Урок "Математика и конструирование" по теме "Осевая симметрия". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: математика, осевая симметрия


Цель занятия: дать представление об осевой симметрии; научить находить осевую симметрию в фигурах.

Задачи:

  • развивать умение видеть симметричные фигуры, различать фигуры, имеющие одну или несколько осей симметрии;
  • формировать умение проводить практическими и графическими способами оси симметрии в фигурах;
  • воспитывать интерес к математике, чувство взаимовыручки, любознательность, аккуратность.

Формируемые УУД:

  • регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства их достижения; планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей;
  • познавательные: выделять существенные характеристики объекта; осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения заданий;
  • коммуникативные: строить речевое высказывание в устной форме; принимать участие в определении общей цели и путей ее достижения; признавать возможность существования различных точек зрения;
  • личностные: осуществлять самоконтроль и самооценку результатов деятельности; применять умения и навыки самостоятельной деятельности, осознавать личную ответственность за ее результат.

Методическое оснащение: ПК, интерактивная доска, презентация, у каждого ученика: одна из геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, равносторонний и прямоугольный треугольники, круг), линейка, ножницы, цветная бумага; карточки с заданиями.

Ход урока

1. Организационный момент

Добрый день, ребята. Мы начинаем урок «Математика и конструирование». Пусть сегодняшний урок принесёт нам радость общения. Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий и новых открытий! А вашими помощниками пусть будут внимание, целеустремлённость и ваша активная деятельность.

2. Мотивирование к учебной деятельности

(Мозговой штурм)

- А знаете ли вы, что …

- Название фигуры Трапеция происходит от латинского слова «Трапезиум» - столик. От этого же слова происходит слово «трапеза»

- А знаете ли вы, что…

- Во время сна рост увеличивается на 8 мм. Но после пробуждения он «возвращается» к прежним цифрам.

- А знаете ли вы, что …

- Пчёлы - отличные «математики». Они изобрели самую совершенную геометрическую форму сот -шестигранник, что обеспечило наивысшую прочность этих хрупких восковых строений и исключительную экономию места.

- А знаете ли вы, что …

- Число 111 111 магическое! При умножении его на само себя получается такой лёгкий ответ 12 345 654 321.

- А знаете ли вы, что …

- 90% информации человек получает при помощи глаз. Отсюда и пошло выражение «Лучше один раз …»

3. Актуализация знаний

- Посмотрите небольшой видео-ролик и найдите закономерность.

- Что интересного вы заметили? (отражение в воде)

- А где еще отражаются предметы? (В зеркале).

- Подумайте, как в математике называется зеркальное отображение? (СИММЕТРИЯ)

- Отлично! Сформулируйте тему урока. (или нам поможет ребус). (Слайд Симметрия.)

А как вы понимаете, что такое «симметрия» ???

- Тогда Давайте поставим перед собой цель урока.

ЦЕЛЬ - узнать, что такое «симметрия», где встречается.

- Где можно ознакомиться с этим понятием? (посмотреть в толковом словаре - ПОКА СМОТРЯТ)

- Назовите предметы, которые вы считаете СИММЕТРИЧНЫМИ. (запись на доске) не знаем…, не уверенны…

- Давайте обратимся к толковому словарю и выясним значение этого слова. (Толковый словарь С.И.Ожегова: «Симметрия» - это соразмерность, одинаковость в расположении частей, В.И. Даля - сходность, одинаковость 2-х половин…..)

- В переводе с греческого языка симметрия звучит как «гармония», означая красоту.

Симметрия придает гармоничность, законченность.

4. Практическая работа. Введение в новую тему «Ось симметрии»

Исследование квадрата.

- Давайте проверим это утверждение! что СИММЕТРИЯ - это ОДИНАКОВОСТЬ и СХОДНОСТЬ 2-х ПОЛОВИН!!!

- У вас на столе лежат квадраты.

- Сложите квадрат пополам и четко прогладим линию сгиба.

- Покажите! Что мы наблюдаете?

- Какие получились части квадрата? (Одинаковые)

- Обведите цветным карандашом получившуюся прямую. Это и есть ось симметрии!

- Сравните левую и правую части от оси симметрии. - Сделайте вывод.

- Мы получили две одинаковые части слева и справа от линии сгиба. В этом случае линия сгиба будет осью симметрии, а части, расположенные по обе стороны от нее, будут симметричными. А фигура называется - симметричная.

Вывод: в квадрате мы нашли ось симметрии. Ось симметрии делит фигуру на одинаковые равные части. Эти половинки совпадают.

- Давайте попробуем сложить квадрат вновь пополам, но по-другому.

- Что получили? - Покажите! (ещё одну ось симметрии)

- Обведите эту линию.

- Как еще можно сложить квадрат? (по диагонали)

- Так сколько же осей симметрии у квадрата? (4)

- Правильно! Запишем это в таблицу

5. Физминутка (рисуем руками в воздухе)

Много ль надо нам, ребята,
Для умелых наших рук?
Нарисуем 2 квадрата,
А на них огромный круг.
А потом ещё кружочек,
Треугольный колпачок.
Вот и вышел очень, очень
Развесёлый чудачок!

- Подойдите к окну, Пусть отдохнут ваши глаза, посмотрите по сторонам, полюбуйтесь красотой зимнего дня. Возможно, вы увидите симметричные предметы.…. Перечислите. Продолжаем работать!

6. Работа в группах

Исследование разных геометрических фигур. Защита.

Ребята, предлагаю вам провести исследование - симметричны ли другие геом. фигуры? Работать будем в группах. Вспомним правила работы в группах.

- Каждый должен работать на общий результат.

- Один говорит, другие слушают.

- Своё несогласие высказывай вежливо.

- Распределить обязанности.

В конвертах №1 у вас лежат геометрические фигуры. (Для каждой группы - разные.)

Ваша задача узнать, симметрична ли фигура? сколько осей симметрии имеет геом. фигура? Выступать будет один представитель от группы. Вам дается 1 мин на исследование. И 1 мин на выступление. Используете алгоритм для выступления №1. (и демонстрирует на большой фигуре.)

- Возьмите фигуры из конверта. Приступайте к исследованию.

- Что нужно сделать, чтобы провести ось симметрии? (перегнуть фигуры пополам)

- Проведите оси симметрии, если это возможно. Цветным карандашом.

Итак,

- Слушаем представителя 1-й группы.

- Приглашаем представителя 2-й группы.

- Слушаем представителя 3-й группы.

- Слушаем представителя 4-й группы. (На доске заполняю результаты исследований в таблице)

ИТОГ. МОЛОДЦЫ. ВСЕ ГРУППЫ СПРАВИЛИСЬ С 1 ЗАДАНИЕМ.

- Назовите самую «несимметричную» фигуру. (Прям. Треугольник)

- Назовите самую «симметричную» фигуру. (круг)

- В Древней Греции круг считался венцом совершенства. И не случайно! У него больше всего осей симметрий!

7. Исследование в разных областях. Защита

- Мы выяснили, что в математике, не у всех фигур, но симметрия существует. Только ли в этой области она может быть?

- Оказывается, все в мире, всё построено по принципу симметрии. Древние греки считали, что Вселенная симметрична просто потому, что симметрия прекрасна. Используя красоту и гармонию природы, человек многое создал в мире симметрии своими руками. Об этих и многих других предметах мы сейчас и поговорим.

- Продолжим нашу исследовательскую работу.

- Каждой группе нужно провести исследование - в своей области. Ваша задача - доказать, или опровергнуть наличие симметричности и, конечно же, сделать выводы о проделанной работе. Вам достаточно 2 мин. обсудить этот вопрос И 1 мин на защиту.

- Возьмите конверт №2. Ознакомьтесь с темой исследования.

Приступайте к работе. Защита по алгоритму.

  • 1 гр. - Симметрия в архитектуре
  • 2 гр. - Симметрия в мире растений
  • 3 гр. - Симметрия в русском языке
  • 4 гр. - Симметрия в мире животных

(Выступления групп. Выводы. Заполнение таблицы на доске.)

ИТОГ. МОЛОДЦЫ. ВСЕ ГРУППЫ СПРАВИЛИСЬ С 2 ЗАДАНИЕМ.

- Итак, мы доказали, что Симметрия- это не только красота. Симметричность формы нужна рыбе, чтобы плыть, птице, чтобы летать. Поэтому мы можем сделать вывод, что симметрия в природе неспроста: она ещё и полезна, т.е. целесообразна.

- Рассматривая красивую машину, величественную фигуру самолёта, корабли - мы восхищаемся ими ! И в основе их красоты лежит симметрия. Денис из нашего класса своими руками создаёт эти шедевры!

- К какой области можно отнести эти предметы, созданные руками человека?

8. Подведение итогов «Кластер». Оценивание

- Какие цели мы ставили в начале урока? …(Что такое симметрия? Где встречается?)

- Что вы выяснили для себя?

- Какие слова, словосочетания, связи, явления события … и т.д. возникают с этой темой?

(заполним «КЛАСТЕР»)

ИТОГ! - Каждая группа справилась с исследованием, правильно сделали выводы! Активно работали на уроке…. Молодцы!

Домашнее задание

- Ребята, это не все ОБЛАСТИ, где ВСТРЕЧАЕТСЯ СИММЕТРИЯ. Подумайте дома, подготовьте картинку, в какой области можно встретить симметрию. (Спорт, искусство,…и т.д.)

- Символом симметрии является БАБОЧКА.

Я предлагаю вам создать уникальный узор на крыльях бабочки или выполнить другой симметричный рисунок на выбор. Подойдите, возьмите, что вам больше нравится.

- Рассмотрите иллюстрацию к мультфильму. Что увидел Енот в пруду?

- А можно ли проверить, доказать, СИММЕТРИЧНЫ ли предметы из повседневной жизни, крупные, твёрдые… НЕ бумажные?..

- Способ - сложением пополам - не всегда действует. Можно провести прямую «на глаз».

Урок окончен. Спасибо, вы молодцы!