Технологическая карта урока
Предмет: геометрия, 8 класс, автор: Мерзляк А.Г.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Цель урока: применение в практико-ориентированных задачах навыка решения прямоугольных треугольников.
Задачи:
- закрепить знание определений sin, cos, tg, ctg острого угла прямоугольного треугольника, теорему Пифагора, формировать умение применять приобретённые знания для решения практико-ориентированных задач;
- развивать умение анализировать при доказательстве, построении и решении прямоугольных треугольников;
- воспитание умения работать в группах сменного характера, аккуратности, интереса к изучаемой теме.
Оборудование: Раздаточный дидактический материал: карточки с задачами, оценочные листы, ноутбук, проектор, ленты длиной по 48 см, таблицы Брадеса.
Прогнозируемый результат:
- знать определения тригонометрических функций в прямоугольном треугольнике, алгоритмы решения прямоугольных треугольников;
- уметь находить неизвестные элементы прямоугольного треугольника по известным двум его элементам.
Ход урока
1. Организационный момент
Проверка готовности учащихся к уроку. Приветствие учителя. Объяснение работы с оценочными листами.
ФИО________________________
Этап урока |
балл |
Вместе мы сила! (2 б)
|
|
Египетский треугольник (1б)
|
|
Я сам! (2 б)
|
|
Крыша дома твоего
|
|
Дополнительные баллы |
|
Всего баллов |
|
2. Целеполагание
Слайд 1
О чём, по вашему мнению, мы будем сегодня говорить на уроке?
Слайд 2
Почему стоят вместе эти предметы быта из окружающей жизни?
Давайте попробуем сформулировать тему урока. (С треугольниками по жизни)
Слайд 3 (Тема урока)
3. Актуализация знаний
Заполнение на доске кластера по основным теоремам и определениям необходимым для решения заданий урока.
- Теорема Пифагора
- Сумма углов треугольника
- Основное тригонометрическое тождество
- Определения sin, cos, tg, ctg острого угла прямоугольного треугольника
4. Основная часть урока
1) « Вместе мы сила!»
Учащиеся распределяются в группы по 3 человека и выполняют задания на карточках. Сравнивают ответы с образцом и выставляют баллы в оценочный лист.
Высота пятиэтажного дома 15 м, а длина пожарной лестницы 30 м. На какой угол должна быть поднята лестница, чтобы достать до крыши дома, если её основание расположено на высоте 2 м от земли?
Сделать вывод: В жизни, таким образом, можно найти расстояние до трудно расположенной точки.
2) «Египетский треугольник»
Работа в парах.
Оборудование: листы А4, карандаш, лента длиной 48 см
Слайд 5
Задание: с помощью предложенного оборудования начертить прямоугольный треугольник, опираясь на знания о египетском треугольнике.
Сравнивают ответы с образцом и выставляют баллы в оценочный лист.
Подведение итога задания: Когда это может пригодиться в жизни?
3) Я сам! (индивидуальная работа на карточках)
Найти сторону MN.
Проверка учителем и выставление баллов в оценочный лист.
4) Крыша дома твоего. (Работа в группах по 3 человека на карточках)
Предлагается для решения практико-ориентированная задача по аналогии с задачами 1-5 из сборника ОГЭ 9 класса.
«Семья планирует закрыть двускатную крышу металлическим профлистом. Длинна дома 10 метров, ширина 8 метров, угол подъёма крыши 60*.
Семья рассмотрела прайслисты трёх ближайших строительных магазинов. В прайслисте указана стоимость 1 кв.метра профлиста и доставка. Какой магазин предпочтет выбрать семья (по наименьшей стоимомти), с учётом доставки?
Строительный магазин |
Стоимость профлиста, 1кв.м |
Доставка |
1 |
138 р |
3000 р |
2 |
140 р |
2700 р |
3 |
139 р |
2800 р |
|
|
|
Дети на доску выписывают по группам сумму покупки и номер магазина. Сравниваем с образцом и выставляем баллы в оценочный лист.
Подведение итога задания: может ли данный навык выполнения задания пригодиться в жизни?
5. Рефлексия
- Применяем ли мы в жизни знания о решении прямоугольных треугольников?
- Какой этап урока вам запомнился?
- На каком этапе возникли трудности?
- Выставление оценки за урок в соответствии с баллами оценочного листа.
6. Домашнее задание
Карточки с выбором задания.
На «3» балла:
- Одна из сторон прямоугольника равна 4 см, а диагональ 5 см. Найти периметр прямоугольника.
На «4-5» балла:
- Высота равнобокой трапеции равна 3,4 см. Угол при нижнем основании равен 60°. Меньшее основание равно 5. Найти большее основание.