Весной 2020 учебного года все школы России столкнулись с необходимостью работать в дистанционном режиме в связи с пандемией. У каждой образовательной организации появился свой уникальный опыт работы в новых условиях.
Я хочу поделиться опытом организации учебной деятельности детей с особыми образовательными потребностями, а именно детей с ЗПР, которые обучаются в сельской коррекционной школе-интернате на втором уровне образования (НОО).
В школе-интернате, круглосуточном учреждении, обучаются дети из разных районов области. Разброс местоположения учащихся осложнил работу учителей в период пандемии. Возникли трудности из-за отсутствия компьютерной техники в семьях учащихся, подключения к сети Интернет, низкого образовательного уровня многих родителей, не возможность осуществить видеосвязь. Все это вызвало тревогу у учителей, непонимание и своеобразный протест. Встал вопрос: как же реализовать программы учебных предметов, как детям с ЗПР подать материал доступно, без живого участия учителя, без «подсказок-помощников», которые находятся на каждом шагу в классе и многих других коррекционных «изюминок». Проанализировав создавшуюся ситуацию было решено организовать обучение в телефонном режиме с консультированием по мобильной связи.
Первая неделя выдалась очень трудной, так как родители не были готовы оказывать помощь в освоении программы, ведь дети привыкли к объяснению материала профессионалами. Все возникающие проблемы между родителями и детьми решались очень корректно.
Но благодаря тому, что в нашем коллективе работают инициативные, находчивые педагоги, которые постоянно повышают свою квалификацию, ищут новые пути, возможности, ресурсы, чтобы коррекционный образовательный процесс был комфортным, доступным, интересным, а самое главное результативным, нам удалось полностью реализовать программу учебных предметов и даже сделать не обычный виртуальный выпускной.
Как же это было, переворачиваем страницы назад...
Все педагоги знают, что залог успешного обучения - это гармоничное развитие ребенка. Поэтому дистанционное обучение строилось с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, имело коррекционную и здоровьеохранную направленность.
Первое, с чего мы начали - это коррекция КТП учебных программ. Они были переработаны таким образом, чтобы все предметы были взаимосвязаны, чтобы информация, полученная на основных предметах, имела свое продолжение и закреплялась на уроках изобразительного искусства, технологии, проектной деятельности и др. Это и позволило реализовать полностью все программы урочной и внеурочной деятельности.
Тяжелее всего пришлось первоклассникам, которые только привыкли к режиму дня, к учебному процессу.
С практически не читающими детьми сложно было проводить уроки с применением цифровых платформ. Несмотря на это, педагог так организовала деятельность с детьми, что все они были включены в учебный процесс и смогли усвоить программу 1 класса. Им давался учебный материал через задания игрового характера, которые они выполняли с удовольствием, например, обведи по точкам и раскрась; сложи из счетных палочек (спичек) фигуры как на картинке; раскрась овощи и фрукты, где овощи поставь плюсик; графический диктант и многое другое...
Для чего такие задания? Во-первых, детям давалась возможность отдохнуть в перерывах от основных уроков. А во-вторых, через игру, творческие задания у детей развивались психические процессы, моторика, они учились читать, отвечать на вопросы, пересказывать, это обогатило их словарный запас и кругозор.
С учениками 2-4 классов процесс обучения проходил с применением дистанционных образовательных технологий, так как они уже имели опыт работы с цифровыми инструментами. Для общения с обучающимися и их родителями использовался мессенджер WhatsApp. Были созданы классные группы, в них крепились ссылки на видео-уроки на Youtube.com, дети совместно выполняли задания, общались друг с другом. Для индивидуальной работы с обучающимися учителя записывали краткие аудио и видеоролики с объяснением сложных вопросов. С учащимися, не имеющих возможности осуществить видеосвязь, обучение было организовано по мобильной связи.
При наличии выхода в Интернет обучение происходило с применением онлайн-платформ. Учителя отдавали предпочтение видео-урокам на каналах «Учимся дома»; «Учимся вслух»; на сайте «Videouroki»; онлайн-платформе «Учи.ру». Видео-уроки подбирались так, чтобы ребята привыкали к единому стилю объяснения.
Как это работало? Для этого, на бесплатных цифровых платформах для обучения основным школьным предметам учитель регистрировал свой класс, выдавая каждому ученику ссылку на сайт, индивидуальный логин и пароль для входа. Детям выдавались карточки с заданиями. Карточки могли быть как индивидуальные, так и одинаковые для всего класса. У учителя была возможность в онлайн режиме отслеживать выполнение заданий учениками - сколько они потратили времени на тот или иной вопрос, верно ли выполняют. А в чате ребёнок мог задавать вопросы или просить помощи. Если были типичные ошибки у большинства детей, то их разбирали по видеосвязи в WhatsApp. Детям высылалось видео, после просмотра которого по видеосвязи учитель дополнял тему своим объяснением. Видео-уроки подбирались интересные и недолгие по времени, что давало возможность сохранить интерес, удержать внимание детей при обратной связи.
Особое внимание уделялось коррекционной работе. Проводились индивидуальные и подгрупповые (не больше трёх человек) коррекционные занятия по видео-звонку в WhatsApp. Это позволяло индивидуализировать общение и своевременно выявить затруднения.
Также специально отводилось внеурочное время для создания памяток, т.к. шла подготовка к итоговым контрольным работам.
Мониторингом отслеживания полученных знаний был групповой звонок через WhatsApp, в рамках которого осуществлялась непосредственная проверка усвоенного материала с последующим выставлением оценок. Обучающиеся отправляли фото, аудио и видеофайлы с выполненными работами (тестами, самостоятельными работами, чтением выразительно, рисунками через WhatsApp). Оценка работ вместе с комментариями сразу же отсылалась также через WhatsApp. Это давало возможность сохранить живое общение с обучающимися и обеспечить непрерывность образовательного процесса.
Помимо учебной деятельности в период дистанционного обучения была продолжена и внеурочная деятельность. Обучающиеся участвовали во внеурочных мероприятиях, таких, как: «Читаем стихи о войне», «Мы помним! Мы гордимся!», рисовали рисунки к 9 мая. Результаты этой работы размещались в классных блогах в сети Интернет и на сайте школы-интерната. Также велась и проектная деятельность, в дистанционном режиме дети участвовали в учебно-сетевых-проектах (УСП).
Обучая детей педагоги сами продолжали саморазвиваться. В период пандемии был организован обучающий интенсив, в рамках которого педагоги знакомились с различными образовательными платформами и применяли эти инструменты на практике.
Опыт дистанционной работы в период пандемии послужил еще одним направлением для развития педагогического коллектива и пополнил методическую копилку учреждения.