В настоящее время в образовательном пространстве отмечен рост числа детей с проблемами в обучении. Следует отметить, что в большинстве случаев объективные клинические обследования не выявляют у этих детей грубой патологии и фиксируют вариант развития в пределах нижних границ возрастной нормы. Несмотря на существование многочисленных образовательных методик, проблемы обучения на дошкольном этапе далеки от разрешения. Специалисты все чаще утверждают, что традиционные психолого-педагогические подходы в ряде случаев не показывают должной эффективности. Многие исследователи (Д. Б. Эльконин, Г.А. Каше, Р.Е. Левина, О.В. Правдина, А.В. Ястребова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.) отмечают, что большинство детей в речевом и психологическом плане не готовы к школьному обучению: недостаточен уровень их познавательной активности, не сформированы значимые мотивы обучения, отсутствуют навыки коллективной деятельности, выделяется отставание в развитии психомоторики, речи и эмоционально-волевой сферы. Повышению эффективности образовательного процесса также препятствует недостаточная методологическая интеграция специалистов разного профиля (в том числе - в структуре одного образовательного учреждения). Между тем, в современной физиологии всё большее место занимает подход к организму как к неделимому целому, богатый эмпирический материал различных областей науки используется в связи с этим недостаточно рационально и продуктивно. Актуальность создания и внедрения педагогических технологий, направленных на повышение качества образовательного процесса, определяется задачами российской образовательной политики, задачами, поставленными в Федеральном государственном образовательном стандарте, определяющем стратегию развития дошкольного и школьного образования в стране.
Традиционно методы психолого-педагогического сопровождения развития детей делятся на два основных направления. Первое направление включает методы, ориентированные на формирование тех или иных психических функций, основные из которых - память, мышление и речь. Второе направление объединяет методы развития двигательных качеств (танцы, гимнастика и т.п.), цель их применения - формирование у ребенка контакта с собственным телом и снятие телесных напряжений. Наличие противоположных по своей направленности подходов в очередной раз отражает извечную проблему соотношения «души (психики) и тела». В сложившейся актуальной ситуации оптимальным является системный подход к обеспечению психолого-педагогического сопровождения развития ребенка, подход, при котором когнитивные и двигательные методы должны применяться с учетом их взаимодополняющего влияния.
Основной целью любой технологии, направленной на повышение качества процесса обучения детей с различными типами психогенеза (от вариантов нормативного до разнообразных форм патологического), является формирование адекватного психосоматического «фундамента» психического развития. Пролонгированный процесс психолого-педагогического сопровождения при условии адекватной реализации и с учетом исходной пластичности и восприимчивости мозговой структуры ребенка приводит к наращиванию психического потенциала воспитанника. В противном случае «функционально невостребованные» структуры будут нарушать весь ход психического развития.
При рассмотрении проблем психогенеза следует отметить, что структуры, обеспечивающие процесс - это не только известные функциональные части головного мозга, это и периферическая нервная система, обеспечивающая непрерывный «диалог» мозга с телом, и звенья нейроэндокринной системы, также вносящие свой вклад в развитие и реализацию психических функций. Одним из основополагающих в нейропсихологии детского возраста является представление о единстве психических и телесных (соматических) составляющих, обеспечивающих (с учетом существующего природного и социокультурного окружения) психическое развитие как динамический, системный процесс. Процесс этот обеспечивается нервной системой, взаимодействующей с элементами соединительной и мышечной ткани. Непрерывное энерго-информационное взаимодействие является основой для формирования многоуровневой системы адаптации ребенка к потоку внутренней и внешней информации.
Начиная с раннего детства, тело играет интегрирующую роль в интеллектуальных процессах. Телесные ощущения обеспечивают мозг информацией, идущей от окружающей среды, обеспечивая формирования адекватной картины мира, и создавая основу для развития новых интеллектуальных возможностей. Движения, которые наглядно выражают знание, помогают развитию значительной части познавательных функций по мере их усложнения. Несмотря на то, что в структуре знаний о мозге остается множество «белых пятен», в течение последних лет получено множество данных о закономерностях его функционирования. Новые знания не могут не оказать мощного влияния на образовательный процесс.
Основной идеей является необходимость большего осознания роли тела в процессе обучения (роли, уже подтвержденной многочисленными научными исследованиями), а также - попытка объединения новых научных знаний с более надежным и динамическим представлением об учении, отражающем многочисленные механизмы порождения и поддержания мыслительных процессов через движение. Суть данного подхода заключается в воздействии на сенсомоторный уровень с целью активизации развития всех высших психических функций. Формируя основу дальнейшего развития высших психических функций, логично в начале коррекционного процесса отдавать предпочтение именно двигательным методам, создающим потенциал для будущей работы, активизирующим, восстанавливающим и выстраивающим взаимодействия между различными элементами психической деятельности. Очевидно, что актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагают востребованность таких психических функций, как эмоции, восприятие, память и т.д. Следовательно, создается базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями.
В процессе оценки потенциальных возможностей новых образовательных технологий стояла задача выделить форму работы, направленную на профилактику и коррекцию основных проблем в обучении. В педагогическую работу была включена развивающая кинезиологическая программа (под редакцией Сиротюк А.Л.)
Задачи:
- наличие психофизиологической основы, опирающейся на собственные компенсаторные возможности высших психических функций ребенка;
- универсальность самой технологии, ее способность на любом этапе, независимо от психолого-педагогических характеристик обучаемых, быть органично включенной в любую комплексную образовательную программу (в том числе - в любую из федеральных, региональных или муниципальных);
- практически полное отсутствие «барьера» при внедрении данной технологии (в основе своей коррекционной) в повседневную практику на любом этапе педагогического сопровождения, что может компенсировать недостаточную методологическую интеграцию специалистов разного профиля;
- легкость (и даже крайняя желательность) включения родителей в педагогический процесс.
Этапы работы:
- На подготовительном этапе реализации закладывалась методологическая основа предстоящей работы, в соответствии с актуальностью поставленной проблемы определялась основная цель и ключевые задачи исследования, создавалась методическая база. Также на этом этапе были описаны предполагаемые результаты и эффекты от реализации работы, а также дана оценка практической значимости результатов.
- На исследовательском этапе решались задачи определения психических и моторных функций детей с оценкой их способности к обучению. Также проводилась оценка профессиональной компетентности педагогического состава в сфере образовательной кинезиологии.
- На этапе практической реализации проводится интеграция приемов образовательной кинезиологии в учебный, коррекционный и воспитательный процесс.
- На аналитическом этапе будет проведена окончательная оценка эффективности метода как одного из инструментов повышения качества образовательного процесса и подведение итогов реализации проекта.
В диссертационном исследовании С.Н. Волковой «Психологическая поддержка развития личности первоклассника на этапе адаптации к школьному обучению» подробно рассмотрена «личностная готовность ребёнка к обучению в школе (формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной роли школьника как сложного психологического образования), мотивационная готовность (появление новых мотивов в данный период (познавательных, нравственных, соревновательных и т.д.), эмоционально-волевая готовность (сформированность таких волевых качеств, как самоконтроль, настойчивость, самостоятельность, организованность, самообладание и т.д.), интеллектуальная готовность (запас знаний и представлений ребенка об окружающем и сформированность мыслительных навыков), коммуникативная готовность (общения первоклассника со сверстниками и взрослыми (родители, учитель), находящимися в зоне их актуального развития, в период подготовки ребенка к школьному обучению)».
В работе И.А.Садыковой «Недоразвитие школьных навыков детей с синдромом "полярного напряжения"» отмечено, что, «развивая все компоненты готовности к школе, педагог ДОУ на практике сталкивается с различными формами дизонтогенеза (развитие, отклоняющееся от нормы), которые непременно сопровождаются дисфункцией тех или иных параметров, составляющих основное ядро готовности дошкольника к обучению в школе». И.А.Садыкова делает акцент на том, что развитие мозга строго биологически запрограммировано во времени и происходит в определенной последовательности в различные периоды онтогенеза, при этом функции нервной системы в большей степени зависят от индивидуального опыта.
В исследовании Г.В.Буговой приведены данные Института возрастной физиологии РАО о том, что «в школу приходит около 20% детей, имеющих нарушения психического здоровья пограничного характера, но уже к концу первого класса их число увеличивается до 70%. Сильное влияние в этом случае оказывает школа, так как в школе ребенок проводит 70% времени бодрствования в течение многих лет обучения в период интенсивного формирования организма». Г.В.Бугова также отмечает, что состояние здоровья, уровня развития психофизиологических возможностей мозга младших школьников входит в противоречие с возрастающим уровнем требований и объему программ современной школы, в то время как многие дети находятся в состоянии школьной дезадаптации с первых лет обучения и остаются таковыми надолго, и это проявляется в снижении способности к обучению, снижении учебной мотивации, в эмоциональных и поведенческих девиациях, ухудшении здоровья.
В связи с этим необходим поиск адекватных средств коррекции, при которых ребёнок не проявлял бы сопротивления к обучению, а сохранял высокий интерес к овладению новыми умениями. Таким средством педагогического воздействияявляются кинезиологические упражнения. Именно они позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта. Развитие интеллекта напрямую зависит от сформированности полушарий головного мозга, их взаимодействия. Учитывая этот фактор, очень важно применять на практике весь комплекс упражнений, заданий в игровой форме, что сделает доступной тренировку «мозга» для детей дошкольного возраста, а положенная в их основу асимметрия движений способствует ускоренному развитию организма ребёнка. Повышение уровня готовности детей к школе средствами кинезиологических упражнений в первую очередь базируется на становлении мозговых уровней, которые формируются в онтогенезе постепенно, надстраиваясь один над другим. Каждый последующий уровень неизбежно включает в себя предыдущие, создавая в ходе развития зрелую психику. Очевидно, что коррекционно-развивающие и формирующие процессы должны начинаться с уровня, предшествующего несформированному процессу, причём, чем глубже дефицит искомого процесса готовности к обучению, тем более низкий уровень движений следует избирать в качестве коррекционной «мишени».
Мозговая организация уровней такова, что, воздействуя на каждый из них, мы активизируем не только последующие, но и те психологические и физиологические системы, которые не имеют, казалось бы, прямой связи с корригируемым дефицитом развития.
В.А.Сухомлинский утверждал, что «ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». И.М.Сеченов считал: «Неподвижный глаз так же слеп, как неподвижная рука». Работы В.М.Бехтерева, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурии, Н.С.Лейтеса, П.Н.Анохина доказали влияние сформированности движений тела на уровень развития высших психических функций и речи. Следовательно, развивающая и формирующая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.
Современная кинезиология направлена на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности человека. Самый благоприятный период для интеллектуального развития - это возраст до 9 лет, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована. Поэтому использование кинезиологических упражнений в период подготовки ребёнка к школе - это важный и необходимый процесс. Его нельзя недооценивать, так как кинезиологическая программа, направленная на развитие моторики, создаёт предпосылки для становления основных познавательных процессов.
Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.
Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики. В прогрессивных школах всего мира в школьных расписаниях есть ежедневный урок - кинезиология.
Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают положи- тельные структурные изменения. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Поэтому можно сказать, что кинезиологические упражнения позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей развития его познавательной сферы.
В целом развитие кинезиологического направления опирается на процесс созревания мозга, который идёт путём надстройки новых уровней над старыми. Как отмечал Л. С. Выготский, старый уровень переходит в новый, существует в нём, создавая его базис. По его мнению, развитие ребёнка всегда идёт вслед за его обучением, а не наоборот. Развитие мозга способствует применению всё более сложных процессов научения. Формирующийся мозг дошкольника необыкновенно пластичен. Однако на каждом возрастном этапе развития ребёнок должен решать проблемы в соответствии со своим возрастом.
В период подготовки ребёнка к школе (6-7 лет) более развитым оказывается правое полушарие, а левое постепенно актуализируется к 9 годам (см. таблицу).
Динамика развития корковых полушарий в постнатальный период жизни
Возраст
|
Развитие областей головного мозга |
Функции |
1,5-4,5 |
Лимбическая система |
Развитие эмоциональной и речевой сферы, воображения, памяти, овладение грубыми моторными навыками |
4,5-7 |
Правое (образное)
|
Обработка в мозге целостной картины на основе образов, движения, ритма, эмоций, интуиции, внешней речи, интегрированного мышления |
7-9 |
Левое (логическое) мышление |
Детальная и линейная обработка информации, совершенствование навыков речи, чтения и письма, счёта, рисования, танцевальных движений, восприятие музыки, развитие мелкой моторики |
8 |
Лобная доля |
Совершенствование навыков тонкой моторики, становление внутренней речи, контроль социального поведения. Развитие координации движений глаз: слежение и фокусирование |
9-12 |
Мозолистое тело и
|
Комплексная обработка получаемой информации всем мозгом |
12-16 |
Гормональный всплеск |
Формирование знаний о себе, своём теле. Уяснение значимости жизни, появление общественных интересов |
16-21 |
Целостная система интеллекта и тела |
Планирование будущего, анализ новых идей и возможностей |
В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребенка исчезают явления дислексии, развиваются межполушарные связи, улучшаются память, концентрация внимания, пространственные представления.
Предлагаю, тест на определение наличия межполушарного взаимодействия и предрасположенности к дислекии и дисграфии.
Ребенок держит одну руку за спиной. Взрослый притрагивается кисточкой к фалангам пальцев (1-й или 3-й фаланге любого пальца, кроме большого, всего 8 вариантов) в произвольном порядке.
Ребенок должен показать большим пальцем на другой руке, к какой фаланге, какого пальца было прикосновение.
Если ребенок дал неправильных ответов более 30%, то это говорит о том, что он предрасположен к дислексии, дисграфии. Более 30% ошибок свидетельствует о наличии нарушения межполушарного взаимодействия.
Занятия направлены на преодоление патологических синкинезий, устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизируют работу головного мозга.
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук.
Основным требованием к использованию специальных кинезиологических комплексов является точное выполнение движений и приемов. Педагог или психолог обязаны сами освоить все упражнения до уровня осознания субъективных признаков изменений, происходящих в системах организма. Кинезиологические занятия дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающий) эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.
Занятия должны проходить в доброжелательной обстановке. Результативность занятий зависит от систематической и кропотливой работы. С каждым днем занятия могут усложняться, объем заданий увеличиваться.
Когда учащимся предстоит интенсивная умственная нагрузка, требующая раскрытия интеллектуального потенциала и элементов творчества, специальный кинезиологический комплекс рекомендуется применять перед началом работы. Это объясняется тем, что творческие виды деятельности, связанные с работой правого полушария и целостного восприятия, должны выполняться при полном погружении в проблему. Деятельность, связанная с логикой, знаками, чертежами и, следовательно, с работой левого полушария и дискретного восприятия, может быть прервана выполнением специальных упражнений.
Упражнения и игры на развитие межполушарного взаимодействия
- Постучите по столу расслабленной кистью правой, а затем левой руки.
- Поверните правую руку на ребро, согните пальцы в кулак, выпрямите, положите руку на ладонь. Сделайте то же самое левой рукой.
- Звонок. Опираясь на стол ладонями, полусогните руки в локтях. Встряхивайте по очереди кистями.
- Домик. Соедините концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажмите на пальцы левой, затем наоборот. Отработайте эти движения для каждой пары пальцев отдельно.
- Постучите каждым пальцем правой руки по столу под счет «1,1-2,1-2-3 и т.д.».
- Зафиксируйте предплечье правой руки на столе. Указательным и средним пальцами возьмите карандаш со стола, приподнимите и опустите его. Сделайте то же левой рукой.
- Раскатывайте на доске небольшой комочек пластилина по очереди пальцами правой руки, затем левой.
- Вращайте карандаш сначала между пальцами правой руки, затем левой (между большим и указательным; указательным и средним; средним и безымянным; безымянным и мизинцем; затем в обратную сторону).
- Зафиксируйте предплечье на столе. Берите пальцами правой руки спички из коробочки на столе и складывайте рядом, не сдвигая руки с места. Затем уложите их обратно в коробку. Сделайте то же левой рукой.
- Сидя, согните руки в локтях, сжимайте и разжимайте кисти рук, постепенно убыстряя темп. Выполняйте до максимальной усталости кистей. Затем расслабьте руки и встряхните.
- Вытяните руки перед собой, сгибайте кисти вверх и вниз. Затем вращайте обеими кистями по и против часовой стрелки (сначала однонаправленно, затем разнонаправленно), сводите и разводите пальцы обеих рук. Попробуйте с движениями рук одновременно широко открывать и закрывать рот.
- Следите глазами по контуру воображаемой фигуры (круг, треугольник, квадрат) или цифры.
- Упражнение в парах: встаньте напротив друг друга, коснитесь ладонями ладоней партнера. Совершайте движения, аналогичные велосипеду.
- Правой рукой массируйте левую руку от локтя до запястья и обратно. Затем от плеча до локтя и обратно. То же самое движение проделайте с другой рукой.
- Прижмите ладонь к поверхности стола. Сначала по порядку, а затем хаотично поднимайте пальцы по одному и называйте их.
- Клад. В комнате прячется игрушка или конфета. Найдите ее, ориентируясь на команды ведущего, например: «Сделай два шага вперед, один направо и т.д.».
- Совместные движения глаз и языка. Выдвинутым изо рта языком и глазами делайте совместные движения из стороны в сторону, вращая их по кругу, по траектории лежащей восьмерки. Сначала отрабатываются однонаправленные движения, затем - разнонаправленные.
- Хлопните несколько раз в ладони, чтобы пальцы обеих рук соприкасались. Затем выполните хлопки кулаками, ориентированными тыльной поверхностью сначала вверх, а потом вниз.
- Закройте глаза. Попробуйте опознать небольшой предмет, который дадут вам в руку. Другой рукой нарисуйте его на бумаге (пропишите в воздухе).
- Упражнения в парах: встаньте лицом друг к другу. Один из партнеров выполняет движения руками или ногами, другой должен их зеркально отобразить.
- Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально - симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуйте, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обеих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
- Зажмите карандаш средним и указательными пальцами. Сгибайте и разгибайте эти пальцы так, чтобы карандаш не опускался ниже большого пальца. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой рукой.
- Положите на стол 10-15 карандашей. Необходимо собрать одной рукой в кулак все карандаши, беря их по одному. Затем по одному выложить их на стол.
- Горизонтальная восьмерка.Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставить вытянутыми указательный и средний. Нарисовать в воздухе этими пальцами знак бесконечности как можно большего размера. Когда рука из центра этого знака пойдет вверх, начните слежение немигающими глазами, устремленными на промежуток между окончаниями этих пальцев, не поворачивая головы. Те, у кого возникли трудности в прослеживании (напряжение, частое моргание), должны запомнить отрезок «горизонтальной восьмерки», где это случается, и несколько раз провести рукой, как бы заглаживая этот участок. Необходимо добиваться плавного движения глаз без остановок и фиксаций. В месте остановки потери слежения нужно провести рукой несколько раз туда-обратно по линии горизонтальной восьмерки.Одновременно с глазами следить за движениями пальцев по траектории горизонтальной восьмерки хорошо выдвинутым изо рта языком.
- Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем плавно и поочередно, последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному) порядке. Вначале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
- Лезгинка. Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняется смена правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Добиваться высокой скорости смены положений.
- Ухо - нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладони, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
- Поза Наполеона. Обхватываем себя руками, меняя то правую, то левую руки в верхнем и нижнем положении.
Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом чем более интенсивна нагрузка (но оптимальна для данных условий), тем значительнее изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Данные методики позволяют выявить скрытые способности человека и расширить границы возможностей деятельности его мозга. Следует отметить, что эти методы не требуют материальных затрат, удобны в применении, органично вписываются в структуру занятий, а главное - обучающиеся выполняют их с большим желанием и удовольствием, что является немаловажным для роста мотивации в обучении.
Комплекс упражнений для развития межполушарного взаимодействия
1. Колечко с валеологической песенкой
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний, безымянный и последний.
Сам мизинчик - малышок
Постучал на порог.
Пальцев дружная семья
Друг без друга нам нельзя.
2. Кулак - ребро - ладонь.
3. Лезгинка.
4. Зеркальное рисование.
5. Ухо - нос.
6. Змейка.
7. Горизонтальная восьмерка.
8. Доброе утро!
Доброе утро! Улыбнись скорее!
И сегодня весь день будет веселее.
Мы погладим лобик, носик и щёчки.
Будем мы красивыми, как в саду цветочки!
Разотрем ладошки сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем и здоровье сбережем
Улыбнемся снова, будьте все здоровы!
Заключение
Опыт показывает, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения, активнее приобщать родителей школьников к работе по укреплению и сохранению здоровья детей. Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведёт к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детском коллективе. Учителю, освоившему эти технологии, легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины, происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.
Можно с уверенностью утверждать, что здоровьесберегающее обучение
- направлено на обеспечение физического и психического здоровья учащихся;
- опирается на принципы природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации);
- приводит к повышению мотивации учебной деятельности; предотвращению усталости и утомляемости; приросту учебных достижений;
- достигается через учёт особенностей класса (изучение и понимание человека);
- создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся.
В связи, с вышеизложенным, современный арсенал педагогической кинезиологии позволяет выразить точными словами всю сложность двигательной деятельности, которую педагог способен усвоить, опираясь на знания особенностей индивидуального и возрастного развития детей и необходимость правильно организованных движений.
Внедряя методы педагогической кинезиологии в практику работы со школьниками, важно осознавать необходимость создания педагогических условий для их реализации. Следует отметить, что кинезиологические упражнения полезны при усвоении, как естественных двигательных действий, так и двигательных действий, которые редко или почти не встречаются в жизни. Именно они, тщательно подобранные и дозированные, могут дать наибольший результат в развитии личности и познавательной сферы детей дошкольного возраста.
На сегодняшний день кинезиология является одной из самых экологичных отраслей на стыке медицины, психологии и педагогики, имея такие преимущества, как безопасность, возможность индивидуального и фронтального применения и точного дозирования объёма движений. В связи с этим применение кинезиологического подхода при организации учебно-познавательной деятельности детей позволяет создать условия, при которых усилия обучающихся объединяются с их спонтанной активностью.
Ссылки на источники
- Лязина Л.В. Профилактика школьной дезадаптации посредством развития индивидуальности дошкольников: концепт. Б.Г.Ананьев: дис. … психол. наук: 19.00.07. - Самара, 2003. - 263 с.
- Нижегородцева Н.В. Психологическая готовность детей к обучению в школе: дис. … д-ра психол. наук: 19. 00. 07. - М., 2001. - 483 с.
- 3.Авсеенко Н.В. Педагогические условия формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе: дис. … канд. пед. наук: 13. 00. 01. - Мурманск, 2011. - 190 с.
- Борисова Н.В. Адресная помощь как условие подготовки детей к школьному обучению: дис. … канд. пед. наук: 13. 00. 01. - Сургут, 2010. - 230 с.
- Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Академический Проект, 2000. - 184 с.
- Божович Л.И. Отношение дошкольников к учению как психологическая проблема // Вопросы психологии школьников. - 1951. - Вып. 36. - С. 52-55.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / под ред. Д.И.Фельдштейна. - М.; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995. - 212 с.
- Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М.: Педагогика, 1991. - 152 с.
- Кравцова Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребёнок. Психологическая готовность к школе. - М.: Знание, 1987. - 94 с.
- Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе: пособие для практических психологов, педагогов и родителей. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 256 с.
- Волкова С.Н. Психологическая поддержка развития личности первоклассника на этапе адаптации к школьному обучению: дис. … канд. психол. наук: 19.00.07. - Ставрополь, 2004. - 200 с.
- Садыкова И.А. Недоразвитие школьных навыков у детей с синдромом «полярного напряжения»: дис. … канд. псих.наук: 19.00.10. - СПб., 2006. - 180 с.
- Паутова В.В. Роль кинезиологического подхода в осуществлении здоровьезбережения детей старшего дошкольного возраста // Ключевые аспекты научной деятельности - 2014: материалы X междунар. науч.- практ. конф. (7-15 января 2014 г.). - Белгород: ООО «Руснаучкнига», 2014. - С. 49-52.