Методы закрепления лексического запаса при смысловом чтении на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС третьего поколения

Разделы: Иностранные языки

Классы: 4, 5, 6, 7, 8, 9


В сентябре 2021 года будет осуществлён переход на новые образовательные стандарты третьего поколения. Главной задачей ФГОС третьего поколения заявлена конкретизация требований к обучающимся. В предыдущей редакции Стандарт включал только общие установки на формирование определённых компетенций. Учебные учреждения сами решали, что именно и в каком классе изучать, поэтому образовательные программы разных школ отличались, а результаты обучения не были детализированы. Предполагается, что новые ФГОС определяют чёткие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине.

Основные изменения, внесённые в проекты современных ФГОС:

  • Чётко прописаны обязательства образовательного учреждения (в частности, школы) перед учениками и родителями.
  • Сделан акцент на развитие «мягких» навыков - метапредметных и личностных.
  • Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи).
  • Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков (проведение лабораторных работ, внеурочной деятельности и так далее).
  • Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников (сочинение на 300 слов, словарный запас из 70 новых слов ежегодно и тому подобное).
  • Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определённый год обучения. Содержание тем по новому ФГОС не рекомендовано менять местами (ранее это допускалось).
  • Учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов. Главное, чтобы ребята не были перегружены. Кроме того, в последнем образовательном стандарте уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ. Определено базовое содержание программы воспитания, уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ. [3]

Важнейшей задачей современной системы образования остается формирование совокупности универсальных учебных действий, которые помогут учащимся «научиться учиться», что является основой способности к дальнейшему саморазвитию и самообразованию. В концепции универсальных учебных действий, наряду со многими универсальными действиями, выделены действия смыслового чтения. Чтение - фундамент всех образовательных результатов, обозначенных ФГОС. Умения чтения в современном информационном обществе носят «метапредметный характер», а смысловое чтение направлено на понимание читающим смыслового содержания текста. Процесс чтения состоит из трех фаз. Первая - это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка, когда из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание. В этом случае чтение включает: просмотр, установление значений слов, нахождение соответствий, узнавание фактов. Вторая - это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста. Здесь происходит упорядочивание и классифицирование, объяснение и суммирование, различение, сравнение и сопоставление, группировка, анализ и обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами. Третья - это создание собственного нового смысла, то есть - присвоение добытых новых знаний как собственных в результате размышления. В научной литературе «стратегии смыслового чтения» понимаются как различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей . Стратегия - одинаковый способ работы с материалом при изменении самого материала. Стратегия чтения - путь и программа действий чтеца. Стратегиальный читатель должен обладать набором стратегий. В целом насчитывается около ста стратегий чтения, и согласно статистике, около 30-40 применяется в школе. Право выбора остается за учителем. [2]

Чтобы правильно понимать то, что читают ученики, им нужен богатый словарный запас. Но ученики, которые изначально знают больше слов, запоминают новых больше, чем те, чей словарный запас ограничен. По сути, исследования в этой области показали, что к десятому классу разрыв между лексическим запасом учащихся углубленного уровня изучения иностранного языка и базового достигает 10 тысяч слов. Расширение словарного запаса - задача критически важная, но учителя подходят к ее решению по-разному. Правильное обучение в данном случае всегда начинается с доступного ученику, простого и понятного определения нового слова. Некоторые педагоги полагают, что этим можно и ограничиться, но успешные учителя считают это лишь отправной точкой и затрачивают немало времени, предоставляя детям возможность попрактиковаться в использовании слов уже после того, как те поняли их основной смысл. Учителя-мастера признают, что между знанием определения и правильным и эффективным использованием слова в письменной форме или в мыслях лежит огромная дистанция. Они понимают, что намного правильнее после первоначального знакомства с новым термином спросить класс: «В каких случаях используется это слово?» или «Чем это слово «отличается от [похожее слово]?», а не загадывать детям загадки вроде «Как вы думаете, дети, что это означает?» В последнем случае правильный ответ вполне может оказаться опасной ложноположительной догадкой: на первый взгляд, ребенок знает значение слова, на самом деле ему понятен только его основной, базовый смысл. И этого, конечно же, недостаточно.

Многие учителя используют для обучения лексике так называемые синонимические модели, определяя новое слово через простой и яркий синоним. Однако этот метод имеет весьма существенные недостатки (см. книгу И.Бек, М.Маккаун и Л.Кучан Bringing Words to Life: Robust Vocabulary lnstruction «Как вдохнуть в слово жизнь: надежное обучение лексике»). Даже если смысл двух слов во многом совпадает, они не одинаковы, и для учеников важна именно разница между ними, а не их сходство.

Рассмотрим, например, передразнивать и имитировать - два слова, с которыми неопытный учитель может познакомить класс, представив их как синонимы. Первое предполагает насмешливый, часто юмористический подтекст, в то время как второе, как правило, имеет нейтральный, а порой и негативный смысл. Однако даже с негативным оттенком это слово, по сути, нейтрально; в нем нет ни иронии, ни насмешки, характерных для слова передразнивать. И на эту разницу приходится непропорционально большая доля смысла, который каждое из этих слов привносит в письменный текст. Когда читаешь, что Билли передразнивает учительницу, в сознании возникает картина совершенно иная, нежели при чтении слов: «мальчик имитирует ее действия». И ученик, уверенный в том, что эти слова взаимозаменяемы, упускает эту существенную разницу из виду не только в устной речи, но и в письменной. Чтобы обучить детей глубокому пониманию смысла нового слова, необходимо помочь им разобраться, в чем его сходство и отличие от похожих слов, и наглядно продемонстрировать им различные смысловые оттенки того или иного слова, выбранного автором. Такой метод значительно лучше готовит учеников к дальнейшему функциональному использованию устного словарного запаса и повышает уровень их понимания самых разных текстов.

Рассмотрим, какие методы укрепления лексического запаса предложены в книге Лемова Д. [1]

Многочисленные дубли.

  • Чтобы закрепить новое слово в функциональной памяти учащихся, надо дать им услышать его несколько раз. Познакомив детей с новым словом, старайтесь как можно скорее и чаще использовать его в самых разных контекстах.
  • Позвольте ученикам попрактиковаться в использовании слова в различных условиях и ситуациях и приведите примеры, когда это можно сделать: задать некоторое количество вопросов, в ответах к которым нужно обязательно использовать новые слова.
  • Постоянно возвращайтесь к словам, которые дети выучили ранее - вчера, на прошлой неделе, в прошлом месяце.
  • Начните говорить предложение с новым словом и попросите учеников закончить его: «Мама смотрела на меня с изумлением, она никогда не думала, что…»
  • Предложите ученикам поупражняться в употреблении нового слова хором.

Сравниваем, комбинируем, противопоставляем.

  • Остерегайтесь синонимичных моделей. Помните, что смысл того или иного контекста создается разницей между похожими словами, а не их сходством.
  • Попросите учащихся определить, чем отличаются два сходных слова, или предложите им сравнить два разных слова. Сосредоточьте их внимание на смысловых нюансах.
  • Попросите учеников подумать над комбинированием новых слов в разных вариантах.
  • Попросите учеников заменить слово в предложении и обсудить полученный результат (лучше использовать сходные слова).

Больше и лучше.

  • При любой возможности старайтесь использовать более выразительные и точные слова.
  • Попросите учеников использовать недавно выученное слово в дискуссиях в классе.

Не забывайте о синтаксисе.

  • Ученикам часто трудно использовать новые слов разных формах. Просите учащихся определить часть речи, к которой относится новое слово, и использовать его в другой форме, части речи.
  • Просите учащихся определять или изменять временную форму слова.
  • Придумай предложения со словом в разных грамматических временах.

Назад к основам.

  • Постоянно напоминайте детям об основах грамматики, что они могли применять эти знания при изучении новых слов.
  • Попросите учащихся назвать корень или суффикс слова и рассказать, как они меняют его смысл.
  • Попросите учащихся назвать другие слова с тем же корнем.

Помогите детям визуализировать новое слово.

  • С помощью фотографий и действий создайте многомерный образ каждого нового слова.
  • Помогите детям зрительно представить себе новое слово, предложив им иллюстрирующую его картинку. Можно также предложить классу изобразить слово собственноручно.
  • Попросите учащихся «сыграть» или «олицетворить» новое слово.
  • Учите детей запоминать слова с помощью жестов. Вы называете слово, а они должны отреагировать жестом. Сделайте жест, и они пусть назовут слово.

Таким образом, используя стратегии смыслового чтения, а также, укрепляя изученную лексику, можно эффективно расширить и углубить словарный запас детей.
В одной весьма успешной школе [1]педагоги используют для этого описанный далее цикл. В нем задействованы многие из представленных выше методик, а первые минуты каждого урока отводятся изучению одного-двух новых слов. Делается это следующим образом.

  • Дать определение нового слова и сказать, к какой части речи оно относится.
  • Назвать похожее слово, лучше - уже знакомое детям, и объяснить, чем они похожи и чем отличаются. Попросить учащихся предложить ситуации, когда можно использовать каждое слово, и объяснить почему.
  • Показать детям картинку с изображением нового слова. Объяснить, почему ее можно считать его визуальным отображением.
  • Придумать предложение (это делает класс под руководством учителя), отображающее смысл слова в виде законченной мысли.
  • Перечислить и обсудить вариации слова, называя при этом часть речи, к которой оно относится: «Апатичный - это прилагательное; в форме существительного - апатия. Можно сделать и наречие. Как надо изменить слово апатия, чтобы превратить его в наречие?»
  • Поиграть в игры и выполнить практические упражнения на закрепление нового слова, воспользовавшись методиками «Многочисленные дубли» и «Сравниваем, комбинируем, противопоставляем».
  • Дать детям задание (как правило, на дом) самостоятельно составить предложение с новым словом в соответствии с уже известными им общими стандартами качества.
Литература
  1. Лемов Дуг. Мастерство учителя. Проверенные методики выдающихся преподавателей/ Дуг Лемов; пер.с англ. О.Медведь. - 3-е издание. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016.-416с
  2. Николаевская М.Ю. Смысловое чтение на уроках английского языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т.33. - С. 52-55. - URL: http://e-koncept.ru/2017/771128.htm
  3. Новый ФГОС третьего поколения: изменения стандартов https://externat.foxford.ru/polezno-znat/fgos-2020