Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ОВЗ в условиях инклюзивной группы

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование

Класс: д/с

Ключевые слова: индивидуализация образования


Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" были предусмотрены меры законодательного закрепления обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ОВЗ к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка.

В соответствии с п. 16 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» статус лица с ограниченными возможностями здоровья имеют дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, которые препятствуют получению образования без создания специальных условий. Потребность в специальных условиях обучения должна быть подтверждена психолого-медико-педагогической комиссией (ЦПМПК города Москвы).

Согласно пункту 27 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Однако, как и любое социальное явление, внедрение инклюзивного образования происходит с некоторыми трудностями.

Основной проблемой является недостаточная профессиональная готовность педагогов дошкольного образования к изменениям в своей привычной деятельности. Так, специалисты привыкли работать с детьми с ОВЗ по коррекционным программам в группах компенсирующей направленности, а воспитатели в таких группах имели малый контингент детей и ориентировались на единые требования к воспитанникам. А воспитатели в общеразвивающих группах не имели практического опыта работы с детьми с ОВЗ, так как ранее при выявлении каких-либо нарушений эти дети по решению комиссии переводились в специализированные детские сады или группы компенсирующей направленности.

Особенность организации работы в дошкольных группах комбинированной направленности (далее инклюзивные группы) заключается в том, что в такой группе находятся три-четыре ребёнка с ОВЗ, каждый из которых может иметь различные заключения ЦПМПК. Работа с детьми с ОВЗ ведётся по адаптированным программам разной направленности, составленными исходя из основной программы, по которой работает воспитатель с большинством детей группы. То есть, по сути, воспитатель в ходе своей работы в одной группе реализует несколько программ (Например: ООП, АООП для детей с РАС, АООП для детей с ЗПР и т.д.)

Таким образом в настоящий момент трудности испытывает весь педагогический коллектив: от воспитателей до специалистов службы сопровождения, то есть все те, кто обеспечивает реализацию индивидуального образовательного маршрута ребенка.

В этой статье я хочу поделиться своим опытом решения данной педагогической проблемы.

Чтобы включить дошкольников с ОВЗ в инклюзивные группы необходимо выполнить ряд условий, в числе которых: адаптация программы обучения, создание специальных условий и организация психолого-педагогического сопровождения.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивной среды - это ежедневный труд, основанный на мотивированном взаимодействии всех участников образовательного процесса.

Реальным подтверждением этого взаимодействия является совместное создание индивидуального образовательного маршрута, в котором отражаются конкретные рекомендации по организации специальных условий для ребёнка в группе, как во время организованной образовательной деятельности, так и в режимных моментах.

Эти рекомендации могут выражаться в:

  • индивидуализации заданий;
  • упрощении инструкций;
  • дополнительных наводящих вопросах;
  • использовании коррекционных технологий при проведении фронтальных занятия (Для основной массы детей эти технологии будут общеразвивающими, а для детей с ОВЗ-специальными. Например: увеличение наглядности - использование опорных символов, схем, мнемотаблиц в работе над звуками, словами, предложениями, рассказами.);
  • подборе индивидуального ритма и темпа деятельности;
  • выборе оптимальных сроков предоставления результатов работы;
  • оказании необходимой обучающей помощи;
  • оценивании реально приложенных стараний ребёнка.

Кроме того, некоторым детям необходимо напоминать о соблюдении рабочей позы, осуществлять контроль за осанкой, соблюдать режим зрительной нагрузки. В работе с такими детьми педагог обязан отслеживать утомляемость и включенность ребенка в ритм занятия, в случае наступления первых признаков усталости, сделать динамическую паузу, сменить вид деятельности, так как усвоение программного материала будет затруднено.

Приведу примеры фрагментов образовательной деятельности в инклюзивных группах с учетом рекомендаций специалистов.

Занятие по формированию элементарных математических представлений во второй младшей инклюзивной группе

Содержание:

  • упражнять в сравнении двух предметов по величине, обозначать результаты сравнения словами большой, маленький;
  • совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: квадрат, треугольник.

Воспитатель проводит игры со всей группой детей

Игра «Подбери большие и маленькие предметы».
Дети сравнивают по величине и подбирают карточки с изображением разных предметов: большие - для большого гномика, маленькие - для маленького.

Игровое упражнение «Построим домик для гномика».
На фланелеграфе выложены геометрические фигуры: квадрат большой, квадрат маленький, треугольник. Воспитатель просит детей назвать фигуры, показать их стороны и углы. Затем на фланелеграфе совместно выкладывают из фигур домик.
При ответах детей воспитатель особое внимание обращает на ребёнка, обучающегося по АООП ТНР. Просит его давать ответы согласно рекомендациям логопеда: указывать на определённый предмет, используя слова вот, это, тут, развивая тем самым фразовую речь.

Индивидуализация обучения

Инструкция воспитателя детям, обучающимся по ООП: «Постройте домик для гномика из геометрических фигур у себя на листах бумаги».
Для каждого ребенка заготовлены геометрические фигуры и чистый лист бумаги.

Инструкция воспитателя ребенку с ОВЗ, обучающему по АООП для детей с ЗПР: «Дострой домик для гномика».
Ребенку предлагается трафарет с изображением домика, нужно наложить геометрические фигуры.

Занятие по формированию элементарных математических представлений в старшей инклюзивной группе

Содержание:

  • закреплять навыки счета в пределах 5, учить раскладывать число 5 на два меньших, а из двух меньших составлять целое;
  • развивать внимание, мышление, мелкую и общую моторику.
  • воспитывать культуру поведения и интерес к математическим играм.

Воспитатель проводит игру со всей группой

Упражнение «Числовой ряд».

Инструкция воспитателя детям, обучающимся по ООП: «Назови число, которое предшествует числу 4; Назови последующее число 3».

Инструкция воспитателя детям с ОВЗ, обучающимся по АООП для детей с ЗПР: «Назови соседей числа 4» (упрощение инструкции)

Игровое упражнение «Поставь цветы в вазы».
На фланелеграфе выложены две вазы. Воспитатель предлагает детям выбрать по 5 картинок с изображением цветов и вернуться на свои стульчики.
Воспитатель просит детей подумать, какими способами можно расставить цветы по вазам.
Пока дети выбирают картинки и думают над вопросом, воспитатель даёт инструкцию к индивидуальному заданию ребёнку с ЗПР*.
В конце упражнения к фланелеграфу выходят несколько человек для проверки задания (в т.ч дети с ОВЗ).

Индивидуализация обучения

Индивидуальное задание для ребенка, обучающегося по АООП для детей с ТНР:
игра «Посчитай цветы» (задание по рекомендациям учителя-логопеда на закрепление навыков согласования числительных с существительными и расширение словаря по лексической теме «цветы»).
Воспитатель просит ребенка посчитать от 1 до 5 и обратно предметы (одна роза, две розы, …., пять роз).

*Индивидуальное задание для ребенка, обучающегося по АООП для детей с ЗПР:
игра «Сосчитай и подбери цифру» (задание по рекомендации учителя-дефектолога на закрепление знания цифр и соотнесения их с числом предметов).
Воспитатель просит пересчитать предметы на картинках и подобрать к картинке нужную цифру.
игра «Посчитай цветы» (задание по рекомендациям учителя-логопеда)

При подготовке и проведении организованной образовательной деятельности воспитателям необходимо помнить, что индивидуализировать задания необходимо так, чтобы они отражали реальные образовательные потребности каждого воспитанника с ОВЗ, а не являлись универсальными для всех детей с одинаковыми нарушениями. Так, например, если ребенку с ЗПР посильно выполнение общего задания с небольшой помощью воспитателя, не нужно заменять его на более легкое!

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

  • создание индивидуального образовательного маршрута с подробными рекомендациями воспитателям по организации воспитательно-образовательного процесса с детьми с ОВЗ заметно облегчает работу педагога, в том числе при подготовке и проведении занятий. А также помогает ребенку успешно адаптироваться в инклюзивной группе и усвоить программу, согласно его индивидуальным физиологическим возможностям и способностям.

Преодолевать профессиональные трудности по вопросам инклюзивного образования детей с ОВЗ и инвалидностью воспитателям помогают специалисты, которые имеют практический опыт коррекционной работы с такими детьми. Передача опыта наиболее эффективно осуществляется в таких видах деятельности как: интегрированные занятия, мастер-классы, деловые игры.

Таким образом, только совместная работа воспитателей и специалистов даёт положительный результат в развитии инклюзивного дошкольного образования. Повышение квалификации и обучение технологиям индивидуализации обучения и воспитания поможет изменить установки педагогов к инклюзивной практике в дошкольном образовании.

Список литературы

  1. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа. Для занятий с детьми 4-5 лет. Методическое пособие. ФГОС; Издательство: Мозаика-Синтез. Год: 2018.
  2. Помораева И.А., Позина В.А.Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа. Для занятий с детьми 3-4 лет. Методическое пособие. ФГОС; Издательство: Мозаика-Синтез. Год: 2019.