Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" были предусмотрены меры законодательного закрепления обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ОВЗ к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка.
В соответствии с п. 16 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» статус лица с ограниченными возможностями здоровья имеют дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, которые препятствуют получению образования без создания специальных условий. Потребность в специальных условиях обучения должна быть подтверждена психолого-медико-педагогической комиссией (ЦПМПК города Москвы).
Согласно пункту 27 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Однако, как и любое социальное явление, внедрение инклюзивного образования происходит с некоторыми трудностями.
Основной проблемой является недостаточная профессиональная готовность педагогов дошкольного образования к изменениям в своей привычной деятельности. Так, специалисты привыкли работать с детьми с ОВЗ по коррекционным программам в группах компенсирующей направленности, а воспитатели в таких группах имели малый контингент детей и ориентировались на единые требования к воспитанникам. А воспитатели в общеразвивающих группах не имели практического опыта работы с детьми с ОВЗ, так как ранее при выявлении каких-либо нарушений эти дети по решению комиссии переводились в специализированные детские сады или группы компенсирующей направленности.
Особенность организации работы в дошкольных группах комбинированной направленности (далее инклюзивные группы) заключается в том, что в такой группе находятся три-четыре ребёнка с ОВЗ, каждый из которых может иметь различные заключения ЦПМПК. Работа с детьми с ОВЗ ведётся по адаптированным программам разной направленности, составленными исходя из основной программы, по которой работает воспитатель с большинством детей группы. То есть, по сути, воспитатель в ходе своей работы в одной группе реализует несколько программ (Например: ООП, АООП для детей с РАС, АООП для детей с ЗПР и т.д.)
Таким образом в настоящий момент трудности испытывает весь педагогический коллектив: от воспитателей до специалистов службы сопровождения, то есть все те, кто обеспечивает реализацию индивидуального образовательного маршрута ребенка.
В этой статье я хочу поделиться своим опытом решения данной педагогической проблемы.
Чтобы включить дошкольников с ОВЗ в инклюзивные группы необходимо выполнить ряд условий, в числе которых: адаптация программы обучения, создание специальных условий и организация психолого-педагогического сопровождения.
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивной среды - это ежедневный труд, основанный на мотивированном взаимодействии всех участников образовательного процесса.
Реальным подтверждением этого взаимодействия является совместное создание индивидуального образовательного маршрута, в котором отражаются конкретные рекомендации по организации специальных условий для ребёнка в группе, как во время организованной образовательной деятельности, так и в режимных моментах.
Эти рекомендации могут выражаться в:
- индивидуализации заданий;
- упрощении инструкций;
- дополнительных наводящих вопросах;
- использовании коррекционных технологий при проведении фронтальных занятия (Для основной массы детей эти технологии будут общеразвивающими, а для детей с ОВЗ-специальными. Например: увеличение наглядности - использование опорных символов, схем, мнемотаблиц в работе над звуками, словами, предложениями, рассказами.);
- подборе индивидуального ритма и темпа деятельности;
- выборе оптимальных сроков предоставления результатов работы;
- оказании необходимой обучающей помощи;
- оценивании реально приложенных стараний ребёнка.
Кроме того, некоторым детям необходимо напоминать о соблюдении рабочей позы, осуществлять контроль за осанкой, соблюдать режим зрительной нагрузки. В работе с такими детьми педагог обязан отслеживать утомляемость и включенность ребенка в ритм занятия, в случае наступления первых признаков усталости, сделать динамическую паузу, сменить вид деятельности, так как усвоение программного материала будет затруднено.
Приведу примеры фрагментов образовательной деятельности в инклюзивных группах с учетом рекомендаций специалистов.
Занятие по формированию элементарных математических представлений во второй младшей инклюзивной группе
Содержание:
- упражнять в сравнении двух предметов по величине, обозначать результаты сравнения словами большой, маленький;
- совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: квадрат, треугольник.
Воспитатель проводит игры со всей группой детей |
|
Игра
«Подбери
большие
и
маленькие
предметы».
Игровое
упражнение
«Построим
домик
для
гномика».
|
|
Индивидуализация обучения |
|
Инструкция
воспитателя
детям,
обучающимся
по
ООП:
«Постройте
домик
для
гномика
из
геометрических
фигур
у
себя
на
листах
бумаги».
|
Инструкция
воспитателя
ребенку
с
ОВЗ,
обучающему
по
АООП
для
детей
с
ЗПР:
«Дострой
домик
для
гномика».
|
Занятие по формированию элементарных математических представлений в старшей инклюзивной группе
Содержание:
- закреплять навыки счета в пределах 5, учить раскладывать число 5 на два меньших, а из двух меньших составлять целое;
- развивать внимание, мышление, мелкую и общую моторику.
- воспитывать культуру поведения и интерес к математическим играм.
Воспитатель проводит игру со всей группой |
|
Упражнение «Числовой ряд». |
|
Инструкция воспитателя детям, обучающимся по ООП: «Назови число, которое предшествует числу 4; Назови последующее число 3». |
Инструкция воспитателя детям с ОВЗ, обучающимся по АООП для детей с ЗПР: «Назови соседей числа 4» (упрощение инструкции) |
Игровое
упражнение
«Поставь
цветы
в
вазы».
|
|
Индивидуализация обучения |
|
Индивидуальное
задание
для
ребенка,
обучающегося
по
АООП
для
детей
с
ТНР:
|
*Индивидуальное
задание
для
ребенка,
обучающегося
по
АООП
для
детей
с
ЗПР:
|
При подготовке и проведении организованной образовательной деятельности воспитателям необходимо помнить, что индивидуализировать задания необходимо так, чтобы они отражали реальные образовательные потребности каждого воспитанника с ОВЗ, а не являлись универсальными для всех детей с одинаковыми нарушениями. Так, например, если ребенку с ЗПР посильно выполнение общего задания с небольшой помощью воспитателя, не нужно заменять его на более легкое!
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:
- создание индивидуального образовательного маршрута с подробными рекомендациями воспитателям по организации воспитательно-образовательного процесса с детьми с ОВЗ заметно облегчает работу педагога, в том числе при подготовке и проведении занятий. А также помогает ребенку успешно адаптироваться в инклюзивной группе и усвоить программу, согласно его индивидуальным физиологическим возможностям и способностям.
Преодолевать профессиональные трудности по вопросам инклюзивного образования детей с ОВЗ и инвалидностью воспитателям помогают специалисты, которые имеют практический опыт коррекционной работы с такими детьми. Передача опыта наиболее эффективно осуществляется в таких видах деятельности как: интегрированные занятия, мастер-классы, деловые игры.
Таким образом, только совместная работа воспитателей и специалистов даёт положительный результат в развитии инклюзивного дошкольного образования. Повышение квалификации и обучение технологиям индивидуализации обучения и воспитания поможет изменить установки педагогов к инклюзивной практике в дошкольном образовании.
Список литературы
- Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа. Для занятий с детьми 4-5 лет. Методическое пособие. ФГОС; Издательство: Мозаика-Синтез. Год: 2018.
- Помораева И.А., Позина В.А.Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа. Для занятий с детьми 3-4 лет. Методическое пособие. ФГОС; Издательство: Мозаика-Синтез. Год: 2019.