ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Из всего многообразия видов спорта волейбол является одним из самых популярных. Довольно длительное время, начиная ещё с довоенной поры это была поистине народная игра. В волейбол играли в каждом дворе, парке, в каждом населённом пункте. Это была любимая спортивная игра на уроках старшеклассников. Сейчас редко можно увидеть хороший уровень игры в волейбол на уроках и гораздо меньше играющих во дворах, парках и скверах. Площадки, когда-то собиравшие много играющих и болельщиков, остаются заброшенными. Очень хочется, чтобы детвора и молодёжь, да и более старшее поколение вернулись на волейбольные площадки и вдохнули в них новую жизнь. Нет необходимости объяснять почему эта увлекательная, интеллигентная игра не только побуждает своих поклонников на ведение здорового образа жизни, но и способствует развитию коммуникативных качеств, необходимых для успешной социализации в обществе. Быстро меняющаяся обстановка во время игры в волейбол диктует необходимость формирования умения мгновенно оценивать обстановку и принимать оптимальное для данного момента решение. Т.е. волейбол способствует формированию у учащихся метапредметных УУД необходимых для реализации образовательных программ ФГОС ООО и ФГОС СОО.
Дополнительная общеразвивающая модульная программа Волейбольный клуб «Искорка» построена так, чтобы дать учащимся возможность овладеть всеми основными приёмами игры, основами тактики, организаторскими навыками. Творческая деятельность обучаемых на занятиях найдёт разнообразные формы выражения при участии в творческих проектах.
НОВИЗНА программы состоит в том, что она модульная: она включает в себя три модуля - «Основы техники волейбола», «Тактика игры», «Проекты спортивных праздников и соревнований.».
Модульная система программы позволяет новому учащемуся быстро включиться в образовательный процесс. Если он не владеет в нужной степени техническими навыками, более техничные ребята помогают ему ликвидировать своё отставание.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ дополнительного образования обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В свете требований ФГОС, концепции всестороннего развития детей и юношества, а также в соответствии с потребностями общества в гармонично развитой личности возникает необходимость в новых подходах к преподаванию спортивных дисциплин способных решать современные задачи физического воспитания и развития личности в целом.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ программы объясняется возможностями воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья, направленностью на пропаганду здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию обучающихся.
ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ОСОБЕННОСТЬ данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что занятия в нашем клубе это не уроки физвоспитания или просто тренировки. Каждый учащийся имеет возможность выполнять технические элементы волейбола самостоятельно или с помощью друзей. В зависимости от уровня физической и технической подготовки ученик может выполнять и роль обучаемого и помогать научить других: детей и родителей, родителей и педагога, т.к. педагог - равноправный партнер. Участники клуба могут вносить коррективы в процессе занятий, предлагать и придумывать новые упражнения и задания для себя и товарищей. Все считают себя единой командой, нацеленной на успешное взаимодействие.
АДРЕСАТ ПРОГРАММЫ. Программа рассчитана на обучение детей 10-15 лет. Занятия проводятся в группах без специального отбора и подготовки.
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ. Программа волейбольного клуба предполагает групповую форму обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу в соответствии с учебно-календарным планом. Итого 72 часов в год. Срок реализации программы - 1 год.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ - укрепление здоровья, физического развития и подготовленности обучающихся, воспитание личностных качеств, освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков.
ЗАДАЧИ:
Личностные задачи:
- формировать у обучающегося чувство ответственности в исполнении своей индивидуальной функции в коллективном процессе;
- формировать навык самодостаточного проявления своих творческих способностей в работе;
- формировать общую культуру младших подростков;
- содействовать организации содержательного досуга;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на достижения своих товарищей;
- воспитывать чувство удовлетворения от тренировочного процесса и его результатов.
Предметные задачи:
- изучить основы техники и тактики волейбола;
- овладеть практическими навыками применения техники в игре;
- познакомиться с основными правилами игры;
- научиться взаимодействовать в команде в соответствии со своими возможностями и наклонностями, подчинять свои интересы команным интересам;
- формировать практические навыки работы с менее подготовленными товарищами.
Метапредметные задачи:
- развивать общий кругозор;
- формировать игровое мышление;
- развивать эстетический вкус к красоте и гармонии движений;
- формировать интерес к различным видам спорта и положительную мотивацию в направлении физического совершенства;
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Личностные:
Учащиеся получат возможность сформировать:
- культуру здоровья - отношения к здоровью как высшей ценности человека;
- развитие личностных качеств, обеспечивающих осознанный выбор поведения, снижающего или исключающего воздействие факторов, способных нанести вред физическому и психическому здоровью;
- потребность ответственного отношения к окружающим и осознания ценности человеческой жизни.
- владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой в соответствии с индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности.
- способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;
- способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
Предметные:
- рассматривать волейбол как часть физической культуры, средство своего физического и интеллектуального развития;
- определять базовые понятия и термины игры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками;
- разрабатывать содержание самостоятельных занятий волейболом, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать;
- использовать занятия волейболом и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
- планировать последовательность и дозировку физических упражнений в процессе самостоятельных занятий волейболом;
- самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
Метапредметные:
- у учащиеся будут сформированы: способность выделять ценность здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, взаимодействии с людьми;
- умение адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье;
- способность рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность;
- умение противостоять негативным факторам, приводящим к ухудшению здоровья;
- владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ. Форма итоговой аттестации программы - участие в школьных соревнованиях по волейболу, организация команд в своих классах, организация школьных турниров; участие в составе школьной сборной по волейболу.
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ. Реализацию программы обеспечивает педагог физической культуры, прошедший курсы по теме дополнительного образования, имеющий практический опыт в участии и организации соревнований по волейболу, обладающий не только профессиональными знаниями, но и компетенциями в организации и ведении образовательной деятельности спортивного направления.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Программа Волейбольный клуб «Искорка» рассчитана на 68 часов (1 раз в неделю по 2 академических часа) и состоит из 3 модулей: «Основы техники волейбола», «Тактика игры», «Соревнования, турниры».
№ |
Название раздела, темы |
Кол. часов |
Формы аттестации, контроля |
МОДУЛЬ № 1. «Основы техники волейбола» - 44 часа |
|||
1. |
Основы
знаний.
Техника
безопасности
во
время
занятий.
История
развития
волейбола.
|
В процессе занятий |
Текущий |
2. |
Стойки
и
перемещения.
Передачи
в
индивидуальном
исполнении.
Передачи
в
парах,
тройках,
четвёрках.
|
40 |
Текущий
|
3. |
Посещение игр волейбольных клубов «Искра» и «Заречье» |
4 |
Наблюдение, анализ индивидуальных действий игроков. |
МОДУЛЬ № 2. «Тактика игры» - 20 часов |
|||
1. |
Тактика
игры
в
три
касания
при
выполнения
|
6 |
Обсуждение
после
объяснения.
|
2. |
Перемещение
игроков
вдоль
сетки
при
|
6 |
Текущий.
|
3. |
Построение
команды
при
защите
углом
назад.
|
8 |
Текущий.
|
МОДУЛЬ № 3. «Соревнования, турниры» - 8 часов |
|||
1. |
Подготовка
основного
состава
команды
гимназии
|
|
Участие
в
соревнованиях.
|
2. |
Организация
соревнований
в
параллели
,
|
|
Подготовка
команд
классов
на
|
3. |
Разработка
сценария
и
проведение
турнира
по
|
|
Текущий
|
ИТОГО: |
72 часа |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
МОДУЛЬ 1. «Основы техники волейбола»
На первых занятиях важно пробудить в детях интерес к игре в волейбол, рассказать о достижениях отечественных команд, достижениях школьных команд. На этом этапе идет знакомство с новыми учениками, с правилами поведения на занятиях, с техникой безопасности. Проводится беседа о правилах поведения во дворце спорта при посещении игры. С первых занятий устанавливается договор с ребятами о дисциплине на занятии. Дети должны знать, что дисциплина и самодисциплина - это основа любого тренировочного процесса. Научить каждого умению себя организовать и «настроиться» на работу - значит обеспечить успех в овладении премудростями игры.
Познакомить ребят с техникой стоек и перемещений. Упражнения на перемещения выполняются на каждом занятии в различных интерпретациях. Можно проводить небольшие конкурсы: кто быстрее переместится тем или иным способом. На первых занятиях объясняется: почему такое важное значение имеет общая физическая подготовка. Упражнениям на развитие основных физических качеств: силы, быстроты, ловкости выделяется время на каждом занятии.
Познакомить обучающихся с техникой выполнения передач. Поначалу большое внимание обращается на индивидуальное выполнение передач над собой, в стенку, в различных положениях (стоя, сидя, лёжа), с выбеганием из различных стартовых позиций. Предлагаются усложнения (касание пола, постоянная смена позиции, перемещения в определённом направлении).
Уже на первых занятиях осваиваются упражнения в парах, а затем разучивают упражнения в тройках и четвёрках.
Упражнения в парах выполняются в различных построениях (параллельно лицевой линии, боковой линии, через сетку).
Примеры упражнений в парах:
- броски мяча одной рукой, двумя из-за головы, двумя руками снизу из приседа;
- верхняя (нижняя) передача над собой (несколько раз) - бросок партнеру;
- подброс мяча над собой - передача партнеру;
- бросок мяча партнеру - ответная передача от него;
- передача над собой, передача товарищу;
- удар мяча о пол двумя руками - передача товарищу;
- то же стоя спиной друг к другу с выполнением передачи за голову;
- передача над собой разворот на 180 град, передача партнеру;
- передачи в положении сидя, то же с переходом в положение лёжа и обратно.
- непрерывные передачи в паре, в том числе с изменением положения корпуса (прямо, боком);
- нападающий удар с собственного подброса и приём в паре;
- подача и приём в парах через сетку.
По мере усвоения упражнений переходим к выполнению упражнений в тройках и четвёрках.
Упражнения в тройках:
- передача центральному, он выполняет передачу над собой, поворот на 180 градусов и передает мяч игроку на противоположной стороне;
- передача центральному, тот передает мяч за голову третьему партнеру, а тот возвращает мяч третьему;
- передача центральному, тот возвращает мяч и меняется с первым игроком, который в это время передает мяч третьему, получает обратную передачу от него и меняется с ним местом, третий игрок, передав мяч игроку стоящему напротив получает и возвращает передачу ему и меняется с ним местом и т.д.;
- выполнив передачу, игрок перебегает на противоположную сторону;
- игрок, стоящий по центру выполняет передачу для нападающего удара то одному, то другому игроку, игрок на противоположной стороне выполняет приём удара.
- передачи в тройках по кругу.
Упражнения в четверках:
- пары игроков с двух сторон выполняют передачи по очереди выдвигаясь вперёд;
- также парами, но игрок, выполнив передачу, быстро принимает упор лёжа и возвращается в исходное положение.
- передачи в прямоугольнике по прямой и по диагонали;
- один из пары выполняет передачу партнеру, тот - нападающий удар игроку напротив, который выполнив приём, получает передачу для нападающего удара в партнёра напротив по прямой или по диагонали;
Упражнения во встречных колоннах:
- передачи через сетку с переходом игрока назад в конец колонны;
- передачи с перебеганием под сеткой или на противоположную боковую сторону.
Разучивание упражнений происходит постепенно с усложнением по мере усвоения.
После посещения волейбольных матчей одинцовских команд, проводим обсуждение игры обращая внимание на качество исполнения технических приёмов игроками высокого уровня.
МОДУЛЬ 2. «Тактика игры»
Обучающиеся знакомятся с понятием тактики ещё в начальной школе играя в пионербол. Здесь очень хорошо, если они сразу были ориентированы на игру в пас. Иначе при первых попытках игры в волейбол они будут стремиться перебить мяч через сетку любой ценой. Необходимо сразу нацелить их на игру в три касания. Один из приёмов: при игре с розыгрышем при удачных действиях команда получает 2 очка, если розыгрыша не было - 1 очко. Т.о. дети привыкают разыгрывать мяч после приёма. Во время первых игр мяч в игру может вводить учитель, вбрасывая его то на одну, то на другую сторону площадки. Также можно на первых порах заменять подачу верхней или нижней передачей или броском мяча одной рукой. Если в группе присутствуют более старшие дети, владеющие техникой, то они должны действовать уже в полном соответствии с правилами волейбола. В этом случае новички быстрее начинают понимать смысл игровых действий и переходить от отбойной тактики к разумной игре.
Первая тактическая установка: играть через связующего игрока, находящегося в зоне 3. В этом случае команда легко перестраивается от простой тактики: кто под сеткой, тот и пасует к тактике игры с двумя связующими. Большое внимание уделяется построению игроков на приёме, а также действиям при подстраховке при приёме. По мере освоения блокирующих действий изучается игра с тактикой игры в защите углом вперёд и углом назад. Далее уже осваивается тактика игры с одним связующим.
Для понимания тактических построений посещение игр «Искры» и «Заречья» очень полезны. После просмотра проводим разбор тактических действий команд в защите и нападении.
МОДУЛЬ 3. «Соревнования, турниры»
Так как районные соревнования по волейболу между школьными командами проводятся в первой половине учебного года, весь коллектив принимает участие в подготовке команды работая над техникой и тактикой. При отработке командных действий основным составом менее технически оснащённые ребята помогают наигрывать состав, выполняя тренировочные подачи и набрасывания мяча на доигровках. Одновременно эти учащиеся получают опыт подготовки к соревнованиям, наигровки команды параллельно работая над техническими приёмами.После окончания соревнований анализ выступления проводится при участия всего коллектива.
Далее все члены коллектива проводят разъяснительную и организационную работу в своих классах, чтобы в феврале- марте провести турниры по волейболу в параллелях. Назначаются судьи, обговаривается время проведения турниров. В данном случае члены школьного волейбольного клуба выступают как тренеры и капитаны своих команд. Проведение этого этапа очень важно для получения соревновательного опыта всех членов клуба.
Итоговый турнир, посвящённый Дню Победы в Великой Отечественной войне - заключительный турнир по волейболу в школе.
Ребятам предлагается разработать сценарий проведения турнира с участием сильнейших команд классов. Наиболее удачный проект берётся за основу. Сценарий проведения турнира должен включать не только проведение игр между командами, но и конкурс на самую точную подачу, определение самого лучшего знатока волейбола. Специальная комиссия определяет лучшего нападающего, связующего, защитника, подающего. Этот турнир должен стать настоящим праздником волейбола.
Особенности проведения занятий с учащимися разного возраста
Здесь нужно отметить, что при проведении таких занятий необходимо применять личностно-ориентированный подход, так как начальные умения ребят сильно отличаются. Более опытным предлагать упражнения посложнее, увеличивать дозировку. При этом во многих случаях используется групповой метод. Одной группе предлагаются более лёгкие упражнения, другой группе упражнения посложнее. Иногда несколько групп выполняют разные задания. При этом более опытные ребята могут и руководить подготовкой каких-то групп наблюдая и поправляя технику выполнения. Многие ребята с удовольствием выполняют показ упражнений. Для достижения лучших результатов используется соревновательный метод. Например, какая пара быстрее выполнит без остановок 20 передач, кто сможет выполнить больше верхних передач стоя на одном колене, кто больше раз попадет верхней передачей в баскетбольное кольцо и т.д. При выполнении подач по мере освоения хорошо проводить соревнования на точность подачи. Работа над техникой перемещений и передач проводится на каждом занятии. Ближе к концу года больше внимания уделяется тактике в командной игре. На начальном этапе игроков, умеющих в достаточной степени выполнять волейбольные приёмы можно ставить в одну команду, а остальным игрокам разрешать ловить и бросать мячи обусловленным способом. Например, через сетку мяч перебрасывается только нижней передачей после подброса мяча. В дальнейшем играющие перемешиваются, что позволяет им быстрее включаться в нормальную игру.
Контрольные критерии оценивания успешности занимающихся.
Контрольный
показатель
|
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Нижняя передача над собой, кол |
До 10 |
10-20 |
20 и больше |
Верхняя передача в стенку, кол |
До15 |
15-30 |
30 и больше |
Подача, кол из 10 |
Меньше 7 |
Меньше 10 |
10 из 10 |
Нападающий удар, кол из 10 |
Меньше 5 |
До 10 |
10 из 10 |
Знание тактических терминов |
Ответы с ошибками |
Ответы
с
|
Полные ответы |
По этим критериям планируется оценивать качество подготовленности учащихся в начале и в конце года. Календарное планирование занятий представлено в Приложении 1.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
- А.Г.Фурманов. Волейбол. Изд. Современная школа. 2009.
- Беляев А.В.. Волейбол на уроке физической культуры. - 2-е изд. - М.: Физкультура и спорт, 2005. - 144 с.
- Спортивные игры: Техника, тактика обучения: Учебник для студ. высш. пед. учеб. завед./ Под ред. Железняка Ю.Д., Портнова Ю.М. - М., 2001. - 520 с.
- Беляев А.В., Савин М.В. Волейбол: Учебник для вузов ФК. - М., 2002. - 368 с.
- «Техника безопасности на уроках», Муравьев, 2011.
- Железняк Ю.Д., Слупский Л.Н. ВОЛЕЙБОЛ В ШКОЛЕ. М.: Просвещение, 1989.- 128 с.
- Козырева Л.В. Азбука спорта. Волейбол., М., ФиС , 2003.
- Волейбол высшего уровня. М. ЧЕЛОВЕК, Олимпия, 2007, - 32 с. (Библиотечка тренера)