о средствах художественной изобразительности. Метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха.
  • Порядок слов в предложении, инверсия, повтор, риторический вопрос и риторическое восклицание, антитеза.
  • Употребление средств художественной изобразительности в произведениях словесности.

Юмор в произведениях словесности

  • Юмор в жизни и в произведениях словесности.
  • Средства создания юмора: комическая неожиданность в развитии сюжета, в поступках и высказываниях героев; нарушение смысловой сочетаемости слов; соединение несоединимых явлений, предметов, признаков; употребление в одном тексте слов с разной стилистической окраской; юмористические неологизмы и др.
  • Значение употребления средств создания юмора в произведении.

Произведения устной народной словесности

  • Былина как героический эпос русского народа. Былинные герои и сюжеты. Особенности словесного выражения содержания в былине. Былинный стих.
  • Легенда как создание народной фантазии.
  • Предание о реальных событиях.
  • Эпическое произведение, его особенности
  • Что такое эпическое произведение.
  • Литературный герой. Изображение средствами языка характера литературного героя. Раскрытие характера героя в сюжете произведения. Герой произведения и автор произведения.
  • Особенности языкового выражения содержания в эпическом произведении. Повествование, описание, рассуждение, диалог и монолог в эпическом произведении.

Лирическое произведение, его особенности

  • Что такое лирическое произведение. Особенности языка лирического произведения. Ритм и стих как средство выражения мысли и чувства в лирическом произведении.
  • Двусложные и трехсложные размеры стиха.
  • Рифма: ее смысловое (выделяет главное слово), эстетическое (красота звучания), ритмообразующее (сигнал завершения строки), композиционное (связывание строк в 1 строфу) значения. Мужские, женские и дактилические рифмы.
  • Роль аллитерации в стихотворном тексте. Стиховая пауза.
  • Драматическое произведение, его особенности
    Что такое драматическое произведение.
  • Языковые средства изображения характеров в драматическом произведении. Роль диалога и монолога. Реплика. Авторская ремарка. Способы повествования и описания в пьесе.
  • Сюжет драматического произведения.

Календарно-тематическое планирование

Раздел. Тема урока

Кол-во часов на изучение темы

1

Введение. Стилистическая окраска слов и предложений.

1

2

Стилистическая окраска слов и предложений. Употребление языковых средств в зависимости от условий и цели высказывания.

1

3

Стилистические возможности лексики. Общеупотребительная лексика, диалектизмы, профессионализмы, заимствованные слова.

1

4

Стилистические возможности существительного, прилагательного и глагола.

1

5

Употребление стилистических средств лексики и грамматики в разговорном языке и в художественных произведениях.

1

6

Понятие о средствах художественной изобразительности.

1

7, 8

Метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха.

2

9

Порядок слов в предложении, инверсия, повтор, риторический вопрос и риторическое восклицание, антитеза.

1

10

Употребление средств художественной изобразительности в произведениях словесности.

1

11

Юмор в жизни и в произведениях словесности.

1

12

Средства создания юмора: комическая неожиданность в развитии сюжета, в поступках и высказываниях героев; нарушение смысловой сочетаемости слов; соединение несоединимых явлений, предметов, признаков; употребление в одном тексте слов с разной стилистической окраской; юмористические неологизмы и др.

1

13

Значение употребления средств создания юмора в произведении.

1

14

Былина как героический эпос русского народа. Былинные герои и сюжеты.

1

15

Особенности словесного выражения содержания в былине. Былинный стих.

1

16

Легенда как создание народной фантазии.

1

17

Предание о реальных событиях.

1

18

Что такое эпическое произведение.

1

19

Литературный герой. Изображение средствами языка характера литературного героя.

1

20

Раскрытие характера героя в сюжете произведения. Герой произведения и автор произведения.

1

21

Особенности языкового выражения содержания в эпическом произведении.

1

22

Повествование, описание, рассуждение, диалог и монолог в эпическом произведении.

1

23

Что такое лирическое произведение. Особенности языка лирического произведения.

1

24

Ритм и стих как средство выражения мысли и чувства в лирическом произведении.

1

25

Двусложные и трехсложные размеры стиха.

1

26

Рифма: ее смысловое (выделяет главное слово), эстетическое (красота звучания), ритмообразующее (сигнал завершения строки), композиционное (связывание строк в 1 строфу) значения. Мужские, женские и дактилические рифмы.

1

27

Роль аллитерации в стихотворном тексте. Стиховая пауза.

1

28

Что такое драматическое произведение.

1

29

Языковые средства изображения характеров в драматическом произведении.

1

30

Роль диалога и монолога. Реплика. Авторская ремарка. Способы повествования и описания в пьесе.

1

31

Сюжет драматического произведения.

1

32

Практикум «Работа с текстом»

1

33-34

Резерв

2