В современном образовании определяющей является активная, познавательная и разносторонняя деятельность учащихся. Ученик должен быть вовлечён в процесс обучения, учиться логически мыслить, сопоставлять, классифицировать, обобщать. Овладение этими УУД свидетельствует о сформированности познавательных интересов школьников. Развитие критического мышления школьников в данном направлении является ключевым при организации работы педагога. Необходимо так разработать урок, подобрать такие методы и приемы, которые погрузят учеников в творческую активность и исследование, задействуют уже имеющиеся знания, создадут условия для осмысления нового материала.
Каждый учитель получает наибольшее наслаждение тогда, когда он видит результаты своей работы. Лучший способ убедиться, что учебный материал усвоен учениками хорошо, это оперирование прошлыми знаниями, их применение в новых условиях, когда выполняются операции сравнения, анализа, синтеза новых знаний.
Технология развития критического мышления дает возможность личностного роста школьника, приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум и индивидуальность.
Одним из приемов развития критического мышления является шестиугольное обучение. Этот метод позволяет уйти от пассивного слушания к активной форме работы учащихся, что приводит к повышению эффективности занятий. Автором данной методики является англичанин, учитель истории Рассел Тарр.
Используя данный метод в своей работе, педагог решает важные вопросы:
- обобщение и систематизация материала за определённое время
- связь между понятиями и аргументация данной связи при необходимости
- повышение уровня активности и заинтересованности учащихся в процессе обучения
- организация групповой работы учащихся.
Шестиугольная карточка называется гексом (hexagon). Каждая из шестиугольных карточек - это некоторым образом формализованные знания по определённому аспекту. Все шестиугольники соединяются благодаря определённым связям.
Отбор материала для гексов лучше осуществлять в определенной системе. В ее основу может быть положена структура исторического знания: факт, событие, явление, процесс или его содержание, связанное с деятельностью определенной исторической личности, характеристикой понятия, хронологическими рамками события. Можно отбирать материал с учётом основных вопросов:
- конкретное событие или понятие
- участники события
- место события
- время/хронология события
- причины, результаты, выводы и т.д.
Метод шестиугольного обучения можно широко использовать на уроках истории при изучении новой темы, закреплении и обобщении материала, а также во внеурочной деятельности. Варианты использования метода разнообразны.
Вариант 1
Вписать учебный материал в шестиугольники, разрезать их и предложить ученикам собрать мозаику, т.е. учащиеся получают учебный материал, записанный при помощи гексов, из которых им нужно собрать пазл. Варианты могут быть разнообразны. В шестиугольники можно вписать словосочетания, слова, текст. Учащиеся должны выполнить задание и соединить шестиугольники. Также это может быть картинка или текст, учащимся надо собрать единое целое. Критериев отбора может быть несколько, как правило в старших классах, и один - в младших классах.
- 5 класс сравниваем религию Древнего Рима и Древней Греции
- 9 класс - мировые религии
- 10-11 класс - понятия политеизм и монотеизм
Можно заменить надписи иллюстрациями
Вариант 2
Оставить шестиугольники пустыми для заполнения, чтобы ученики могли выразить своё мнение по заданной проблеме. В таком случае учебной задачей является прибавление пунктов в каждой из категорий по мере работы над темой. Такой вариант хорошо работает, если есть возможность дать учащимся время для углубленного изучения темы. Данный вариант работы уместен при изучении нового материала, при обобщении знаний, актуализации знаний, умений и навыков учащихся и создании мотива при организации работы над темой.
Вариант 3
Работа может быть как индивидуальной, так и групповой. Каждая из групп заполняет свои шестиугольники. Затем группы обмениваются информацией и стараются собрать мозаику своих товарищей. Возможно, вы удивитесь тем соединениям и выводам, которые ученики сделают самостоятельно.
Вариант 4
Часть шестиугольников оставить пустыми для заполнения, чтобы ученики могли выделить главное, сопоставить и проанализировать изученный материал. Здесь можно предложить ученикам (или попросить их найти самостоятельно) несколько ключевых смысловых отрывков (письменных или визуальных) с заданием: добавить к каждому утверждению или иллюстрации цепочку категорий и понятий, которые они вспомнят или узнают при изучении темы. Данный вариант работы уместен при изучении нового материала, при обобщении знаний, актуализации знаний, умений и навыков учащихся.
Вариант 5. Маркированные шестиугольники
Гексы могут быть разного цвета, и тогда каждый цвет будет объединять учебный материал в определенную категорию. Учащиеся получают задание - соединить шестиугольники, устанавливая между этими категориями различные связи. В данном случае цвет отражает определённую квалификацию, то есть учебный материал распределяется по каким-либо общим признакам.
Вариант 6. Составить по гексу рассказ или короткое эссе
Рассмотрим использование гексов при подготовке к ответу по теме «Война за независимость США».
Поставим следующие задачи:
- развивать умение строить рассказ по опорным блокам (причины - ход событий - итоги);
- обучить детей умению перевода информации из одной знаковой системы в другую (из визуальной картинки в текст и др.).
Среди плюсов шестиугольного обучения можно назвать:
- организация работы в группах, парах, индивидуально.
- интерактивность, наглядность;
- эффективная систематизация материала;
- реализация деятельностного и дифференцированного подходов к обучению;
- активизация учащихся, достижение включенности каждого ребенка в работу на уроке;
- адаптивность к разным возрастным группам;
- эффективная реализация развивающего потенциала конкретного урока.
Среди минусов шестиугольного обучения можно отметить, что подготовительный этап занимает много времени.
Данная методика многогранна и применима в процессе проведения не только уроков или учебных занятий, а также внеклассных мероприятий.