Реализация проекта для дошкольников 5–6 лет с особыми образовательными потребностями “Лучше нет родного края!”

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Коррекционная педагогика, Патриотическое воспитание, Руководство учебным проектом

Класс: д/с

Ключевые слова: патриотическое воспитание, День России


Почему мы выбрали эту тему?

Ежегодно 12 июня отмечается государственный праздник День России. Как объяснить детям с особыми образовательными потребностями значение этого праздника? Как раскрыть для них смысл таких абстрактных понятий как Родина, Россия, Отечество, Отчизна? Как ввести эти сложные для детей с общим недоразвитием речи понятия в активный словарь? Эта тема не перестает быть актуальной, поскольку год от года особенные дети, дети с ООП, требуют поиска новых педагогических приемов и методик обучения и развития.

Паспорт проекта: «Лучше нет родного края!»

Вид: познавательно-творческий, групповой

Продолжительность: краткосрочный (10 дней)

Объект исследования: понятия Родина, родной край, страна, Отечество

Участники проекта: воспитанники старшей группы с особыми образовательными потребностями (ООП)

Руководитель проекта: учитель-логопед Нарышкина Юлия Михайловна

Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие детей с ООП.

Актуальность:

  • необходимость разработки и реализации современных технологий патриотического воспитания дошкольников;
  • недостаточные знания детей о нашей стране, необходимость формирования основ гражданственности и чувства патриотизма;

Цель: формирование понятия моя Родина с опорой на личный опыт детей.

Задачи:

  • воспитывать чувство патриотизма, любви к родине и гражданской идентичности;
  • формировать представления о понятиях Родина, Отечество, страна у детей с общим недоразвитием речи;
  • формировать образ Родины (государственные символы и политический образ, географический образ, историко-культурный образ)
  • расширить знания об окружающем мире;
  • вызвать у детей желание создать коллаж "Наша Родина - Россия"
  • развитие связной речи, способности к публичному выступлению (защита проекта).

Предполагаемый результат:

  • формирование начальных представлений о России, как многонациональном государстве;
  • расширение и активизация словаря по выбранной теме;
  • совершенствование связной речи;
  • изготовление коллажа;
  • защита проекта в форме участия в празднике "День России".

Предварительная работа:

  • беседа о понятиях: Родина, Отечество, страна, Россия;
  • чтение стихов о Родине;
  • просмотр видео роликов и прослушивание песен о России;
  • отгадывание загадок;
  • проведение викторины «Что я знаю о России?».

Продукт проектной деятельности:

  • создание коллажа (групповая работа).
  • участие в празднике "День России" в детском саду.

План реализации проекта:

  • чтение методической и художественной литературы по теме исследования;
  • просмотр иллюстраций, фотографий, презентаций;
  • проведение цикла тематических занятий;
  • работа над созданием коллажа и подготовка к защите проекта.
  • участие в празднике "День России" и защита проекта в детском саду.

Описание проекта

Немного истории.

День России (до 2002 года - День принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР) - 12 июня - Государственный праздник Российской Федерации. Отмечается ежегодно в день принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР 12 июня 1990.

В День России в Кремле Президент России вручает Государственные премии Российской Федерации. В Москве на Красной площади проходят торжества и массовые гуляния, которые завершаются праздничным салютом.

Приуроченный к Дню России проект "Лучше нет родного края!" был направлен на формирование у старших дошкольников с ООП таких понятий как Родина, Отечество, страна Россия.

Как готовился проект?

Сначала мы решили выяснить, как дети сами определяют понятие Родина, насколько дифференцируют понятия Россия и Родина, Москва, страна и город, столица. Решению задачи по расширению и активизации словарного запаса по теме способствовал просмотр видео роликов, слушание песен и стихов о родине с последующим обсуждением, а также дидактические игры: "Подбери слово", "Скажи по-другому", "Раз, два, три, признак назови", "Чего много". Юные исследователи закрепили свои знания в рисунках.

Ребята познакомились с географическим положением России на карте и глобусе, с помощью презентации и книги В.Степанова "Моя Родина - Россия" совершили виртуальное путешествие "От Москвы до самых до окраин".

Следующим этапом было знакомство с символами государства Российская федерация. Вместе с ребятами мы отвечали на очень сложные вопросы: Что такое герб? Почему орел двуглавый? Что символизируют цвета российского флага? Кто такой президент и что такое правительство? Познакомились со словами гимна Российской Федерации. Затем вместе с ребятами мы узнали, какие ещё символы есть у нашей Родины. Было интересно разгадывать загадки, одновременно расширяя свой словарный запас.

Не менее интересным было занятие, посвященное городу, в котором мы родились и живём, столице нашей Родины, городу-герою Москве. Мы говорили о том, как появилась Москва, как она строилась и развивалась, и, конечно знакомились с её достопримечательностями. На этом этапе проекта к нему подключились родители, ведь начало лета - самое лучшее время для семейных прогулок-экскурсий по нашему любимому городу. Родители поделились с нами сделанными фотографиями, а ребята своими впечатлениями о прогулках по родному городу.

Россия - многонациональное государство. Формированию понятий народ, национальность были посвящены следующие занятия. Сначала мы с ребятами посмотрели мультфильм "Народы России" https://www.youtube.com/watch?v=WalancQorgw, затем с помощью слайдов и иллюстраций познакомились с самобытностью отдельных народов населяющих территорию Российской Федерации.

С большим интересом участники проекта восприняли занятия, посвященные животному миру нашей Родины. Мы смотрели мультфильмы, отгадывали загадки, закрепляли полученные знания в изодеятельности, речевых играх и провели викторину.

Всего несколько дней оставалось до праздника, поэтому мы начали активную подготовку. Учили стихи и песни, подготовили загадки. Одновременно велась работа над коллажем "Наша Родина - Россия". Ребята готовились к защите проекта, который мы собирались представить на празднике как подарок нашей Родине на её День Рождения.

Заключительным этапом стало выступление ребят на празднике "День России" в детском саду, демонстрация коллажа и защита проекта перед другими ребятами.

Заключение

Одной из перспективных педагогических технологий в работе с дошкольниками с ООП является проектная деятельность. Личный опыт ребенка, полученный и осмысленный с помощью взрослого в ходе исследовательской деятельности, дает возможность для самовыражения, систематизации знаний и развития коммуникативных способностей, что особенно актуально для дошкольников с общим недоразвитием речи, имеющим особые образовательные потребности.

Занимаясь подготовкой проекта, ребенок может свободно выражать свои мысли и чувства, развивать свои творческие способности. Такой вид деятельности способствует формированию учебной мотивации у детей.

В ходе реализации проекта ребята значительно пополнили и актуализировали свой словарный запас, получили возможность проработать как отдельные лексико-грамматические категории так и свою связную речь и звукопроизношение. Проектная деятельность способствовала формированию учебной мотивации, у ребят повысился интерес к занятиям.

Работа над данным проектом стала лишь начальным этапом по воспитанию у юных москвичей гражданской ответственности, чувства патриотизма и любви к своему Отечеству.

В ходе подготовки и защиты проекта ребята выразили свое отношение к интересующей проблеме, проявили свои творческие способности, продемонстрировали знания, которые приобрели.

Метод проекта интересен и полезен не только детям, но и самим педагогам, так как он позволяет систематизировать материал по определенной теме, проработать его в разных образовательных областях, ощутить себя партнером детей в решении исследовательских задач.

Проектная деятельность связывает процесс воспитания и обучения с реальными событиями в жизни ребенка.

Список использованных источников

  1. Дмитриева К.А и др. "В Москве интересно!" - М., 2013
  2. Степанов В.А. "Моя Родина - Россия" - М., 2004
  3. Абрамова Лариса. Мультфильм "Народы России" [Электронный ресурс] - https://www.youtube.com/watch?v=WalancQorgw. - (дата обращения 01.06.2021).
  4. Атлас животный России [Электронный ресурс] - https://www.youtube.com/watch?v=S3-Gkvi5UFU&t=467s. - (дата обращения 07.06.2021)
  5. Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - http://wikipedia.org . - (дата обращения: 15.06.2021).
  6. Детские песни. Моя Россия. Красивая песня о Родине. [Электронный ресурс] - https://www.youtube.com/watch?v=dKpli5syMvk. - (дата обращения 02.06.2021).
  7. Самоний Натали. "Символы России… Загадки" [Электронный ресурс] https://stihi.ru/2011/01/13/1097 - (дата обращения: 01.06.2021).