Урок геометрии "«С треугольниками по жизни». Решение прямоугольных треугольников". 8-й класс

Разделы: Математика

Класс: 8

Ключевые слова: геометрия, прямоугольный треугольник, треугольники


Технологическая карта урока

Предмет: геометрия, 8 класс, автор: Мерзляк А.Г.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Цель урока: применение в практико-ориентированных задачах навыка решения прямоугольных треугольников.

Задачи:

  • закрепить знание определений sin, cos, tg, ctg острого угла прямоугольного треугольника, теорему Пифагора, формировать умение применять приобретённые знания для решения практико-ориентированных задач;
  • развивать умение анализировать при доказательстве, построении и решении прямоугольных треугольников;
  • воспитание умения работать в группах сменного характера, аккуратности, интереса к изучаемой теме.

Оборудование: Раздаточный дидактический материал: карточки с задачами, оценочные листы, ноутбук, проектор, ленты длиной по 48 см, таблицы Брадеса.

Прогнозируемый результат:

  • знать определения тригонометрических функций в прямоугольном треугольнике, алгоритмы решения прямоугольных треугольников;
  • уметь находить неизвестные элементы прямоугольного треугольника по известным двум его элементам.

Ход урока

1. Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку. Приветствие учителя. Объяснение работы с оценочными листами.

ФИО________________________

Этап урока

балл

Вместе мы сила! (2 б)
(работа в группе)

Египетский треугольник (1б)
(работа в паре)

Я сам! (2 б)
(самостоятельная работа)

Крыша дома твоего
(2 б)
(работа в группе)

Дополнительные баллы

Всего баллов

2. Целеполагание

Слайд 1

О чём, по вашему мнению, мы будем сегодня говорить на уроке?

Слайд 2

Почему стоят вместе эти предметы быта из окружающей жизни?

Давайте попробуем сформулировать тему урока. (С треугольниками по жизни)

Слайд 3 (Тема урока)

3. Актуализация знаний

Заполнение на доске кластера по основным теоремам и определениям необходимым для решения заданий урока.

  • Теорема Пифагора
  • Сумма углов треугольника
  • Основное тригонометрическое тождество
  • Определения sin, cos, tg, ctg острого угла прямоугольного треугольника

4. Основная часть урока

1) « Вместе мы сила

Учащиеся распределяются в группы по 3 человека и выполняют задания на карточках. Сравнивают ответы с образцом и выставляют баллы в оценочный лист.

Высота пятиэтажного дома 15 м, а длина пожарной лестницы 30 м. На какой угол должна быть поднята лестница, чтобы достать до крыши дома, если её основание расположено на высоте 2 м от земли?

Сделать вывод: В жизни, таким образом, можно найти расстояние до трудно расположенной точки.

2) «Египетский треугольник»

Работа в парах.

Оборудование: листы А4, карандаш, лента длиной 48 см

Слайд 5

Задание: с помощью предложенного оборудования начертить прямоугольный треугольник, опираясь на знания о египетском треугольнике.

Сравнивают ответы с образцом и выставляют баллы в оценочный лист.

Подведение итога задания: Когда это может пригодиться в жизни?

3) Я сам! (индивидуальная работа на карточках)

Найти сторону MN.

Проверка учителем и выставление баллов в оценочный лист.

4) Крыша дома твоего. (Работа в группах по 3 человека на карточках)

Предлагается для решения практико-ориентированная задача по аналогии с задачами 1-5 из сборника ОГЭ 9 класса.

«Семья планирует закрыть двускатную крышу металлическим профлистом. Длинна дома 10 метров, ширина 8 метров, угол подъёма крыши 60*.

Семья рассмотрела прайслисты трёх ближайших строительных магазинов. В прайслисте указана стоимость 1 кв.метра профлиста и доставка. Какой магазин предпочтет выбрать семья (по наименьшей стоимомти), с учётом доставки?

Строительный магазин

Стоимость профлиста, 1кв.м

Доставка

1

138 р

3000 р

2

140 р

2700 р

3

139 р

2800 р

Дети на доску выписывают по группам сумму покупки и номер магазина. Сравниваем с образцом и выставляем баллы в оценочный лист.

Подведение итога задания: может ли данный навык выполнения задания пригодиться в жизни?

5. Рефлексия

  • Применяем ли мы в жизни знания о решении прямоугольных треугольников?
  • Какой этап урока вам запомнился?
  • На каком этапе возникли трудности?
  • Выставление оценки за урок в соответствии с баллами оценочного листа.

6. Домашнее задание

Карточки с выбором задания.

На «3» балла:

  • Одна из сторон прямоугольника равна 4 см, а диагональ 5 см. Найти периметр прямоугольника.

На «4-5» балла:

  • Высота равнобокой трапеции равна 3,4 см. Угол при нижнем основании равен 60°. Меньшее основание равно 5. Найти большее основание.