Развитие познавательного интереса на уроках русского языка в младших классах

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: русский язык


Школа - это простор жизни ребенка. Здесь он не готовится к жизни, а живет. Поэтому всю деятельность в классе, школе надо построить так, чтобы способствовать становлению личности ребенка как творца и созидателя своей и общественной жизни.

Вопросы развития детей младшего школьного возраста в процессе обучения в последние десятилетия исследовались психологами, физиологами, дидактами, методистами. При всем многообразии подходов к изучению этой темы ученые умы сходятся в том, что обучение детей в школе должно стать эффективным средством всестороннего развития гармоничной личности.

Одним из средств развития гармоничной личности является познавательный интерес ребенка к изучаемому предмету. Детям младшего школьного возраста присуща предрасположенность к языку. Они много и охотно усваивают новые слова и речевые обороты, происходит интеллектуальное развитие младшего школьника, формируется познавательный интерес, мышление, происходит развитие речи, обогащение словарного запаса.

Сегодня начальная школа ищет гибкие формы организации обучения, сменяются приоритеты обучения. На первый план выступает ее познавательно- развивающая функция. Наряду с классно-урочной формой обучения используются нестандартные формы (игра, соревнование, урок-путешествие, устный журнал и т.д.), учитывая возраст учеников, их умственную нагрузку, объективные возможности содержания предмета и готовность детей к определенным видам деятельности. Методы работы на уроке, обучающие технологии, вариативность организационных форм обучения неисчерпаемы. Урок не может оставаться неизменным и пути его усовершенствования самые разнообразные. Урок должен отвечать современным требованиям.

В своей практике на уроках русского языка я стараюсь использовать развивающие игры и упражнения в учебном процессе, с целью развития познавательного интереса к предмету, любви к русскому языку. Создаваемый на уроках благоприятный эмоциональный фон способствует развитию учебной мотивации, что является необходимым условием эффективной деятельности ребенка на уроке. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе оказывают благотворительное влияние на развитие не только познавательной активности, но и личностно-мотивационной сферы обучения.

Начинать эту большую работу надо когда первоклассник приходит в школу. С первых дней задавать вопрос: «Почему, как ты думаешь, твои предложения, версии?» И не надо бояться таких сложных фраз. Ребята наоборот очень их любят, так как в этот момент они чувствуют свое взросление. Исходя из заданий урока, необходимо находить методы работы, которые были бы направлены не только на усвоение знаний, а и на развитие эмоциональной сферы. Создание высокого эмоционального тонуса в процессе обучения - не самоцель, не дополнение или украшение урока, а необходимое условие для получения знаний.

Многолетний опыт показывает, что развитие умственных способностей зависит от того, на сколько правильная, внутренне богатая речь ребенка.

Ниже хотелось бы предложить ряд развивающих игр и упражнений, которые я использую на уроках русского языка для развития познавательного интереса учащихся.

Тема: «Предложение»

Кто больше придумает?

Цель: развитие воображения, речи, закрепление учебного материала через использования игровой мотивации.

Описание: каждый ребенок получает свою сюжетную картинку.

Задание: написать предложения по картинке (задание на время). Выигрывает тот, кто напишет больше предложений.

Угадай!

Цель: развитие фонематического слуха, внимания, мышления.

Описание: к доске выходят 3-4 ученика. Одного из них просят на некоторое время закрыть ушки (не подслушивать), остальные получают карточки со словами предложений, которые они должны произнести по сигналу учителя, одновременно-каждый свое слово. Задача «отгадчика» понять и произнести предложение целиком.

Тема: «Гласные и согласные звуки и буквы»

Кто быстрее?

Цель: развитие мышления, активизация словарного запаса, тренинг группового взаимодействия.

Описание: дети образуют команду из 5 человек, каждый получает по букве: девочки - гласные, мальчики - согласные.

Задание: каждой команде надо как можно быстрее составить слово из своих букв и выстроиться в ряд.

Звуки-близнецы.

Цель: развитие зрительного сосредоточения, осознание роли артикуляции в речи, подготовка к темам «Звонкие и глухие согласные», «Парные согласные»

Описание: учитель или ученик беззвучно имитирует произношение задуманной буквы, остальные должны отгадать эту букву.

Тема: «Слог»

Кто больше увидит и запомнит.

Цель: развитие внимания, памяти, изученного материала через игровую мотивацию.

Описание: 2 команды.

Задание для 1 команды: пока учитель считает до 20, нужно найти и запомнить все предметы, в названии которых 2 слога.

Задание для 2 команды: аналогичное, но надо запомнить все предметы, в названии которых 3 слога.

Тема: «Мягкий знак на конце слова»

Мячик-смягчитель.

Цель: развитие внимания, памяти. Быстроты мышления».

Описание: учитель, бросая мяч ученику, произносит слово с твердым окончанием. Ученик, поймавший мяч, произносит с мягким окончанием.

УГОЛ, БРАТ, ЕЛ, МЕЛ, ХОР, ПЫЛ

Тема: «Ударные и безударные гласные»

Проверь букву.

Цель: развитие словарного запаса, быстроты мышления, закрепление учебного материала, активация пассивных учеников.

Описание:

1 вариант - «Много-мало». Учитель, бросая мяч ученику, называет слово во множественном числе. Ученик- в единственном. КОТЫ, ГРАЧИ, СТОЛБЫ, ЛЕСА, МОСТЫ.

2 вариант - «Один-много». Учитель называет слово в единственном числе, ученик - во множественном. ТРАВА, ЗИМА, РЕКА, СТРАНА, СОСНА, ОКНО.

Тема: «Заглавная буква»

Исправь ошибку.

Цель: развития внимания, закрепление темы через использование игровой мотивации.

Описание: на доске - два текста, равные по количеству слов и ошибок. Задача участников - соперников, как можно быстрее найти и исправить все ошибки в написании заглавной буквы.

Тема: «Предлоги»

Присоедини слово.

Цель: развитие внимания, речи, словарного запаса.

Описание: учитель, бросая мяч ученику, называет предлог, ученик - это слово с предлогом.

Например: река - В реке, ИЗ реки, К реке.