Актуальность использования методов сказкотерапии для старшеклассников
Когда-то родители читали детям на ночь сказки. Этот прекрасный ритуал позволял им не только спокойно засыпать, отправляясь в мир чудес и фантазий. С помощью сказки старшее поколение передавало мудрость жизненного опыта, а младшее вместе с этим получало спокойствие и уверенность в завтрашнем дне. Теперь эта традиция практически ушла в небытиё, а жаль. В нашем модернизированном и высокоскоростном мире, насыщенном информацией, непредсказуемостью и стрессами, душа нуждается в сказке и того особого состояния спокойствия, счастья, ожидания чуда, знакомого с детства. Сказка дает знание, и в отличие от нравоучительных уроков и лекций (от которых, порой, устали старшеклассники) в ней нет менторского тона, слов «обязан», «нельзя». Есть мудрость и истина. Есть возможность взглянуть на проблему с другой стороны, на которую раньше не обращал внимания. Сказка позволяет найти решение, которое раньше даже не приходило раньше на ум.
В этом и заключается особенность метода сказкотерапии - он подходит не только для маленьких детей, но и для старшеклассников и взрослых. Этот способ помогает открыть новые знания, способы поведения, сформировать мировоззрение уже не ребенка, но еще и не взрослого. Как это происходит? Юность - пора поисков ответов на многие вопросы, поиск смыслов. Это пора самоопределения и формирования мировоззрения. И сказка является тем способом, который расширяет взгляды юношей и девушек. Просто нужно взглянуть на сказку как на слоеный пирог из разных, не противоречащих друг другу, смыслов и полезной информации. Пока старшеклассник ее слушает, работает его подсознание. Оно рассматривает пирог и выбирает наиболее вкусный слой - тот, который созвучен с его мироощущением на данный момент или тот, в котором он очень нуждается. Именно этот слой даст ответ на внутренний вопрос, который ищет ребенок. Возможно, в сказке не будет того слоя, который удовлетворит потребности в поиске смыслов. Именно поэтому одна и та же сказка может впечатлить одного старшеклассника, а другой посчитает ее неинтересной. Именно по этой причине одни сказки старшеклассники слушают с удовольствием, а другие - нет. Кто-то слушает активно, и так же активно обсуждает, а кто-то практически засыпает. Но это не означает, что слушание для них пройдет впустую. Мудрость сказки обязательно отложится в бессознательном и при похожей ситуации актуализируется.
Способы работы со сказкой
Воспитательная функция и психотерапевтический эффект сказки во многом зависят от правильно выстроенного занятия. Т.Д.Зинкевич-Евсигнеева в своей книге «Практикум по сказкотерапии» предлагает следующую структуру.
Этапы
занятия
|
Цели |
Содержание |
Ритуал «входа» в сказку |
Создание позитивного настроя на работу и общего положительного настроения, «вход» в сказку |
Начинается с любого коллективного упражнения на сплочение |
Повторение |
Повторение и актуализация знания, полученного на предыдущем занятии (если это не первое занятие) или аппелирование к опыту старшеклассников |
Вопросы к старшеклассникам о пользе знаний, которые они имеют или получили на прошлом занятии, воспользовались ли они ими |
Расширение |
Расширение представлений старшеклассников, их кругозора и мировоззрения |
Процесс представления и рассказывания сказки. Вопросы к старшеклассникам о симпатиях и антипатиях к героям сказки, полученному опыту и знаниям, хотят ли они научиться чему-то новому |
Закрепление |
Приобретение нового опыта и качеств |
Игры на приобретение нового опыта, отраженного в сказке, возможно и проигрывание сказки или некоторых сцен |
Интеграция |
Соотнесение нового полученного опыта с реальностью |
Совместное обсуждение и анализ полученного опыта, возможность его использования в различных жизненных ситуациях |
Резюмирование |
Обобщение приобретенного опыта, соотнесение его с уже имеющимся |
Подведение итогов занятия, проговаривание последовательности происходившего, подчеркивание значимости приобретенного опыта, проговаривание конкретных жизненных ситуаций, в которых можно использовать полученные знания и опыт |
Ритуал «выхода» из сказки |
Подготовка старшеклассника к взаимодействию в привычной ему среде |
Повторение ритуала «входа» в сказку, но с дополнениями: словами, что ребята забирают с собой все важное, чему они научились на занятии |
Данная структура помогает старшекласснику не только расширить свои представления о мире, но и получить, отработать новые способы взаимодействия с окружающими людьми и средой. Примеры вопросов и игр можно найти в книге автора. Продолжительность занятия обычно составляет от 1 часа до 2 часов. В рамках классного часа можно провести занятие без этапа «Закрепление». Отработки новых форм взаимодействия не будет, но классный час приобретет новую форму: вместо привычного информационного он превратится в приятное времяпровождение в атмосфере доверия, поиска смысла и приобретения житейской мудрости. Как правило, много времени уходит на этапы «Расширение» и «Интеграция»: ребята с удовольствием высказывают свои мнения. Такую дискуссию не стоит прерывать и экономить на ней время. Психологическая потребность в высказывании, желании быть услышанным еще сохраняется у старшеклассников, и только после того, как они удовлетворят ее, становится возможным впитывание новой информации.
Как подобрать хорошую сказку для старшеклассников
Для того, чтобы выбрать подходящую для старшеклассников сказку, необходимо ответить на несколько вопросов:
- «Кто будет слушать сказку?» - стоит проанализировать жизненный опыт детей, их социальную ситуацию развития.
- «Какую проблему поможет решить сказка?» - необходимо точно знать, насколько актуальна проблема, которая поднимается в этой сказке для именно этих детей.
- «Какие знания даст сказка?» - важно спрогнозировать, будут ли эти знания востребованными для старшеклассников.
Для работы со старшеклассниками я выбираю некоторые сказки Ирины Семиной. Её книги помогают найти решения в различных жизненных ситуациях. Книги представляют собой циклы из 7 сказок, посвященных разным темам: «Семь сказок о счастье», «Семь сказок о любви», «Семь сказок о здоровье», «Семь сказок о прощении», «Семь сказок о выборе», «Семь сказок о чудесах». Конечно, не все они подходят для прослушивания старшеклассникам, но некоторые из них действительно помогают найти решение или взглянуть на ситуацию по-другому.
Особенности метода, которые необходимо учитывать
Сказкотерапия - метод не для всех старшеклассников, а только для тех, кто найдет в нем отражение своего миропонимания. Он может не подойти ребятам, которые выбирают более активные способы получения информации. Более того, специалист, выбирающий сказку как способ воздействия, должен сам видеть ее разноплановость, быть готовым к любым высказываниям детей и уметь приводить их к нужному выводу. Несмотря на эти тонкости, сказкотерапия позволяет расширить арсенал методик и технологий, которые могут использовать психологи и классные руководители в своей работе. Она является не только коррекционно-развивающим, но и хорошим диагностическим средством, помогает специалисту лучше узнать и понять детей, выстроить дальнейшую работу.