Программа дополнительной образовательной деятельности "Песочный город"

Разделы: Дополнительное образование

Ключевые слова: мелкая моторика, Игротерапия, игры с песком


Возраст детей: 4-5 лет.

Срок реализации - 1 год.

Пояснительная записка

Песочная терапия - одна из разновидностей игротерапии. К.Д.Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей - кучка песка! ». Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице: на песке строится дом, высаживается дерево, создается семья. Через свои ощущения, через прикосновения рук к песку, человек ощущает покой и одновременно огромные возможности. Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, все очень просто - ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит… Но именно это простое действие хранит уникальную тайну - нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено - на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка - возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности. Проигрывая на песке ситуации из жизни, они стремятся к бесконфликтному, конструктивному общению, взаимопомощи. Дети учатся выражать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим людям. Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.

Песочная терапия - прекрасная возможность выразить своѐ отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребѐнка. В настоящее время песочная терапия широко используется во всем мире в области дошкольного образования. Почему именно песок, спросите вы? Песок является природным материалом, с древних времѐн используемым человеком. Песок и вода - естественные символы, относящиеся к двум первоэлементам, из которых, как верили древние философы, состоит мир. Сама структура песка притягивает нас и наших детей вступить с ним во взаимодействие. Ведь песок состоит из мельчайших крупинок, из которых можно создавать всѐ, что угодно и быть Мастером своего мира.

В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика рук, наглядно-образное мышление, восприятие, память, воображение. Воображение - один из важнейших мыслительных процессов. Развивая воображение совершенствуются познавательные процессы и способность к творчеству, формируется личность ребёнка.

Актуальность рабочей программы

Игры с песком - одна из форм естественной деятельности ребенка. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное состояние человека, способны стабилизировать его эмоциональное самочувствие. Свойства песка несут в себе некую загадочность и таинственность и способны завораживать человека. Песок как бы "заземляет" негативную энергию. Манипуляции с песком (как с мокрым, так и с сухим) успокаивают импульсивных чересчур активных детей и раскрепощают зажатых, скованных и тревожных малышей. Также игры с песком очень полезны для развития мелкой моторики, тактильных ощущений и координации движений. Все это напрямую связано с развитием речи, мышления, внимания, наблюдательности, воображения, памяти.

Игры с песком положительно влияют на развитие воображения и творческих способностей детей. На песочном полигоне можно дать волю своей буйной фантазии. Сколько всего можно вылепить из влажного песка: фигурные куличики, домики, гаражи, дворцы, города, скульптуры. Сложность песочной конструкции возрастает с мастерством юного архитектора.

Песочница является маленькой моделью окружающего мира, местом, где во внешнем мире могут разыграться внутренние баталии и конфликты маленького человека. А выразив их вовне и посмотрев на свой внутренний мир со стороны, ребенок, играючи, находит решения для вполне реальных жизненных задач. Происходит это за счет того, что на каждом занятии ребёнок неоднократно создает свой мир из песка - разрушает его - создает новый - и снова и снова… благодаря чему уходит страх ошибок, неуверенность в своих силах, сомнения - это дает ребенку осознание того, что все может пройти, закончиться, и на месте старого, ушедшего начнется новое, а значит и бояться этой большой и пока такой незнакомой жизни не стоит.

Кроме того, сам материал - песок - обладает уникальным свойством заземлять негативные эмоции, которые, словно «уходя сквозь песок», тем самым гармонизируют состояние человека.

Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций.

В настоящее время различные педагогические системы придают большое значение эмоциональному развитию детей с использованием метода игровой песочной терапии.

Новизна программы определяется тем, что в ней практически реализован подход к организации образовательной деятельности с использованием интерактивной песочницы.

Современное общество развивается быстрыми темпами, в связи с этим для развития интереса современных детей к процессу обучения необходимо использовать ИКТ. Перенос традиционных педагогических занятий в интерактивную песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения:

  • Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
  • Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как
  • основа «ручного интеллекта».
  • В-третьих, в играх с интерактивным песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
  • В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

Занятия в песочнице уменьшают невротические проявления у детей: повышенную тревожность, беспокойство при социальных контактах, боязливость в новых ситуациях,
излишнюю впечатлительность и эмоциональную лабильность, а также негативизм в отношениях с близкими и сверстниками.

Песочница также используется в диагностических целях: для выявления тревожности, агрессивных проявлений, страхов у детей и для коррекции этих отклонений.

Несомненно, достоинством данной программы является универсальность её использования, интерес и доступность как взрослому, так и ребёнку.

Порядок использования рабочей программы в практической деятельности

Программа рассчитана на 1 год реализации, 28 занятия. С октября по апрель учебного года. Содержание занятий и подбор упражнений зависит от индивидуальных особенностей детей. Продолжительность занятий 20 мин и периодичность - 1 раз в неделю. Занятия проводятся с подгруппой 4-5 человека, так и в индивидуальной форме. В ходе выполнения обязательных упражнений можно делать пятиминутки свободной игры-отдыха в песке.

Цель: развитие творческого воображения, креативных способностей и мелкой моторики рук посредством песочной игротерапии.

Задачи:

  • Пробуждать познавательную активность детей, расширять коммуникативные навыки, обогащать словарный запас;
  • Развивать тактильно-кинетическую чувствительность, мелкую моторику рук;
  • Развивать творческое воображение, зрительно-пространственную ориентировку, творческие способности;
  • Способствовать развитию объективной самооценки, чувству контроля своего поведения, воспитывать положительные качества личности: усидчивость, терпение и т. д.

Принципы, положенные в основу рабочей программы

Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Основные принципы игр на песке:

1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.
Для этого мы подбираем задание, соответствующее возможностям ребенка; формулируем инструкцию к играм в сказочной форме; исключаем негативную оценку его действий, идей, результатов, поощряя фантазию и творческий подход.

2. Оживление абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур, и пр.
Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.

3. Реальное - проживание, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное, и наоборот. Например, оказавшись в роли Спасителя Принцессы, ребенок не просто предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так, он - на деле - убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути.

Схема занятий

Все занятия имеют общую схему, наполняемую разным содержанием в зависимости от темы занятия.

Часть 1. Вводная

Цель - настраиваю детей на совместную работу, устанавливаю эмоциональный контакт между детьми. Основные процедуры: ритуал приветствия, игры - разминки.

Часть 2. Основная

В нее входят упражнения и игры, направленные на развитие эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка.

Основные процедуры: песочная терапия, сказкотерапия, игры и упражнения на развитие мышления, внимания, памяти, игры на развитие навыков общения, рисование, творческие работы.

Часть 3. Завершающая

Основные цели: подведение итогов занятия, создание чувства принадлежности каждого участника к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии.

Прогнозируемые результаты

  • Повышение тактильно-кинетической чувствительности, познавательной активности и мелкой моторики рук;
  • Повышение уровня развития фантазии, воображения, внимания;
  • Повышение и обогащение словарного запаса, коммуникативных навыков детей;
  • Повышение самооценки дошкольника;
  • Воспитание положительных нравственных качеств личности.

Формы подведения итогов

  • Форма подведения итогов:
  • Фотовыставки
  • Показ открытых занятий
  • Мониторинг

Содержание рабочей программы

Игры на сплочение детского коллектива помогают решить следующие задачи:

  • установление доверительного контакта между детьми;
  • формирование навыка чувствовать состояние и настроение сверстников;
  • использование мимики и пантомимики в общении;
  • согласование своих действий с партнером по общению;
  • сосредоточение на зрительной и слуховой информации;
  • развитие эмпатии.

Игры на развитие общения

Играми на общение называют такие игры, которые нацелены на развитие коммуникативных навыков у детей. Педагоги отбирают их с учетом возрастных и психологических особенностей дошкольников, настроем на то, чтобы ребенок мог раскрыться и проявить себя. Коммуникативные игры для детей подразумевают совместные действия участников, их взаимопонимание, сотрудничество, положительное отношение ко всем игрокам, формирование навыков общения, повышение популярности в среде сверстников. Такие совместные игры хороши также тем, что дети в результате получают положительные эмоции, непосредственную радость, являющихся основой развития жизнерадостности, оптимизма, активность в решении жизненных задач, стремлении приходить на помощь другим.

Игры для снятия психоэмоционального напряжения

Дети часто находятся в состоянии высокого психоэмоционального возбуждения из-за адаптации, стресса, усталости. Рекомендую игры для снятия психоэмоционального напряжения.

Цель игр: профилактика психоэмоционального напряжения у дошкольников.

Задачи:

  • Расслабление, снижение мышечного напряжения и переутомления.
  • Развитие у детей умения осознавать свои эмоции и распознавать настроение сверстников.
  • Воспитание доброжелательных отношений в детском коллективе.
  • Формирование групповой сплоченности.
  • Развитие положительных эмоций.

Игры на развитие чувствительности, воображения

Тактильные образы объектов представляют собой отражение целого комплекса качеств объектов, воспринимаемых человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли. Они возникают в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дают возможность познать величину, упругость, плотность или шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета. С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. Тактильное восприятие играет исключительную роль при выполнении различных трудовых операций в быту и везде, где необходимы навыки ручного труда. Более того, в процессе привычных действий человек зачастую почти не использует зрение, целиком опираясь на тактильно-двигательную чувствительность.
Развитие тактильного восприятия помогает малышу узнавать окружающий мир, оценивать свойства предметов. Ведь на ощупь мы можем определить размеры, материал, структуру поверхности, оценить примерный вес предмета. Информация, получаемая ребенком при помощи осязания, дополняет информацию, полученную при помощи органов зрения. Чувство осязания не менее важно для человека, как и все остальные.

Основная идея программы - используя игры в интерактивной песочнице позитивно влиять на эмоциональное самочувствие детей, снизить уровень нервно-психического напряжения, стабилизировать внутреннее состояние, способствовать возникновению положительных эмоций. Современный подход к использованию песочницы в развитии и коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста направлен на: понимание и принятие индивидуальных особенностей ребенка в качестве важнейшего компонента процесса обучения и формирования навыков проживания своих эмоций в различных эмоциональных ситуациях; формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки, развитие коммуникативных навыков, развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, формирование психических новообразований, необходимых для успешного обучения в начальной школе (произвольности), через создание позитивного эмоционального фона; гибкость и вариативность занятий, методическое модулирование одного и того же материала, позволяет педагогу, трансформируя, видоизменяя, дополняя, повторяя одну и туже модель, открыть новые возможности творчеству ребенка.

Методическое обеспечение

Важная составляющая любой песочницы - собственно песок. Перед тем, как насыпать его в песочницу, песок следует промыть и просеять, а затем прокалить в духовке. Так он станет безопасным для детских игр.

Обязательны и игрушки для занятий в песочнице. Важно, чтобы они были разнообразными позволяли ребенку задействовать в своих играх разные аспекты жизни. Это должны быть:

  • Фигурки людей (желательно разного возраста, разной национальности, профессии, категории), причем как реальных, так и воображаемых.
  • Фигурки животных - домашних, диких, мифических.
  • Деревянные фигурки: куклы-матрешки, грибочки, листочки;
  • Символические предметы вроде зеркал, яиц, бабочек.
  • Игрушечные здания и мебель: домики, церкви, башни, замки.
  • Соединяющие игрушки: лестницы, веревки, камни, зернышки, фасоль.
  • Машинки, самолеты, поезда, лодки (сухопутные, водные, космические и другие)
  • Растительность: деревья, веточки, цветы, кусты, овощи, фрукты;
  • Разные вещи: пуговицы, перья, монетки.
  • Естественные предметы: ракушки, веточки, камни, крышечки;
  • Домашняя утварь, флакончики из-под духов, болтики;
  • Пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигурки.

Педагог не просто дает задание создать картину своего настроения, а перед занятием кратко объясняет детям, что обозначает каждая группа предметов. В зале для занятий может играть спокойная музыка, а может царить полная тишина - в зависимости от настроя группы и возраста детей.

Для игр с песком можно использовать:

  • Традиционные материалы: совочки формочки машинки
  • различные "сокровища" буквы или цифры карточки с узорами или буквами (цифрами)
  • Бросовый материал:пластиковые стаканчики, контейнеры из-под яиц
  • Приспособления: «расчески» для песка из пластиковых лотков, «разравниватель» для песка (из деревянной дощечки и дверной ручки)

Словом, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в вашей «коллекции».

Способы проверки усвоенного материала

Программой предусмотрен мониторинг динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая: педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации.

Непосредственное наблюдение строится в основном на анализе реального поведения детей. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде: на занятиях.

На основе критериев развития детей педагогом заполняется диагностическая карта сопровождения развития детей, позволяющая обнаружить первоначальные отклонения в развитии, поведении, своевременно скорректировать воспитательные воздействия.

ФИ ребёнка

Показатели развития

Развитие мелкой моторики

Умения выполнять специальные движения

Развитие коммуникативных навыков

Развитие психических качеств (память, мышление, внимание)

Общий уровень развития

окт

май

окт

май

окт

май

окт

май

окт

май

Приложение

Список методической литературы

  1. Зинкевич - Евстегнеева Т.Д. Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапии. - СПб.: Речь, 2010. - 176 с.
  2. Зинкевич - Евстегнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь, 2010. - 340 с.
  3. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2006. - 160 с.
  4. Кузуб Н.В., Осипчук Э.И. В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. СПб.: Речь, 2011. - 61с.
  5. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПб.: Речь, 2008. - 176.
  6. Федосеева М.А. Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии. Волгоград: «Учитель», 2015. - 122 с.