Целевая программа «Коррекция поведения учащихся младшего школьного возраста"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство, Школьная психологическая служба

Классы: 1, 2, 3, 4


Паспорт программы

Полное название целевой программы: «Коррекция поведения учащихся младшего школьного возраста"

Сроки реализации: сентябрь 2017 - май 2018 года.

Цель программы:

  • Обучение адекватного восприятия себя и окружающей действительности;
  • Развитие адаптационных умений;
  • Оказание помощи в приобретении навыков для дальнейшей самореализации;
  • Психологическая поддержка детей, имеющих различные страхи.

Задачи программы:

  • Изучить индивидуальные особенности детей.
  • Формировать познавательные и коммуникативные интересы детей.
  • Расширить социальный кругозор детей во внеурочное время.
  • Развивать творческие способности детей.

Принципы:

  • Установление деловых и межличностных контактов в системе «учитель-ученик-класс»
  • Уважение мнения личности учеников
  • Усложнение и повышение требований к ученикам по мере их развития
  • Вовлечение учащихся во все виды деятельности для выявления и развития их способностей и качеств характера
  • Создание психологических условий для саморазвития и самовоспитания учеников

Ожидаемые результаты:

  • Повышение уверенности в себе;
  • Снижение тревожности и количества страхов;
  • Улучшение взаимоотношений родитель - ребёнок;
  • Установление с родителями детей делового сотрудничества и дружеских отношений;
  • Организация презентации достижений учеников за 3-4 классы

Участники программы:

  • классный руководитель Петрова Н.А.,
  • психолог,
  • социальный педагог,
  • родители уч-ся,
  • родительский комитет класса

Система организации контроля за исполнением программы:

  • Организационное сопровождение программы осуществляет классный руководитель.
  • Главным исполнителем программы являются члены родительского комитета, психолог, творческие группы родителей.

Введение

Новое время диктует новые вопросы. И, пожалуй, чаще всего люди задают сегодня вопрос: "Почему?" Многочисленные реформаторы школы как будто не слышат этого вопроса и активно спорят по поводу того, сколько и каких языков должен знать ребёнок. Но разве не всё равно, какими и в каком количестве знаниями будет владеть ученик на выходе из школы, если в душе у него не будет мира. Если он не будет способен жить счастливо и развиваться, принося радость окружающим и стране в целом. На самом деле все прекрасно понимают, что российское общество пребывает в состоянии глубокого социально-экономического, духовно-нравственного кризиса. Современная медицина утверждает, что 30-40 % хронических заболеваний имеет психогенную основу. Поэтому с особой остротой встаёт вопрос о том, что позволяет человеку в современных условиях сохранить здоровье и душевный комфорт.

Психологическое здоровье детей долгое время оставалось вне внимания взрослого. Модель психологически здоровой личности должна включать следующие компоненты:

  • наличие позитивного образа "Я", т.е. абсолютного принятия человеком самого себя и других людей;
  • владение рефлексией, как средством познания себя;
  • наличие у человека потребности в саморазвитии, самоизменении, личностном росте.

Основываясь на результатах современных исследований, можно говорить о сильной зависимости между нарушениями психологического здоровья и учебной успешности детей. Нарушениям психологического здоровья соответствует выраженное повышение тревожности, которое может привести к существенному снижению внимания, в особенности произвольного. У детей с защитной агрессивностью внутреннее напряжение может обусловить повышенную двигательную активность, склонность к нарушениям дисциплины. Учащиеся с наличием выраженных страхов будут, как правило, пребывать в состоянии постоянного напряжения, что обусловит повышенную утомляемость и снижение работоспособности. У школьников с деструктивной агрессивностью и социальными страхами можно наблюдать трудности при ответах у доски, на контрольных. Учащиеся с демонстративной агрессивностью вырабатывают стереотип поведения, направленный на получение негативного внимания. Они мешают проводить уроки.

Каждый родитель и педагог хочет, чтобы ребёнок в будущем был счастливым. Именно поэтому делается упор на хорошее здоровье, высокую успеваемость, адекватное поведение.

По результатам публикаций и опросов населения, проведённых за десятилетний период, следует, что на протяжении последних лет число неудовлетворённых жизнью устойчиво удерживается на уровне 73-75 %, в то время как прекрасное настроение отмечают только 3 % опрошенных. По мнению исследователей, формирование способности быть счастливым, как черты характера должно начинаться ещё в детстве. Для этого родителям необходимо воспитывать у детей, прежде всего, установку для радостного восприятия жизни, учить находить разнообразные источники нахождения положительных эмоций. У ребёнка, выросшего среди счастливых родителей, на 10-20 % больше шансов самому стать счастливым.

Таким образом, психологическое здоровье необходимо ребёнку и в настоящем и в будущем. Поэтому важно особым способом организовать работу, направленную на профилактику нарушений психологического здоровья детей и коррекцию уже имеющихся. Составленная мной программа по укреплению психологического здоровья детей младшего школьного возраста ориентирована на решение некоторых проблем в развитии.

Поводом для написания этой программы послужило антисоциальное поведение некоторых мальчиков моего 3В класса, а также повышенная напряжённость в общении между ними.

К сожаленью, в большинстве случаев неумение общаться со сверстниками возникает по вине самих родителей, и идея разработанной мной программы - устранить проблемы у детей и предупредить возможность проявления новых страхов и тревожности. Не последнюю роль в воспитании детей играют и специалисты образовательного учреждения, в которое попадает ребёнок. В силах педагога, психолога - создание благоприятного психологического климата в группе, формирование у ребёнка чувства защищённости, уверенности в себе адекватной самооценки. По данным психологического исследования , почти у 50 % -60 % детей детских садов и школ города имеются нарушения психологического здоровья. Актуальной становится проблема по коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного и школьного возраста.

Созданная мной программа «Коррекция поведения учащихся младшего школьного возраста" ориентирована на коррекционную работу с этими детьми, поэтому должна помочь классному руководителю в решении проблем с учениками. Она поможет лучше узнать каждого ученика из «группы риска», особенно его сильные и слабые стороны.

Работа по внедрению программы индивидуального развития ребёнка проводится в 4 этапа:

  • I этап (3 кл., 2-3 четв.) Диагностический
  • II этап (3 кл., 4 четв.) Информационно-практический
  • III этап (4 кл., 1 полугодие) Практический
  • IV этап (4 кл., 2 полугодие) Контрольный

I этап «Диагностический» (3 класс, 2-3 четверти)

Цель №1: Изучение нарушений психологического здоровья у детей. Определение «факторов риска» в развитии третьеклассников.

Использование методик:

  • Тестирования №1 (Использование детского интеллектуального теста Д.Векслера для диагностики интеллектуального развития третьеклассника)

Изучение - субтесты

  • Социальной зрелости ребёнка - «Понятливость»
  • Умения оперировать числами, решать задачи - «Арифметический»
  • Словарного запаса ребёнка - «Словарный»
  • Кратковременной и оперативной памяти - «Повтор цифр»
  • Наблюдательности ребёнка - «Недостающие детали»
  • Развития речи - «Последовательные картинки»
  • Особенностей конструктивного мышления - «Кубики Кооса»
  • Способности к распределению внимания - «Шифровка»
  • Психологического исследования (Определение доминирующего полушария детей)

Цель №2: Определение «факторов риска» в развитии отношений «ученик-обучение», «ученик-общение».

Использование методик:

  • Тестирования №2 (Использование теста школьной тревожности Филиппса)
  • Графическая методика «Кактус»
  • Анкетирования №1 («Признаки агрессивности»)
  • Тестирование №3 («Умение слушать»)
  • Тестирование №4 («Умение говорить»)
  • Тестирование №5 («Умение проигрывать»)
  • Изучение социальной приспособленности ребёнка, взаимоотношений с окружающими (Использование методики Рене Жиля)
  • Социометрии классного коллектива

Цель №3: Определение «факторов риска» в развитии семейных отношений.

Использование методик:

  • Изучение социальной приспособленности ребёнка, взаимоотношений с окружающими
  • (Использование методики Рене Жиля)
  • Тестирования №3 (Тест «Друзья мои и моего ребёнка»)
  • Тестирования №4 (Тест «Стили и методы воспитания ребёнка в семье»)

II этап «Информационно-практический» (3 класс, 4 четверть)

Цель:

  • Информирование родителей и педагогов об имеющихся нарушениях в развитии детей.
  • Коррекция и профилактика нарушений психологического здоровья детей.

1. Составление и реализация индивидуальных планов развития совместно с учениками и их родителями с указанием:

  • целей на это полугодие, связанных с решением проблем;
  • запланированной деятельности по достижению этих целей;
  • анализа собственной деятельности за это полугодие (в конце уч. года)
  • перспектив на будущее (ближайших и дальних)

2. Проведение цикла специальных практических занятий по коррекции тревожности детей (Автор занятий: Зайцева Наталья Анатольевна, педагог-психолог)

Цикл занятий рассчитан на 7 часов, т.е. 10 занятий. Занятия проводятся с два раза в неделю. Данная программа коррекционно-развивающих занятий рассчитана на детей младшего школьного возраста (6-12 лет). В группе 8 человек. Занятия подобраны так, чтобы на протяжении всего занятия и всего курса сохранялся интерес у детей.

Условия проведения занятий:

  • принятие ребёнка таким, какой он есть;
  • нельзя не торопить, не замедлять игровой процесс;
  • учитывается принцип поэтапного погружения и выхода из травмирующей ситуации;
  • начало и конец занятий должны быть ритуальными, чтобы сохранить у ребёнка ощущение целостности и завершённости занятия;
  • игра не комментируется взрослым;
  • в любой игре ребёнку предлагается возможность импровизации.

Во время занятия дети сидят в кругу. Круг - это, прежде всего, возможность открытого общения. Он создаёт ощущение целостности, завершённости, придаёт гармонию отношениям детей, облегчает взаимопонимание.

В содержании цикла занятий выделяются три блока, которые обеспечивают решение поставленных задач.

  • 1 блок - развлекательные (контактные) - 1 занятие - включает объединение детей, задания направленные на создание доброй и безопасной обстановки.
  • 2 блок - коррекционно-направленные + обучающие - 8 занятий - коррекция эмоциональных нарушений (страхов, тревожности, неуверенности в себе), обучение.
  • 3 блок - развлекательные + обучающие + контрольные.

Контрольный этап позволяет увидеть эффективность коррекционной работы. Контроль осуществляется с использованием всех диагностических материалов ранее использованных. Результаты фиксируются в психологических картах и сравниваются.

Структура игрового занятия.

  • Ритуал приветствия - 2 минуты.
  • Разминка - 10 минут.
  • Коррекционно-развивающий этап- 20 минут
  • Подведение итогов- 6 минут.
  • Ритуал прощания - 2 минуты.

Тематическое планирование занятий

№ п/п

Темы программы

Кол.часов

1

Занятие 1 "Здравствуйте, это Я!"

40 мин.

2

Занятие 2 "Моё имя"

40 мин

3

Занятие 3 "Настроение"

40 мин.

4

Занятие 4 " Настроение"

40 мин.

5

Занятие 5 " Наши страхи"

40 мин.

6

Занятие 6 " Я больше не боюсь!"

50 мин

7

Занятие 7 " Волшебный лес"

40 мин

8

Занятие 8 " Сказочная шкатулка"

40 мин

9

Занятие 9 " Волшебники"

40 мин.

10

Занятие 10 "Солнце в ладошке"

50 мин

III этап «Практический» (4 класс, 1 полугодие)

Цели:

  • Профилактика и коррекция
  • нарушений психологического здоровья детей.
  • Проведение специальных занятий с использованием упражнений
  • по развитию коммуникативных способностей детей.
  • Составление карты успешности
  • Составление характеристики по результатам исследования.
  • Занесение результатов в Портфолио ученика.
  • Составление нового индивидуального плана саморазвития ребёнка на 4 класс (в начале 4 класса)

Проведение специальных занятий с использованием упражнений по развитию коммуникативных способностей детей.

Тематическое планирование занятий

№ п/п

Темы программы

Кол.часов

1

Занятие 1 «Нарисуй свой гнев» (с.99)
«Как бы ты поступил?» (с. 99)

40 мин.

2

Занятие 2 «Ролевое проигрывание ситуаций» (с. 101) «Розовый куст»(с. 101)

40 мин

3

Занятие 3 «Серебряное копытце» (с. 102) «Избавление от тревог» (с. 102)

40 мин.

4

Занятие 4 «Круговые движения» (с. 104) «Связывающая нить» (с. 108)

40 мин.

5

Занятие 5 «Слепой и поводырь» (с. 109) «Улыбнись другому» (с. 110)

40 мин.

6

Занятие 6 «Ролевая гимнастика» (с. 111) «Спина к спине» (с. 112)

50 мин

7

Занятие 7 «Через стекло» (с. 112)
«Вырази себя» (с. 113)

40 мин

8

Занятие 8 «Окажи внимание другому» (с. 115) «Кто есть кто?» ( с. 71)

40 мин

9

Занятие 9 «Помоги другу» (с. 124)
« Беседа «Как правильно дружить»» (с. 99)

40 мин.

IV этап «Контрольный» (4 класс, 2 полугодие)

Цель:

  • Определение эффективности коррекционной работы.
  • Продолжение реализации программы развития учащихся

Для этого:

1. Использование методик:

  • Интеллектуального теста Б.Векслера (в конце 4 класса)
  • Социометрии классного коллектива с целью исследования динамики в развитии межличностных отношений (каждый год)

2. Составление карты воспитанности (повторно)
3. Анализ индивидуального плана саморазвития ребёнком
4. Продолжение работы по заполнению Портфолио ученика
5. Вовлекать ребёнка в реализацию воспитательной программы «В мире прекрасного»
6. Вовлекать ребёнка в реализацию программы «Групповая работа как фактор личностного развития»
7. Привлекать ребёнка к участию в мероприятиях класса и школы, способствующих достижению поставленных целей саморазвития.

Данная программа помогает прослеживать динамику учебной и творческой активности учеников, представить отчёт по процессу образования, обеспечивает отслеживание индивидуального развития.

Пожелаем нашим мальчикам успехов в достижении поставленных задач!