Площадь трапеции

Разделы: Математика

Класс: 8

Ключевые слова: геометрия


Предмет: геометрия.

Класс: 8 класс.

Учебник: Геометрия 7-9 класс, Атанасян Л.С. и др.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Основные цели:

Предметные:

  • Сформировать знание о формуле площади трапеции.
  • Сформировать умение применять формулу площади трапеции.

Метапредметные:

  • Тренировать умение фиксировать индивидуальное затруднение, выявлять его причину, формулировать цель деятельности, планировать свою работу.
  • Тренировать умение работать в группах, решать конфликтные ситуации, выражать свои мысли в устной и письменной форме.
  • Тренировать умение анализировать, проводить аналогию, делать вывод.

Эталоны:

Рисунок 1

Э-3

Рисунок 5

Задачи для решения в классе:

Пробное действие:

Найдите площадь трапеции, если ее высота равна 3 см, а основания равны 4 см и 5 см.

Решение задач с проговариванием у доски.

  1. Основания трапеции 10 см и 35 см, площадь равна 225 см². Найдите ее высоту.
  2. В парах

Основания трапеции 37 см и 35 см, площадь равна 144 см². Найдите ее высоту.

Задания с готовыми чертежами:

№1. В параллелограмме ABCD AB=8 см, BC=10 см. Меньшая высота параллелограмма равна 4. Найдите площадь параллелограмма и его большую высоту.

Рисунок 2

№2. Площадь треугольника равна 48 см2. Найдите высоту треугольника, проведенную к стороне, равной 32 см.

Рисунок 3

№3. В трапеции ABCD высота BH равна 6 см, основание BC равно 3 см. Найди площадь треугольника BCD.

Рисунок 4

Задачи для самостоятельной работы с самопроверкой^

  1. Найти площадь трапеции, основания которой 10 см и 15 см, а высота 6 см.
  2. Найти высоту трапеции, основания которой 10 и 40 мм, а площадь 625 мм².

Задачи

  1. Основание трапеции 26 см, высота 10 см, площадь 200 см². Найдите второе основание трапеции.
  2. Найдите площадь прямоугольной трапеции, основания которой равны 3 см и 1 см, большая боковая сторона составляет с основанием угол 450.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята!

- Сегодня у вас урок открытия новых знаний. Как происходит открытие нового? (Познавать новое будем, опираясь на раннее изученное, значит, нам сейчас необходимо повторить уже известное).

- Какую тему мы изучаем? (Площадь….)

- А площади, каких фигур вы уже умеем находить? (Площадь треугольника, площадь параллелограмма).

- А с какой целью мы открыли на прошлых уроках формулы площадей треугольника и параллелограмма? (Чтобы применять, чтобы решать более сложные задания).

- То есть мы будем применять знания, которые открыли на прошлом уроке.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

На доске вывешиваются эталоны (Э-1, Э-2) (Рисунок 1)

Предлагаю сейчас решить задачи по готовым чертежам, которые помогут вам подготовиться к открытию новых знаний. (дается время)

Задания с готовыми чертежами:

№1. В параллелограмме ABCD AB=8 см, BC=10 см. Меньшая высота параллелограмма равна 4. Найдите площадь параллелограмма и его большую высоту.

Рисунок 2

№2. Площадь треугольника равна 48 см². Найдите высоту треугольника, проведенную к стороне, равной 32 см.

Рисунок 3

№3. В трапеции ABCD высота BH равна 6 см, основание BC равно 3 см. Найди площадь треугольника BCD.

Рисунок 4

- Проверяем, фронтально. При проверке называйте номера эталонов, которые вы использовали. (эталоны висят на доске)

- Молодцы! Все, что будет необходимо для открытия нового знания, мы повторили. А теперь решите следующую задачу.

Найдите площадь трапеции, если ее высота равна 3 см, а основания равны 4 см и 5 см.

На решение вам 1 минута.

- Поднимите правую руку те, кто нашел площадь трапеции, а левую руку те, у кого не получилось найти. (Поднимают руку).

- Те, кто поднял левую руку, что у вас не получилось? (Не смог найти площадь трапеции).

- Те, кто поднял правую руку, вы уверены в правильности выполнения задания? (Нет, я не уверен).

3. Выявление места и причины затруднения

- А почему у вас не получилось? (Мне не хватило времени).

- А почему вы не уверены, что правильно нашли площадь трапеции? (Я нашел площадь, но не могу обосновать способ, я не знаю формулу нахождения площади трапеции.)

4. Построения проекта выхода из затруднения

Вы правильно определили причину затруднения, а теперь сформулируйте цель своей дальнейшей деятельности на уроке.

Цель нашей деятельности: Вывести формулу нахождения площади трапеции.

Тема урока: Площадь трапеции.

Что нам надо сделать? (Надо составить план действий по реализации сформированной цели).

- У вас на столе лежат пронумерованные шаги плана выхода из затруднения. Работая в парах, вы читаете шаги и расставляете их в нужном порядке. Результат вашей деятельности вы представите на планшетах.

После обсуждения на доске фиксируется план действий.

План:

1. Разбить трапецию на известные фигуры.

2. Найти площадь известных фигур.

3. Воспользоваться свойством площадей.

4. Записать формулу площади трапеции.

5. Реализация построенного проекта

Сейчас работая в группах по плану, мы выведем формулу площади трапеции. (Дается время 2 минуты.)

Один представитель из группы представляет доказательство на доске. Вывешиваем эталоны (Э-3). (Рисунок 5)

А теперь вернемся к пробному заданию и найдем площадь трапеции.

Найдите площадь трапеции, если ее высота равна 3 см, а основания равны 4 см и 5 см.

Решение:

Sтрапеции=3(4+5)/2=13,5 см²

6. Первичное закрепление во внешней речи

Решение задач с проговариванием у доски.

1. Основания трапеции 10 см и 35 см, площадь равна 225 см². Найдите ее высоту.

2. В парах

Основания трапеции 37 см и 35 см, площадь равна 144 см2. Найдите ее высоту.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу

А сейчас я предлагаю вам самостоятельно выполнить задания на нахождение площади трапеции.

  • Найти площадь трапеции, основания которой 10 см и 15 см, а высота 6 см.
  • Найти высоту трапеции, основания которой 10 и 40 мм, а площадь 625 мм².

Проверяем по эталону (эталон решения написан на доске или на слайде презентации).

Возникшие затруднения озвучиваем. Обсуждаются.

  • У кого возникли затруднения?
  • В чем причина затруднения? (в формуле, вычислительная)

8. Включение в систему знаний и повторение

Теперь я вам предлагаю задания, в которых мы будем использовать новое знание.

1.Основание трапеции 26 см, высота 10 см, площадь 200 см². Найдите второе основание трапеции.

2.Найдите площадь прямоугольной трапеции, основания которой равны 3 см и 1 см, большая боковая сторона составляет с основанием угол 45°.

3.Основания трапеции равны 36 см и 12 см, боковая сторона, равная 7 см, образует с одним из оснований трапеции угол 150°. Найдите площадь трапеции.

4.Тупой угол равнобедренной трапеции равен 135°, а высота, проведенная из вершины этого угла, делит большее основание на отрезки 1,4 см и 3,4 см. Найдите площадь трапеции.

9. Рефлексия деятельности на уроке

Какова была цель вашей деятельности?

Мы достигли поставленной цели?

Что вы использовали и что помогло в достижении цели?

Оцените свою работу на уроке с помощью смайлика.

Оценить:

  • я понял тему, но у меня есть сомнения
  • я понял тему и могу работать по эталону
  • я понял тему и могу объяснить другим

10. Домашнее задание

  1. Выучить формулу площади трапеции и уметь выводить её.
  2. Номера из учебника.