Почему мы выбрали эту тему?
Ежегодно 12 июня отмечается государственный праздник День России. Как объяснить детям с особыми образовательными потребностями значение этого праздника? Как раскрыть для них смысл таких абстрактных понятий как Родина, Россия, Отечество, Отчизна? Как ввести эти сложные для детей с общим недоразвитием речи понятия в активный словарь? Эта тема не перестает быть актуальной, поскольку год от года особенные дети, дети с ООП, требуют поиска новых педагогических приемов и методик обучения и развития.
Паспорт проекта: «Лучше нет родного края!»
Вид: познавательно-творческий, групповой
Продолжительность: краткосрочный (10 дней)
Объект исследования: понятия Родина, родной край, страна, Отечество
Участники проекта: воспитанники старшей группы с особыми образовательными потребностями (ООП)
Руководитель проекта: учитель-логопед Нарышкина Юлия Михайловна
Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие детей с ООП.
Актуальность:
- необходимость разработки и реализации современных технологий патриотического воспитания дошкольников;
- недостаточные знания детей о нашей стране, необходимость формирования основ гражданственности и чувства патриотизма;
Цель: формирование понятия моя Родина с опорой на личный опыт детей.
Задачи:
- воспитывать чувство патриотизма, любви к родине и гражданской идентичности;
- формировать представления о понятиях Родина, Отечество, страна у детей с общим недоразвитием речи;
- формировать образ Родины (государственные символы и политический образ, географический образ, историко-культурный образ)
- расширить знания об окружающем мире;
- вызвать у детей желание создать коллаж "Наша Родина - Россия"
- развитие связной речи, способности к публичному выступлению (защита проекта).
Предполагаемый результат:
- формирование начальных представлений о России, как многонациональном государстве;
- расширение и активизация словаря по выбранной теме;
- совершенствование связной речи;
- изготовление коллажа;
- защита проекта в форме участия в празднике "День России".
Предварительная работа:
- беседа о понятиях: Родина, Отечество, страна, Россия;
- чтение стихов о Родине;
- просмотр видео роликов и прослушивание песен о России;
- отгадывание загадок;
- проведение викторины «Что я знаю о России?».
Продукт проектной деятельности:
- создание коллажа (групповая работа).
- участие в празднике "День России" в детском саду.
План реализации проекта:
- чтение методической и художественной литературы по теме исследования;
- просмотр иллюстраций, фотографий, презентаций;
- проведение цикла тематических занятий;
- работа над созданием коллажа и подготовка к защите проекта.
- участие в празднике "День России" и защита проекта в детском саду.
Описание проекта
Немного истории.
День России (до 2002 года - День принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР) - 12 июня - Государственный праздник Российской Федерации. Отмечается ежегодно в день принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР 12 июня 1990.
В День России в Кремле Президент России вручает Государственные премии Российской Федерации. В Москве на Красной площади проходят торжества и массовые гуляния, которые завершаются праздничным салютом.
Приуроченный к Дню России проект "Лучше нет родного края!" был направлен на формирование у старших дошкольников с ООП таких понятий как Родина, Отечество, страна Россия.
Как готовился проект?
Сначала мы решили выяснить, как дети сами определяют понятие Родина, насколько дифференцируют понятия Россия и Родина, Москва, страна и город, столица. Решению задачи по расширению и активизации словарного запаса по теме способствовал просмотр видео роликов, слушание песен и стихов о родине с последующим обсуждением, а также дидактические игры: "Подбери слово", "Скажи по-другому", "Раз, два, три, признак назови", "Чего много". Юные исследователи закрепили свои знания в рисунках.
Ребята познакомились с географическим положением России на карте и глобусе, с помощью презентации и книги В.Степанова "Моя Родина - Россия" совершили виртуальное путешествие "От Москвы до самых до окраин".
Следующим этапом было знакомство с символами государства Российская федерация. Вместе с ребятами мы отвечали на очень сложные вопросы: Что такое герб? Почему орел двуглавый? Что символизируют цвета российского флага? Кто такой президент и что такое правительство? Познакомились со словами гимна Российской Федерации. Затем вместе с ребятами мы узнали, какие ещё символы есть у нашей Родины. Было интересно разгадывать загадки, одновременно расширяя свой словарный запас.
Не менее интересным было занятие, посвященное городу, в котором мы родились и живём, столице нашей Родины, городу-герою Москве. Мы говорили о том, как появилась Москва, как она строилась и развивалась, и, конечно знакомились с её достопримечательностями. На этом этапе проекта к нему подключились родители, ведь начало лета - самое лучшее время для семейных прогулок-экскурсий по нашему любимому городу. Родители поделились с нами сделанными фотографиями, а ребята своими впечатлениями о прогулках по родному городу.
Россия - многонациональное государство. Формированию понятий народ, национальность были посвящены следующие занятия. Сначала мы с ребятами посмотрели мультфильм "Народы России" https://www.youtube.com/watch?v=WalancQorgw, затем с помощью слайдов и иллюстраций познакомились с самобытностью отдельных народов населяющих территорию Российской Федерации.
С большим интересом участники проекта восприняли занятия, посвященные животному миру нашей Родины. Мы смотрели мультфильмы, отгадывали загадки, закрепляли полученные знания в изодеятельности, речевых играх и провели викторину.
Всего несколько дней оставалось до праздника, поэтому мы начали активную подготовку. Учили стихи и песни, подготовили загадки. Одновременно велась работа над коллажем "Наша Родина - Россия". Ребята готовились к защите проекта, который мы собирались представить на празднике как подарок нашей Родине на её День Рождения.
Заключительным этапом стало выступление ребят на празднике "День России" в детском саду, демонстрация коллажа и защита проекта перед другими ребятами.
Заключение
Одной из перспективных педагогических технологий в работе с дошкольниками с ООП является проектная деятельность. Личный опыт ребенка, полученный и осмысленный с помощью взрослого в ходе исследовательской деятельности, дает возможность для самовыражения, систематизации знаний и развития коммуникативных способностей, что особенно актуально для дошкольников с общим недоразвитием речи, имеющим особые образовательные потребности.
Занимаясь подготовкой проекта, ребенок может свободно выражать свои мысли и чувства, развивать свои творческие способности. Такой вид деятельности способствует формированию учебной мотивации у детей.
В ходе реализации проекта ребята значительно пополнили и актуализировали свой словарный запас, получили возможность проработать как отдельные лексико-грамматические категории так и свою связную речь и звукопроизношение. Проектная деятельность способствовала формированию учебной мотивации, у ребят повысился интерес к занятиям.
Работа над данным проектом стала лишь начальным этапом по воспитанию у юных москвичей гражданской ответственности, чувства патриотизма и любви к своему Отечеству.
В ходе подготовки и защиты проекта ребята выразили свое отношение к интересующей проблеме, проявили свои творческие способности, продемонстрировали знания, которые приобрели.
Метод проекта интересен и полезен не только детям, но и самим педагогам, так как он позволяет систематизировать материал по определенной теме, проработать его в разных образовательных областях, ощутить себя партнером детей в решении исследовательских задач.
Проектная деятельность связывает процесс воспитания и обучения с реальными событиями в жизни ребенка.
Список использованных источников
- Дмитриева К.А и др. "В Москве интересно!" - М., 2013
- Степанов В.А. "Моя Родина - Россия" - М., 2004
- Абрамова Лариса. Мультфильм "Народы России" [Электронный ресурс] - https://www.youtube.com/watch?v=WalancQorgw. - (дата обращения 01.06.2021).
- Атлас животный России [Электронный ресурс] - https://www.youtube.com/watch?v=S3-Gkvi5UFU&t=467s. - (дата обращения 07.06.2021)
- Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - http://wikipedia.org . - (дата обращения: 15.06.2021).
- Детские песни. Моя Россия. Красивая песня о Родине. [Электронный ресурс] - https://www.youtube.com/watch?v=dKpli5syMvk. - (дата обращения 02.06.2021).
- Самоний Натали. "Символы России… Загадки" [Электронный ресурс] https://stihi.ru/2011/01/13/1097 - (дата обращения: 01.06.2021).