«Игрушка должна быть
трамплином для ребячьей мечты»
Лев Кассиль
Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без существования в нём игрушек. Именно они служат для него той средой, которая позволяет выражать свои чувства, исследовать окружающий мир, учит общаться и познавать себя.
Для того чтобы выяснить, как школьники относятся к наличию игрушек в кабинете психолога, был проведен письменный опрос, в котором приняли участие: 226 обучающихся 5-6-х классов и 10-11-х классов МБОУ СОШ№4 ОЦ г. Новосибирска.
1. Вспомните свою любимую игрушку в детстве! Как она появилась у вас? Сохранилась ли до сих пор?
Ответы школьников, независимо от возраста, очень похожи:
Мягкие игрушки (медведь, собачка, пони, ежик, пчела, Смурфик, зайчик, барс, кот, Лунтик, жираф, тигр, лемур, панда, волчонок, обезьянка, кролик, львенок и пр). Кроме того, мяч, кукла, человек-паук, матрешка, бинокль, машинки, железная дорога, конструктор, солдатики, автомат УЗИ с пульками, хрустальный шар, брелок в виде пистолета и даже отвертка.
Появились игрушки в подарок от родителей, бабушек, теть, крестных, братьев и сестер, друзей, деда Мороза, подарили на соревнованиях, накопили на них сами нужную сумму и стащили в детском саду.
Хранится до сих пор (в уголке мягких игрушек, под кроватью, в подвале, лежит на кровати, на даче, у сестры, в коробе, на полке, сидит на стуле, у родителей, у друга, в комоде, в коробке, в шкафу, сплю на ней, на балконе, у бабушки в деревне); несмотря на то, что игрушка старше меня (досталась от папы и его брата) - до сих пор в отличном состоянии- большинство ответов.
Утилизированы, отданы в детский дом, разорвала моя собака, порвалась, потерял, в мусорке, где-то пылится, потерял, не помню, неизвестно - всего 15% ответов.
Читая ответы школьников, мы узнаем, что среди любимых игрушек не обязательно большие, дорогие мягкие игрушки, экстравагантные куклы и электрические машины. У кого-то это невзрачный мишка, переданный папой и его братом по наследству, малюсенький пупсик с огромным количеством нарядов от тети, брелок или матрешка. Выбор игрушек - серьёзное и важное дело, не взрослые должны это делать, а только сам ребёнок.
Только он из огромного набора домашних игрушек, искренне подаренных ему родителями, из богатства витрин магазинов способен выбрать именно то существо, которое нужно ему. Выбор игрушек самим ребёнком внутренне обусловлен теми же эмоциональными побудителями, что и выбор взрослым друзей и любимых.
Зачем ребёнку любимая игрушка?
У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может
пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит.
Именно она поможет ему преодолеть страх одиночества, когда
родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и
надо уснуть, но не в одиночестве, а с игрушкой-подружкой. На
них иногда злятся, их наказывают и даже ломают, забрасывая в
дальний угол, но и их же вспоминают в минуты детского горя,
достают из угла и чинят, дорисовывают стёршиеся глаза и губы,
шьют новые наряды, пришивают уши и хвосты.
В настоящий момент времени разнообразие игрушек велико, есть
образные, конструктивные, дидактические, музыкальные и каждая
классификация игрушек подбирается под определенную задачу и
возраст ребенка.
2. Есть ли у вас сейчас игрушки? Какие? Играете ли вы с ними?
«Есть» - ответили 66% обучающихся. Названы: мягкие игрушки, куклы, роботы, конструкторы, разные модели машин.
5 классы |
6 классы |
10 классы |
11 классы |
|
играю |
55%
|
50%
|
10%
|
0%
|
редко играю |
||||
не играю |
34%
|
40%
|
70%
|
88%
|
Распространенная ситуация, когда ребенок (возраста начальной школы) хочет носить в школу игрушки, а родитель не разрешает это делать. Ничего плохого в этом нет, возможно, игра на перемене помогает детям справиться со стрессом нового. Поэтому носить игрушки в школу на начальной ступени это совсем неплохо, если это не мешает учебному процессу.
Благодаря нашему опросу, становится ясно, что игрушки остаются ценными даже для старшеклассников: для кого-то, как приятное воспоминание, а кто-то с ними спит, тискает, любуется и даже иногда играет.
3. Ваши любимые игры
Во всех классах перечислены в порядке убывания: компьютерные (35%), настольные (28%), спортивные (15%), подвижные (12%), головоломки (8%).
Предпочтение отдано компьютерным и настольным играм.
4. Что интереснее: играть с игрушками или в компьютерные игры? Поясните свой ответ
Компьютерные игры набрали больше голосов, чем игрушки и другие виды игр (подвижные, настольные и т.д.). При этом стоит отметить, что если в 5-х, 6-х и 10-х классах разница в выборе незначительна, то в 11-х классах перевес в сторону компьютерных игр ровно в 2 раза.
Преимущества последних, по мнению подростков, в том, что:
- они для радости;
- развивают стратегическое мышление;
- большое искусство;
- больше функций;
- можно играть онлайн с друзьями;
- можно выбрать любой сюжет; азарт, конкуренция;
- развивают внимание, интеллект и моторику;
- вызывают много эмоций;
- общение с людьми в соц.сетях.
Есть и другое мнение:
- выбор игрушек зависит от возраста и поколения;
- игрушки лучше развивают фантазию;
- интереснее игрушки, которые можно потрогать;
- настольные игры больше способствуют развитию;
- самое лучшее - завести домашнее животное, его можно гладить;
- они несравнимы;
- не могу выбрать, интересны оба варианта.
5. Как вы считаете нужны ли игрушки в кабинете психолога и какие? Обоснуйте ответ
выбор
|
5 классы |
6 классы |
10 классы |
11 классы |
да |
82% |
72% |
70% |
71% |
нет |
8% |
18% |
23% |
16% |
оставили
|
10% |
10% |
7% |
13% |
Из 226 обучающихся 131 ответили утвердительно. Игрушки, по мнению школьников, должны быть разные: мягкие, декоративные, развивающие, спортивные, а также настольные и компьютерные игры. Игры нужны, чтобы интереснее проводить уроки, просто поиграть, когда не хочется ни о чем говорить.
Функции игрушек:
- для познания друг друга;
- расслабления;
- для увлекательной игры, театрализации;
- антистресса, как успокоительные, чтобы держать себя в руках;
- поддержания приятной дружелюбной атмосферы, позитивного настроения;
- уюта, развлечения, комфорта, интерьера;
- психической разгрузки;
- развития;
- помогает социализации;
- «а кого обнимать на уроке»?
- для радости, чтобы было кого тискать, «жмякать»;
- снимать слишком «яркие эмоции»;
- разряжают обстановку;
- чтобы держать себя в руках;
- мягкие можно трогать, чтобы было спокойнее;
- для тестов и заданий;
- поностальгировать.
24 обучающихся высказываются против наличия игрушек в кабинете школьного психолога:
- совершенно бесполезны;
- отвлекают от работы, мешают сосредоточиться на определенной проблеме;
- это - хлам, кому это надо;
- не подобает в работе с психологией;
- пыль от них;
- несерьезная атмосфера для взрослых;
- если только в малом количестве - для детей.
Таким образом, большинству учеников, независимо от возраста, хочется «потискать» мягкие игрушки. Школьники уверены, что игрушки способствуют расслаблению и созданию дружеской атмосферы, а настольные игры - налаживанию общения и социализации.
6. Какие игрушки вы предпочли бы купить своим будущим детям?
5 классы
|
6 классы |
10 классы |
11 классы |
- мягкие игрушки, куклы, машинки, наборы,
|
- разные игрушки:
|
- разные игрушки:
|
- мягкие игрушки, конструктор,
|
В настоящее время детские психологи и педагоги бьют тревогу: современные игрушки уничтожают в детях креатив. Чем больше в игрушке заложено игровых функций, чем сильнее она похожа на свой «живой» аналог - тем меньше у детей поводов придумать игры самим. В подобных игрушках (интерактивные куклы, планшеты с простыми играми и викторинами, любые игрушки, что-то делающие при нажатии кнопок) любой игровой результат предсказуем. Это превращает ребенка из активного участника игры в пассивного наблюдателя. Поэтому важно, чтобы родитель правильно преподнес игрушку, придумал легенду, научил ребенка играть, помог развитию фантазии малыша, и тогда игрушка не будет бесполезной.
В кабинете школьного психолога игрушки тоже нужны, причем разнообразные: мягкие, пальчиковые, развивающие и пр. Они помогут узнать о переживаниях и чувствах ребенка, проводить диагностику и психокоррекционную работу, проигрывать проблемные ситуации, выразить слишком «яркие» эмоции. Главное, чтобы игрушки не хранились хаотично (не тратить время на поиск нужной), не пылились и находились в свободном доступе для школьников. Застекленные шкафы с полками - отличный вариант для их хранения.
Подводя итоги нашего опроса, можно отметить, что большинство учащихся с пятого по 11 класс проявляет большой интерес к мягким игрушкам, желание их гладить, «тискать», держать в руках для снятия стресса и тревожности, ностальгировать. Возможно, это следствие инфантильности нынешнего поколения подростков, нежелание взрослеть и брать на себя ответственность за свое будущее, а, может, многие из них не наигрались игрушками в детстве. В кабинете психолога школьникам предоставлена возможность завершить гештальт, «доиграть», прежде чем они покинут стены школы и окончательно уйдут во взрослую жизнь.
Литература
- Лобачевский А.И. Инфантильное поколение. Статья, 23.08.2015/ B 17.ru - Сайт психологов.
- Шарапова Т. Роль игрушек в жизни ребенка, на что обращать внимание при покупке игрушки. Статья, 10.08.2021/ B 17.ru - Сайт психологов.