Взаимосвязь работы педагога-психолога и воспитателя для создания условий развития двигательной активности детей

Разделы: Школьная психологическая служба

Класс: д/с


Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребенка, двигательной активности принадлежит основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребенка.

По мнению психологов, развитие личности осуществляется в деятельности. Ведущей деятельностью является игра. А его игровая деятельность выражается прежде всего в движениях: через движения глаз, языка, рук, через перемещения в пространстве, в манипуляциях игрушками, во взаимодействии с взрослыми, детьми, окружающими предметами. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в его мозг, тем интенсивнее идет психическое развитие.

Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формирование культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении. С каждым годом в мире отмечается увеличение умственной нагрузки на детей, увеличивается риск перегрузки детей, а любая перегрузка ведет к потере здоровья.

В здоровьесберегающем пространстве детского сада особое, самое важное место занимает физкультурно-оздоровительная работа и правильная организация двигательной деятельности воспитанников с учетом возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей детей, времени года и режима работы детского сада. В нашем детском саду работает такая система физкультурно-оздоровительных мероприятий:

  • утренняя гимнастика;
  • гимнастика после дневного сна с закаливающими процедурами;
  • занятия, прогулки;
  • досуги;
  • спортивные праздники и развлечения.

Каждый день ребенка в детском саду начинается с утренней гимнастики, которая позволяет получить заряд бодрости, поднимает настроение, дает стимул к рабочей активности на занятии. В утренний отрезок времени на детей ложится наиболее сильная нагрузка. В это время проходят занятия. Занятия требуют от детей длительного напряжения, связанного с поддержанием определенной позы и значительными зрительными нагрузками. В связи с этим в учебно-воспитательный процесс включаются оздоровительные мероприятия: гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, физминутки, которые необходимы для снятия психо-эмоционального напряжения.

После занятий наступает время прогулок, происходит динамическая перемена деятельности. Поэтому прогулки должны состоять из подвижных и сюжетно-ролевых игр, трудовой деятельности.

Основные компоненты здорового начала - покой и движение - они должны правильно сочетаться в режиме дошкольного учреждения. Поэтому важно создание в группах уголков уединения. Здесь дети могут посмотреть книги, просто полежать или посидеть на диване, кресле, ковре.

От состояния двигательной сферы и, соответственно, возможностей в овладении теми или иными движениями, моторными актами, двигательной деятельностью, в целом очень многое зависит в жизни человека: от развития жизненно необходимых способов передвижения (лазанье, ходьба, бег и др.) и формирования элементарных навыков самообслуживания в дошкольном детстве до овладения учебно-трудовой деятельностью в школьном возрасте и, наконец, выбора в будущем желаемой профессии, требующей высокого уровня координации движений.

Двигательная система оказывает благотворное влияние на весь организм и, особенно, на деятельность мозга. Доказано, что двигательная активность способствует повышению умственной работоспособности, речевому развитию, полноценному формированию произвольных движений и действий, лежащих в основе двигательного поведения человека.

Движения являются важным средством не только развития, но и воспитания ребенка, способствуя формированию его как личности. С помощью собственных движений, сопровождаемых соответствующими словами взрослых, ребенок познает окружающий его предметный мир, выражает свое отношение к нему, учится целенаправленно действовать в нем. Именно в движениях начинают просматриваться первые ростки смелости, решительности, выносливости, настойчивости маленького ребенка, которые в будущем станут формой проявления этих и других важных качеств личности. В играх с движениями и правилами ребенок приобретает навыки человеческого общения, осваивает опыт социального поведения.

У некоторых детей с особенностями в психофизическом развитии имеются различные отклонения в двигательной сфере, т.е. несоответствие уровня моторики возрастным нормам. Несовершенство движений может проявляться во всех компонентах моторики: в общей (крупной), в лицевой и речевой, а также в мелких движениях кистей и пальцев рук.

Несформированность крупной (грубой) моторики (движения руками, ногами, туловищем и т.д.) проявляется в виде плохой координации частей тела при выполнении сложных движений, их недостаточной точности и ловкости (неуклюжести), в выраженных затруднениях при выполнении физкультурных упражнений по показу или словесной инструкции. Наблюдения за тем, как дети умеют одеваться и раздеваться, как застегивают и расстегивают пуговицы, завязывают и развязывают шнурки, ленты и т.д., позволяют увидеть недостаточную координацию пальцев рук, т.е. несовершенство тонкой моторики. Недостатки в развитии лицевой и речевой моторики проявляются в невыразительности мимики, в затруднениях или полной невозможности произношения некоторых согласных звуков, в общей нечеткости, невнятности, «смазанности» речи.

Между развитием тонких движений пальцев рук и речевой моторикой существует определенная функциональная связь. Так, установлено, что уровень развития речи ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие пальцевой моторики ребенка соответствует его возрасту, то и речевое развитие будет в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает - задерживается, как правило, и развитие речи.

К сожалению, во многих семьях на развитие и совершенствование двигательной сферы детей должного внимания не уделяется. Большинство родителей полагает (особенно после того, как ребенок встал на ноги и пошел), что разнообразные движения (двигательные действия), жизненно необходимые ребенку, появляются у него с возрастом сами собой без особых усилий со стороны взрослых путем подражания их двигательным операциям в различных ситуациях. В лучшем случае ребенка учат в семье пользоваться столовыми приборами, одеваться, застегивать, зашнуровывать, завязывать и т.д. Однако нередко можно встретить детей, принимаемых в детские сады или поступающих в школу, у которых даже эти элементарные двигательные навыки по самообслуживанию бывают не сформированы.

Дети, не владеющие соответствующими двигательными навыками, приспосабливаются обходиться без них, прибегая к различным уловкам: надевают и снимают обувь, не расшнуровывая и не расстегивая ее; надевают и снимают головные уборы, не развязывая тесемок или вовсе отрывают их; обрывают пуговицы на одежде и т.п. Это ведет к еще большему отставанию детей в моторном развитии и, как правило, появлению у них в связи с этим различных вредных привычек.

Учеными замечено, что если ребенок поставлен в условия хронической гипокинезии, то у него развиваются своеобразные компенсаторные двигательные действия: раскачивание тела из стороны в сторону, рассматривание своих рук, навязчивые движения руками, сосание пальцев и др. Превращаясь в автоматические, эти действия в какой-то мере удовлетворяют необходимую потребность ребенка в движениях. Такие компенсаторные действия, превращаясь во вредные привычки, препятствуют развитию у ребенка необходимых двигательных актов.

В совместной работе с воспитателями дети каждой группы были распределены на 3 подгруппы в зависимости от уровня двигательной активности: 1-я подгруппа - дети высокой подвижности, 2-я подгруппа - дети средней подвижности, 3-я подгруппа - это дети низкой подвижности. При этом распределении учитывались следующие критерии.

Критерии оценки

  • 1-я подгруппа (Высокой подвижности). Очень подвижны, но не отличаются особой ловкостью и координацией движений, часто не внимательны во время выполнения физических упражнений. Импульсивны, неорганизованны, возбудимы. Не умеют выполнять двигательные задания в умеренном темпе и порой не доводят их до конца, совершают множество беспорядочных движений (покачивание, полуприседание, подпрыгивание и т.д.). Синдром дефицита внимания мешает им сосредоточиться, слушать объяснения взрослого и последовательно выполнять элементы различных видов движений.
  • 2-я подгруппа (Средней подвижности). Имеют хороший уровень развития физических качеств. Для них характерны разнообразная самостоятельная двигательная деятельность, насыщенная играми и упражнениями разной степени интенсивности целесообразном их чередовании. Они отличаются уравновешенным поведением, хорошим эмоциональным тонусом. Эти ребята активны, подвижны, проявляют творческие наклонности, стремятся быть лидерами. Даже при выполнении трудных заданий не обращаются за помощью к воспитателю, а стараются самостоятельно преодолеть препятствие. Однако этим детям не всегда удается правильно и качественно выполнить задание, у них отмечается не достаточное владение техникой движений.
  • 3-я подгруппа (Низкой подвижности). Этим детям присуща однообразная малоподвижная деятельность с преобладанием статического компонента. Часто они не уверены в своих возможностях, отказываются выполнять трудные задания. При возникновении сложностей пассивно ждут помощи со стороны воспитателя, медлительны, обидчивы.

В результате проведенного анализа выяснилось, что количество детей 1-й подгруппы (высокой подвижности) достаточно много в дошкольных группах (больше 10 человек в группе), т.е. около 40%.

Количество детей 3-й подгруппы (низкой подвижности) во всех группах приблизительно одинаковые (3-5 человек).

Исходя из этого, предлагаются рекомендации по оптимизации режима двигательной активности детей.

Рекомендации по оптимизации режима двигательной активности.

Первая подгруппа - дети с высокой двигательной активностью.

Развивать ловкость. Игры: «Дружные пары», «Петушиный бой», «Перекати назад», «Ловля бабочек».

Игра «Петрушка». Ребенок сидит на корточках, затем высоко подпрыгивает, расставив широко руки и ноги в стороны, после этого приземляется и вновь приседает на корточки.

Способствовать развитию внимания. Игры: «Не теряй пару», «Меняемся местами», «Круговорот», «Нитка с иголкой».

Игра «Поверни». Дети бегут друг за другом, подпрыгивая. Дойдя до условленного места, обозначенного, например, кеглей, ведущий поворачивается и ведет колонну в обратном направлении.

Разнообразить двигательную активность, подбирать игры с преобладанием ходьбы, лазания. Игры: «Медведь и пчелы», «Ловкие обезьяны», «Выше ножки от земли».

Добиваться выполнения двигательных заданий в нужном темпе, доводя их до конца, не совершая ненужных беспорядочных движений.

Добиваться четкости выполнения упражнений без проявления суетливости, беспокойства, несдержанности, раздражительности.

Учить саморегулировать деятельность и свое поведение.

Учить расслабляться с последующим восстановлением частоты сердечных сокращений.

Вторая подгруппа - дети со средним уровнем двигательной активности.

Обращать внимание на правильность выполнения задания.

Следить за качеством выполнения упражнений.

Совершенствовать технику движений.

Третья подгруппа - дети с низким уровнем двигательной активности.

Разнообразить двигательную деятельность детей, включая прыжки, бег. Игры: «Прыгни и повернись», «Найди пару в кругу», «Ловишка с лентами». Игра «Догони соперника». Дети выстраиваются в две колонны напротив друг друга на противоположных сторонах зала (площадки). По сигналу воспитателя дети выполняют задания в определенной последовательности: ходьба приставным шагом вдоль линии зала, учащенная ходьба, медленный бег (2-3 мин), ходьба с подскоками и обычная ходьба. В процессе выполнения заданий каждая колонна старается догнать друг друга; та, которой это удается, - побеждает.

Обогащать самостоятельный двигательный опыт детей.

Повышать их активность, подвижность детей.

Пробуждать стремление быть лидерами.

Поощрять самостоятельность при выполнении трудных заданий, выборе пособий, преодолении препятствий.

Учить преодолевать нерешительность, медлительность.

Предлагать игры и упражнения разной степени интенсивности, с целесообразным чередованием.

Воспитывать уверенность в своих возможностях. Привлекать к участию в играх-соревнованиях.

Использовать игры с применением спортивных пособий:

  • игры с палками - «Пропеллер», «Успей поймать», «Быстрее вверх»;
  • игры с мячом - «Быстро переложи мяч», «Перебрось мяч», «Догони мяч»;
  • игры с обручем - «Бегом в обруче», «Догони обруч», «Скорее в обруч», «Не теряй домик»;
  • игры с другими пособиями - «Береги мешочек», «Скорее до середины», «Схвати шнур», «Уточка», «Успей первым».