«Интерес
к
учению
проявляется
только,
тогда,
когда
есть
вдохновение,
рождающееся
от
успеха»
Сухомлинский
В.А.
Почему же появляются учащиеся со слабой успеваемостью? Мы очень часто задаем себе этот вопрос, существую причины, а их распределяют по двум видам: внешние и внутренние.
К внешним причинам следует отнести:
- несовершенство организации учебного процесса на местах (перегрузка учащихся, несовершенство приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях);
- отрицательное влияние извне - улицы, семьи и т.д.
К внутренним причинам также следует отнести:
- дефект здоровья школьников, вызванные резким ухудшением уровнем материального благосостояния семей;
- низкое развитие интеллекта. Учебный материал должен быть посильным для большинства школьников;
- отсутствие мотивации учения: у ребенка неправильно сформировалось отношение к образованию, он не понимает общественную значимость и не стремится быть успешным в учебной деятельности;
- слабо развития волевой сферы у учащихся. Хотя об этом писал еще К. Д. Ушинский «Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть воле ученика, т.к. не все в учении интересно, и придется многое взять силой воли».
Чтобы помочь учащимся, нужно выявить причины неуспеваемости с помощью различных диагностических методик совместно со специалистами школы: учителя начальной школы, психолога, логопед, врач, классный руководитель, которые позволят установить наличие и характер учебно-познавательных способностей и интересов учащихся и определить оптимальные условия их обучения. (но к сожалению не в нашей школе, учитель предметник, как слепой котенок). Для того чтоб исправить данную ситуацию я провожу в начале сентября входную диагностику по предмету и анализирую, что многие ученики пришли из начальной школы с плохими знанием таблицы умножения, таблицы сложения и вычитания в пределах 20. Что это значит для дальнейшего обучения, понимают все учителя математики. Экзамен нам с ними сдавать, ведь это итог работы и ученика и учителя подготовка к нему является важной составляющей учебного процесса. (почему самый большой процент вычислительных ошибок на сложения и вычитания и умножения в пределах 20 выпускники показывают на экзаменах).
Фундамент знаний, то есть формирования учебной деятельности и умение трудится « закладывается» в начальном звене мы только углубляем.
Причины неуспеваемости |
Характер проявления |
Низкий
уровень
развития
учебной
мотивации
(ничего
не
побуждает
учиться).
Влияет:
|
Неправильно
сформировавшиеся
отношение
к
учению
непонимание
его
общественной
значимости.
|
Интеллектуальная пассивность как результат неправильного воспитания (т.е. учащиеся - те, которые не имели ни правильных условий для умственного развития, ни достаточной практики интеллектуальной деятельности, у них отсутствуют интеллектуальные умения, знания и навыки, на основе которых педагог строит обучение). |
При
выполнении
учебного
задания,
требующего
активной
мыслительной
работы,
отсутствует
стремлен
е
его
понять
и
осмыслить.
|
Неправильные
навыки
учебной
работы.
|
Учащиеся не умеют учиться, не умеют самостоятельно работать, потому что пользуются малоэффективными способами учебной работы, которые требуют от них значительной траты лишнего времени и труда: заучивают текст, не выделяя логических частей; начинают выполнять практические задания раньше, чем выучивают правило, для применения которого эти задания задаются; не проверяют свои работы или не умеют проверять; выполняют работу в медленном темпе. |
Не
правильно
сформировавшиеся
отношение
к
учебному
труду.
|
Нежелание
выполнять
не
очень
интересное,
скучное
и
трудное,
отнимающее
много
времени
задание,
|
Отсутствие или слабое развитие учебных и познавательных интересов. |
Знания усваиваются без интереса, легко становятся формальными, т.к. не отвечают потребности в их приобретении, остаются мертвым грузом, не побуждают к дальнейшей деятельности. |
Учащиеся с проблемами школьной успеваемости можно разделить на 3 группы:
- 1 группа: низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов - внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т.д.) сочетается с положительным отношением к учению.
- 2 группа: высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательными отношением к учению.
- 3 группа: низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.
Для 1 группы проводятся специально организованные занятия по формированию познавательных процессов (что у нас это делаем во время урока) внимания, памяти, отдельных мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения; занятия по формированию учебных навыков: алгоритм решения задачи или работа с ее условием развитие скорости чтения и т.д. Главное в работе с такими детьми - учить учиться.
Источник активности человека - его потребности. Мотив - побуждение к активности в определенном направлении. Мотивация - это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы (внешние и внутриние), влияющие на активность или пассивность учащихся.
Для того чтобы заинтересовать учащихся, необходимо использовать все возможности учебного материала:
- создать проблемные ситуации;
- активизировать самостоятельное мышление;
- организовать сотрудничество учащихся на уроке;
- выстраивать позитивное отношение с группой;
- проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят.
При развитии мотива достижения следует ориентировать ученика на самооценку деятельности (например задавать вопрос ребенку: «Ты удовлетворен результатом?», вместо оценки сказать ему «Ты сегодня хорошо справился с работой»). Можно проводить индивидуальные беседы, обсуждения достижения и промахи, постоянно интересоваться отношением ученика к процессу и результату соей деятельности.
Можно для этой группы использовать следующие упражнения: «Самое главное» (ищет секрет в параграфе), «Моментальное фото», «Лучший вопрос», «Пересказ по кругу».
Разработана система работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников и распределила на этапы:
Формирование отношения |
1 этап |
2 этап |
3 этап |
К содержанию учебного материала |
Наиболее легкий занимательный материал, независимо от важности, значимости. |
Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого. |
Существенный важный, но не привлекательный материал. |
К процессу учения (усвоения знаний). |
Действует учитель - ученик только воспринимает. |
Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса. |
Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса. |
К себе, своим силам. |
Поощрение успехов в учебе, не требующей усилий. |
Поощрение успехов в учебе, требующих некоторых усилий. |
Поощрение успехов в учебе, требующий значительных усилий. |
К учителю (коллективу). |
Подчеркнутая объективность, нейтралитет. |
Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие. |
Использование суждения наряду с доброжелательностью, помощью и др. |
Следующим шагом является оказание своевременной помощи неуспевающему ученику на определенном этапе урока:
Этапы урока |
Виды помощи в учении |
Контроль подготовленности учащихся. |
Создание
атмосферы
особой
доброжелательности
при
опросе.
|
Изложение нового материала. |
Поддерживание
интереса
неуспевающих
учеников
с
помощью
вопросов,
выявляющих
степень
понимания
ими
учебного
материала.
|
Самостоятельная работа учащихся на уроке. |
Разбивка
заданий
на
дозы,
этапы,
выделение
в
сложных
заданиях
ряда
простых,
ссылка
на
аналогичное
задание,
выполненное
ранее.
|
Организация самостоятельной работы вне класса. |
Выбор
для
групп
неуспевающих
наиболее
рациональной
системы
упражнений,
а
не
механическое
увеличение
их
числа.
|
Следующий этап был составлен план работы с неуспевающими:
№ |
Мероприятия |
Срок |
1. |
Проведение
контрольного
среза
знаний
учащихся
класса
по
основным
разделом
учебного
материала
предыдущих
лет
обучения.
|
Сентябрь |
2. |
Установление
причин
неуспеваемости
учащихся
через
встречи
с
родителями,
беседы
со
школьниками
специалистами:
|
Сентябрь |
3. |
Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть. |
Сентябрь, далее корректировать по мере необходимости. |
4. |
Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий. |
В течение учебного года. |
5. |
Ведение тематического учета знаний неуспевающих учащихся класса. |
В течение учебного года. |
6. |
Организация индивидуальной работы с неуспевающими. |
В течение учебного года. |
Улучшение качества знаний отстающих учеников выбраны рациональные формы и методы. Учитывая индивидуальные особенности ребенка:
- разработала персональные задания к темам (карточки, таблицы, опорные схемы);
- подобрала занимательный материал (кроссворды, ребусы, головоломки);
- задаю ученикам творческие задания к уроку (самостоятельно изготовить наглядный материал - куб, параллелепипед, треугольник, прямоугольник и т.д.);
- во время общей самостоятельной работы частично или полностью исключаю отстающих, используя индивидуальные задания;
- разработала дифференцированные задания для разных видов проверочных работ;
- провожу предупреждающие опросы;
- задаю индивидуальные д/з и проверяю их в присутствии ребенка;
- провожу консультации, помогаю перед уроком;
- использую различные виды опроса отстающих детей (устный, письменный, фронтальный, индивидуальный, экспресс - диктант и другие).
Также корректирую тематическое планирование, таким образом, чтобы осталось достаточное число часов повторение учебного материала. Часы экономлю на тех, которые не требуют выработки навыков, а проходя в плане ознакомления, сокращаю число часов на отработку навыков невостребованных тем. Включаю в изучение текущего учебного материала задания, соответствующие ВПР. В содержание текущего контроля включаю ВПР задачи. В каждый урок, стараюсь включать задания из ВПР. Итоговое повторение строю на отработке умений и навыков, требующихся для получения положительной отметки на ВПР. Изменила систему контроля над уровнем знаний учащихся по математике.
Девиз - «Начни урок как песню».
- начинай урок со звонка;
- радуйся встречи с классом;
- организуй погружение в свой предмет;
- используй доску как информационное табло;
- четко ставь цель и определяй план урока, продумывай домашние задания;
- снимай трудности, предотвращай ошибки;
- слушай внимательно ответы, не перебивай;
- люби детей и себя;
- требуешь от детей - будь образцом во всем;
- не кричи, а учи;
- познай каждого ученика;
- учитель учит внешним видом, делом, словом;
- учитель учится всегда;
- дети - зеркало нравственной жизни взрослых.
Памятка для учителей предметников «Работа с неуспевающими учащимися»:
- ФИО ученика.
- Класс
- Поведение ученика
- Причины, которые привели к плохой успеваемости
- Какие средства используются в работе с учеником.
- Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика.
- Сколько времени длится эта работа
- Какие изменения наблюдаются, есть ли результат работы.
Рекомендация для работы с неуспевающими учащимися:
Проводить в августе совещание с учителями предметниками будущих 5 классов и учителями начальной школы выпускающих 4-е классы по вопросу индивидуальных особенностей учащихся ЗПР, слабоуспевающих, чтоб согласно ФГОС представляли индивидуальные карты с формированными УУД начального звена.