ИКТ как условия создания инновационной образовательной среды в преподавании уроков географии

Разделы: География


Литературный обзор состояния вопроса

Я учитель который работает в современном информационном пространстве, а это реальность времени. Мой предмет - география, а он очень благодатно работает с использованием ИКТ в своей педагогической деятельности, при этом руководствуясь следующими нормативными документами и материалами:

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". В этом документе говорится о том, что необходимо "создание условий для ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, связанной с внедрением в образовательную практику новых технологий, форм и методов обучения и направленной на более полную реализацию права на образование".

Моя работа имеет научную основу, я изучала следующие статьи и пособия:

  1. Смольникова И.А., Филиппов С.А., Чиркова М.А. Применение ИКТ в учебном процессе. Электронное пособие Академия АйТи «Применение международных информационных технологий: применение ИКТ в учебном процессе»;
  2. Новенко Д.В. Новые информационные технологии в обучении. Научно-методический журнал «География в школе», М.: «Школа-пресс», № 5, 2004 г, с. 48;
  3. Электронное пособие Академия АйТи «Применение международных информационных технологий: применение ИКТ в учебном процессе» Разработка презентаций средствами MS PowerPoint для профессионалов

Более десяти лет, как пришёл в кабинет географии :компьютер, мультимедийный экран, электронные пособия, Интернет и т.д., у меня сформировался опыт по внедрению ИКТ технологий в свою практическую деятельность, т.к. все это послужила для использование информационных технологий в процессе обучение. Изучение вышеизложенной и другой методической литературы.

Основные понятия, термины в описании педагогического опыта:

  • Информационные и коммуникационные технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов.
  • Интернет - глобальная информационная сеть общего доступа, объединяющая по протоколу межсетевого взаимодействия технические (компьютерные) устройства и сети поставщиков информационных ресурсов и информационных услуг, иных лиц и организаций (включая операторов связи).
  • Мультимедиа - различные сочетания текста, звука, графики, анимации, видео и пр.
  • Электронный учебник - средство обучения, представляющее собой компьютерную программу, которая содержит учебный материал и систему интерактивных тестов.
  • Мультимедийный интернет-ресурс - интернет-ресурс, в котором основная информация представлена в виде мультимедиа.

Мои наблюдения по которому можно составить психолого-педагогический портрет обучающихся, являющихся базой для формирования работы на уроках

Предмет «География» я преподаю в 5-11 классах. Современные дети проводят перед экранов гаджетов очень много времени и всем не хватает времени для изучение предмета более углубленно, с рассмотрение многих причинно-следственных связей,делать анализ, а это заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Использование ИКТ при обучении позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка.

Исходя из этого, можно сказать, что большинство учащихся нуждаются в более наглядном представлении учебного материала, что позволит лучшему усвоению полученной информации, а так же развитию их творческих способностей. Эти задачи позволяют решать используемые мной педагогические технологии и применение информационно-коммуникативных технологий на уроках.

«ИКТ как условия создания инновационной образовательной среды в преподавании уроков географии»

География - самый интересный и увлекательный предмет. Каждое явление в природе уникально , как и объекты на нашей планете. Наглядно увидеть их на уроках географии помогают компьютерные технологии. ИКТ стало неотъемлемой частью образовательной среды. Еще несколько лет учителя географии говорили так:

«Нет показа без рассказа и рассказа без показа!»

Наши учителя 20-х века ждали эти новшества, как это помогает в процессе обучения сейчас!

В настоящее время мы не мыслим современный урок без возможности показать фрагмент научно-популярного фильма, презентации, теста, схемы, иллюстративного материала. Знания ИКТ значительно облегчает подготовку к уроку. Уроки становятся более интересными, динамичными, запоминающимися, нетрадиционными. Сегодня в современных педагогических технологий и ИКТ, на уроке стимулируется познавательный интерес к географии, создаются условия для мотивации учащихся к учению, развивается мышление и творческие способности ребёнка, формируется активная жизненная позиция в современном обществе.

Уроки проходят на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, повышают объём выполненной работы на уроке, усовершенствовав контроль знаний, обеспечивают доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, развивают самостоятельность , критическое мышление.

Это особенно актуально в настоящее время, когда наш предмет переживает не лучшие времена - сокращение часов, многие учащиеся недостаточно усваивают фактический материал.

В следствии этого целью является повышение мотивации учащихся к обучению географии посредством осуществления личностно-ориентированного подхода и применение инновационных технологий как условие формирования творчески мыслящей личности.

Для достижения поставленной цели использую следующие задачи:

  • Анализ, изучение и обобщение научной литературы по данной проблеме.
  • Принять участие в работе МО учителей естественно-математического цикла;
  • Посетить уроки коллег и поучаствовать в обмене опытом;
  • Провести самоанализ и самооценку собственных уроков;
  • Выработка алгоритма применения методик для диагностической оценки уровня качества знаний учащихся по географии;
  • Обобщение опыта работы (подведение итогов, формирование результатов)

В ходе урока ИКТ использую на всех этапах учебного процесса. В зависимости от целей и задач урока информационные технологии применяю:

  • на уроке изучение нового материала;
  • для обобщения и систематизации знаний;
  • при выполнении практических работ, творческих заданий;
  • при контроле знаний и умений.

Предполагаемый результат: овладение информационно-коммуникативными технологиями на уровне построения модели образовательного процесса.

Этапы урока с использованием информационно-коммуникативной технологии

ИКТ использую при объяснении, закреплении и обобщении учебного материала на уроках географии. Чтобы урок с использованием ИКТ прошел успешно, я использую:

  • соответствующее оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор;
  • учебные электронные издания, материалы из Интернета, либо собственные разработки уроков.

Применяю следующие виды уроков:

  • Комбинированный урок, который сочетает в себе объяснение учителя с применением ИКТ и работу учащихся (индивидуальную, групповую, парную) с вопросами и заданиями, представленными в рамках мультимедиа-презентации.
  • Урок-лекция по изучению нового материала, который предполагает в течение всего занятия использование ИКТ в качестве иллюстративного материала.
  • Урок-семинар, когда учащиеся готовят собственные выступления с использованием ИКТ.
  • Защита проектных работ учащимися с использованием ИКТ.
  • Урок обобщения, когда в течение всего занятия используются ИКТ (включая в работу текст, аудио- и видеоматериалы, материалы готовых CD-ROM, мультимедиа-презентации, разработанные, учителем, учащимися).

Компьютер позволяет оптимизировать труд учителя. Он дает возможность упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков. Это позволяет сэкономить массу времени при подготовке и проведении урока. Весь материал упорядочен по классам в соответствии с календарно-тематическим планированием.

Учитель получает неограниченные возможности в изготовлении раздаточных печатных материалов к каждому уроку с учетом целей и задач обучения и индивидуальных особенностей учащихся. Компьютер позволяет использовать готовые электронные программные продукты. Это мультимедиа учебники, энциклопедии и справочники, галереи, тестовые программы и тренажеры для подготовки к ГИА и ЕГЭ.

Использование учебных дисков на уроке объяснения нового материала.

Появление различных образовательных ресурсов, посвященных географии, существенно облегчило и разнообразило работу учителя. Используя желание детей смотреть кинофильмы, можно ненавязчиво вызвать их интерес к теме или вообще географии, показать, что материал урока может быть легко усвоен, а затем на этой базе строить ситуацию успеха ребенка.

Безусловно, следует обратить внимание и на некоторые трудности, возникающие в процессе применения компьютерных технологий. Если с нерабочим настроем детей перед просмотром мультимедийного ролика удается справиться ко второму-третьему уроку, то вскоре появляются проблемы иного рода. Они во многом связаны с тем, что интерактивные ресурсы созданы для усредненных школьников, но мы имеем дело с личностями. Кто-то из детей просто не успевает вникать в суть происходящего на экране, потому, что вынужден вслушиваться и привыкать к голосу диктора, ведь у каждого учителя своя манера говорить, а нужно еще что-то запомнить! Учитель корректирует фразы и подстраивается под ритм жизни, дыхания каждого класса, каждого ребенка, делая паузы и варьируя темп речи, диктор, же этого не делает. Именно поэтому, на мой взгляд, компьютер никогда не заменит живого учителя, способного чувствовать настрой и настроение ученика. Важно использовать их правильно, максимально адаптировано, в необходимых количествах и наилучшего качества. Отдельного разговора заслуживает вопрос о качестве ресурса. Скорее всего, наилучшим является тот, который учитель делает для себя сам, ориентируясь на конкретных детей. Но не менее важно и то, как он будет «подан» детям.

Как показывает практика, использование медиа-ресурсов не только разнообразит уроки, но способствует более глубокому, заинтересованному включению детей в образовательный процесс.

Использование информационных технологий в процессе обобщения и контроля знаний

На уроках географии применяю также презентации с элементами контроля усвоения знаний - это такие задания, как тесты. Их же можно применить на уроках, где необходимо, например, из предложенных растений и животных выделить те, которые произрастают и проживают на определенной территории или природной зоне и т. д.

Компьютер позволяет осуществлять обратную связь. По ходу работы дети сами и учитель сразу могут видеть результат. Если не удавалось составить цепь правильно, доступа к следующему заданию нет. Тогда дети рассуждают, где они ошиблись, что сделали не так, т.е. мы наблюдаем формирование навыков самоконтроля и самооценки. Если ребенок испытывает серьезные затруднения, на помощь приходит учитель - осуществляется индивидуальный подход к ученику. Формируем навыки подлинно исследовательской деятельности.

Средства наглядного представления можно использовать не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций. Очевидно, что с точки зрения педагогики лучшим является то пособие, которое изготовлено самими учащимися. Для этого необходимо обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Учащиеся самостоятельно готовят сообщения о путешественниках, географических открытиях и т.д. Также составляют презентации, посвященные различным темам. Я нахожу в сети большие возможности для методической поддержки процесса обучения.

Использование Интернета на уроках географии значительно увеличивает объем информации, задействованной в географическом образовании, позволяет свободно реализовать современные интерактивные технологии, в том числе проектные и модульные.

Внедрение ИКТ в образовательный процесс требует разработки совершенно новой методики преподавания географии, которая во многом связана с исследовательскими, проектными технологиями. Существует острый дефицит методической поддержки уже созданных продуктов.

Технология опыта:

  • создание информационной среды процесса обучения географии;
  • выявление уровней развития самостоятельной деятельности обучаемых;
  • отбор учебного материала для самостоятельной деятельности учащихся направленных на развитие у учащихся основных мыслительных операций, которые необходимы для обработки и оценки информации;
  • разработка учебных занятий, где осуществляется познавательная самостоятельная деятельность трех типов:
    • репродуктивная
    • поисковая, которая нацелена на поиск новых знаний и различных источников информации.
    • творческая, которая связана с применением приобретенных знаний и умений в нестандартных ситуациях.
  • применение компьютерных технологий на различных этапах проведения урока;
  • применение различных типов и видов самостоятельных работ на основе компьютерных технологий;
  • изменение позиции учителя: из транслятора содержания обучения в организатора информационных коммуникаций и эксперта,
  • поддержка учащихся в ходе самостоятельной деятельности;
  • мониторинг учебных достижений.

Результативность педагогического опыта

Организация самостоятельной работы на уроках географии с применением ИКТ показывает, что:

1. Повысился познавательный интерес учащихся к географии: сократилось количество учеников, у которых ведущим мотивом учебной деятельности был мотив стабильности.

2. На основе обеспечения индивидуальных образовательных траекторий и дифференциации в содержании образования и его контролем вырос уровень освоения стандарта образования по географии.

3. Использование средств компьютерных технологий повлекло изменение методов обучения: увеличена доля исследовательских приемов: ученики отмечают личностные приобретения - «научился планировать свою работу», «нравится делать презентации, материал становится понятным для всех», «нравится руководить группой, потому что я должен знать несколько больше других».

4. Работа с разноплановой информацией по содержанию, форме подачи, источнику повлекло за собой изменение построения образовательного процесса на основе компетентностно-ориентированных технологий. Освоена технология развития критического мышления, проектный метод обучения.

5. Применение информационных технологий в преподавании географии на всех этапах урока, выполнение проектов по географии способствовали увеличению доли учеников, владеющих новыми информационными умениями.

6. Увеличилась доля учеников, способных к самостоятельной работе в обучении на уровнях продуктивной и творческой деятельности.

Я использую ИКТ на уроках географии в течение семи лет и за это время накопила большое количество электронного контролирующего и наглядного материала. Основная часть этих работ выполнена мной или учащимися, некоторые работы взяты из Интернет-ресурсов и в дальнейшем скорректированы.

Новизна (инновационность) представленной работы

Новизна опыта:

  • в разработке модели применения компьютерных технологий, учитывающих метапредметный подход к обучению, один из главных, так как доказывает целостность мира;
  • в интерактивном взаимодействии "учитель-ученик-компьютер";
  • в создании и использовании презентаций PowerPoint и материалов Интернет.

В.А.Сухомлинский сказал: «Страшная это опасность - безделье, безделье за партой, безделье шесть часов подряд ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека - ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли».

Заключение

Целесообразность использования информационных и информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе вообще и на уроках географии в частности не вызывает сомнения. Инновационность данного метода на современном этапе заключается в иных подходах, чем это было ранее, к организации учебной и внеурочной деятельности учителя и учащихся.

Традиционные методы и приёмы обучения на уроках географии имеют свои определенные достоинства, но они не в полной мере способствуют развитию и саморазвитию учащихся в условиях современного информационного общества. Использование на уроках ИКТ способствует изменению методов и приемов обучения, структурированию элементов урока, увеличению объема получаемой в различных видах информации. Развивается творческая инициатива и самостоятельная деятельность учащихся.

Использование компьютерной техники и информационных технологий значительно повышает эффективность процесса обучения благодаря его индивидуализации, наличию обратной связи, расширению наглядности. То, что невозможно сделать при помощи традиционных технологий на уроках истории, позволяет во многом реализовать информационные технологии. Они позволяют оперировать большим объемом информации и работают с большим быстродействием, реализовывая возможность лучшего усвоения материала, оптимизации учебного процесса и усиления мотивации учащихся к учебной деятельности.

Я, работающий учитель над темой «ИКТ как условия создания инновационной образовательной среды в преподавании уроков географии», с данной работай я выступала на заседаниях ШМО, а также для учителей географии РМО .

В заключение мне бы хотелось отметить, что применение в практике преподавания географии информационных методов обучения способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности урока. Нужно добавить: если урок грамотно продуман до мелочей. ,Тогда, даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков мышления, творческого подхода при решении поставленных проблем.

ВЫВОД: ИКТ на уроках географии использую в течение семи лет, получила подтверждение тому, что использование информационно-коммуникативной технологии на уроке географии даёт возможность:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
  • повысить объем выполняемой работы на уроке;
  • усовершенствовать контроль знаний;
  • формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
  • обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
  • изменяется к лучшему взаимоотношение с учениками далекими от географии
  • ПК ребята начинают воспринимать в качестве универсального инструмента для работы на уроке, дома, подбирают интересный материал к уроку;
  • появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством учителя.

В результате качество знаний становится выше.

Библиографический список

  1. Гусева А.И., Смольникова И.А.,Филиппов С.А, Чиркова М.А.Применение ИКТ в учебном процессе. Электронное пособие Академия АйТи «Применение международных информационных технологий: применение ИКТ в учебном процессе»;
  2. Новенко Д.В. Новые информационные технологии в обучении. Научно-методический журнал «География в школе», М.: «Школа-пресс», № 5, 2004 г, с. 48;
  3. Таможняя Е.А. Компьютерные технологии: возможности использования. Научно-методический журнал «География в школе», М.: «Школа-пресс», № 4, 2004 г, с. 46;
  4. Электронное пособие Академия АйТи «Применение международных информационных технологий: применение ИКТ в учебном процессе» Разработка презентаций средствами MS PowerPoint для профессионалов и другие работы.
  5. Баринова И.И. Развитие познавательной самостоятельной деятельности учащихся при изучении физической географии (из опыта работы), М.: Просвещение, 1983.
  6. Герасимова Т.П. О новом подходе к методике обучения географии // География в школе. - 1989. №3. - с. 87-91
  7. Душина И.В. Методика преподавания географии, - М.: Московский лицей, 1986.
  8. Жильцова О.А. Обучающие технологии в естественно-научном образовании школьников. - М..: Полиграф сервис, 2003.