Паспорт программы
Полное название целевой программы: «Коррекция поведения учащихся младшего школьного возраста"
Сроки реализации: сентябрь 2017 - май 2018 года.
Цель программы:
- Обучение адекватного восприятия себя и окружающей действительности;
- Развитие адаптационных умений;
- Оказание помощи в приобретении навыков для дальнейшей самореализации;
- Психологическая поддержка детей, имеющих различные страхи.
Задачи программы:
- Изучить индивидуальные особенности детей.
- Формировать познавательные и коммуникативные интересы детей.
- Расширить социальный кругозор детей во внеурочное время.
- Развивать творческие способности детей.
Принципы:
- Установление деловых и межличностных контактов в системе «учитель-ученик-класс»
- Уважение мнения личности учеников
- Усложнение и повышение требований к ученикам по мере их развития
- Вовлечение учащихся во все виды деятельности для выявления и развития их способностей и качеств характера
- Создание психологических условий для саморазвития и самовоспитания учеников
Ожидаемые результаты:
- Повышение уверенности в себе;
- Снижение тревожности и количества страхов;
- Улучшение взаимоотношений родитель - ребёнок;
- Установление с родителями детей делового сотрудничества и дружеских отношений;
- Организация презентации достижений учеников за 3-4 классы
Участники программы:
- классный руководитель Петрова Н.А.,
- психолог,
- социальный педагог,
- родители уч-ся,
- родительский комитет класса
Система организации контроля за исполнением программы:
- Организационное сопровождение программы осуществляет классный руководитель.
- Главным исполнителем программы являются члены родительского комитета, психолог, творческие группы родителей.
Введение
Новое время диктует новые вопросы. И, пожалуй, чаще всего люди задают сегодня вопрос: "Почему?" Многочисленные реформаторы школы как будто не слышат этого вопроса и активно спорят по поводу того, сколько и каких языков должен знать ребёнок. Но разве не всё равно, какими и в каком количестве знаниями будет владеть ученик на выходе из школы, если в душе у него не будет мира. Если он не будет способен жить счастливо и развиваться, принося радость окружающим и стране в целом. На самом деле все прекрасно понимают, что российское общество пребывает в состоянии глубокого социально-экономического, духовно-нравственного кризиса. Современная медицина утверждает, что 30-40 % хронических заболеваний имеет психогенную основу. Поэтому с особой остротой встаёт вопрос о том, что позволяет человеку в современных условиях сохранить здоровье и душевный комфорт.
Психологическое здоровье детей долгое время оставалось вне внимания взрослого. Модель психологически здоровой личности должна включать следующие компоненты:
- наличие позитивного образа "Я", т.е. абсолютного принятия человеком самого себя и других людей;
- владение рефлексией, как средством познания себя;
- наличие у человека потребности в саморазвитии, самоизменении, личностном росте.
Основываясь на результатах современных исследований, можно говорить о сильной зависимости между нарушениями психологического здоровья и учебной успешности детей. Нарушениям психологического здоровья соответствует выраженное повышение тревожности, которое может привести к существенному снижению внимания, в особенности произвольного. У детей с защитной агрессивностью внутреннее напряжение может обусловить повышенную двигательную активность, склонность к нарушениям дисциплины. Учащиеся с наличием выраженных страхов будут, как правило, пребывать в состоянии постоянного напряжения, что обусловит повышенную утомляемость и снижение работоспособности. У школьников с деструктивной агрессивностью и социальными страхами можно наблюдать трудности при ответах у доски, на контрольных. Учащиеся с демонстративной агрессивностью вырабатывают стереотип поведения, направленный на получение негативного внимания. Они мешают проводить уроки.
Каждый родитель и педагог хочет, чтобы ребёнок в будущем был счастливым. Именно поэтому делается упор на хорошее здоровье, высокую успеваемость, адекватное поведение.
По результатам публикаций и опросов населения, проведённых за десятилетний период, следует, что на протяжении последних лет число неудовлетворённых жизнью устойчиво удерживается на уровне 73-75 %, в то время как прекрасное настроение отмечают только 3 % опрошенных. По мнению исследователей, формирование способности быть счастливым, как черты характера должно начинаться ещё в детстве. Для этого родителям необходимо воспитывать у детей, прежде всего, установку для радостного восприятия жизни, учить находить разнообразные источники нахождения положительных эмоций. У ребёнка, выросшего среди счастливых родителей, на 10-20 % больше шансов самому стать счастливым.
Таким образом, психологическое здоровье необходимо ребёнку и в настоящем и в будущем. Поэтому важно особым способом организовать работу, направленную на профилактику нарушений психологического здоровья детей и коррекцию уже имеющихся. Составленная мной программа по укреплению психологического здоровья детей младшего школьного возраста ориентирована на решение некоторых проблем в развитии.
Поводом для написания этой программы послужило антисоциальное поведение некоторых мальчиков моего 3В класса, а также повышенная напряжённость в общении между ними.
К сожаленью, в большинстве случаев неумение общаться со сверстниками возникает по вине самих родителей, и идея разработанной мной программы - устранить проблемы у детей и предупредить возможность проявления новых страхов и тревожности. Не последнюю роль в воспитании детей играют и специалисты образовательного учреждения, в которое попадает ребёнок. В силах педагога, психолога - создание благоприятного психологического климата в группе, формирование у ребёнка чувства защищённости, уверенности в себе адекватной самооценки. По данным психологического исследования , почти у 50 % -60 % детей детских садов и школ города имеются нарушения психологического здоровья. Актуальной становится проблема по коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного и школьного возраста.
Созданная мной программа «Коррекция поведения учащихся младшего школьного возраста" ориентирована на коррекционную работу с этими детьми, поэтому должна помочь классному руководителю в решении проблем с учениками. Она поможет лучше узнать каждого ученика из «группы риска», особенно его сильные и слабые стороны.
Работа по внедрению программы индивидуального развития ребёнка проводится в 4 этапа:
- I этап (3 кл., 2-3 четв.) Диагностический
- II этап (3 кл., 4 четв.) Информационно-практический
- III этап (4 кл., 1 полугодие) Практический
- IV этап (4 кл., 2 полугодие) Контрольный
I этап «Диагностический» (3 класс, 2-3 четверти)
Цель
№1:
Изучение
нарушений
психологического
здоровья
у
детей.
Определение
«факторов
риска»
в
развитии
третьеклассников.
Использование
методик:
- Тестирования №1 (Использование детского интеллектуального теста Д.Векслера для диагностики интеллектуального развития третьеклассника)
Изучение - субтесты
- Социальной зрелости ребёнка - «Понятливость»
- Умения оперировать числами, решать задачи - «Арифметический»
- Словарного запаса ребёнка - «Словарный»
- Кратковременной и оперативной памяти - «Повтор цифр»
- Наблюдательности ребёнка - «Недостающие детали»
- Развития речи - «Последовательные картинки»
- Особенностей конструктивного мышления - «Кубики Кооса»
- Способности к распределению внимания - «Шифровка»
- Психологического исследования (Определение доминирующего полушария детей)
Цель №2: Определение «факторов риска» в развитии отношений «ученик-обучение», «ученик-общение».
Использование методик:
- Тестирования №2 (Использование теста школьной тревожности Филиппса)
- Графическая методика «Кактус»
- Анкетирования №1 («Признаки агрессивности»)
- Тестирование №3 («Умение слушать»)
- Тестирование №4 («Умение говорить»)
- Тестирование №5 («Умение проигрывать»)
- Изучение социальной приспособленности ребёнка, взаимоотношений с окружающими (Использование методики Рене Жиля)
- Социометрии классного коллектива
Цель №3: Определение «факторов риска» в развитии семейных отношений.
Использование методик:
- Изучение социальной приспособленности ребёнка, взаимоотношений с окружающими
- (Использование методики Рене Жиля)
- Тестирования №3 (Тест «Друзья мои и моего ребёнка»)
- Тестирования №4 (Тест «Стили и методы воспитания ребёнка в семье»)
II этап «Информационно-практический» (3 класс, 4 четверть)
Цель:
- Информирование родителей и педагогов об имеющихся нарушениях в развитии детей.
- Коррекция и профилактика нарушений психологического здоровья детей.
1. Составление и реализация индивидуальных планов развития совместно с учениками и их родителями с указанием:
- целей на это полугодие, связанных с решением проблем;
- запланированной деятельности по достижению этих целей;
- анализа собственной деятельности за это полугодие (в конце уч. года)
- перспектив на будущее (ближайших и дальних)
2. Проведение цикла специальных практических занятий по коррекции тревожности детей (Автор занятий: Зайцева Наталья Анатольевна, педагог-психолог)
Цикл занятий рассчитан на 7 часов, т.е. 10 занятий. Занятия проводятся с два раза в неделю. Данная программа коррекционно-развивающих занятий рассчитана на детей младшего школьного возраста (6-12 лет). В группе 8 человек. Занятия подобраны так, чтобы на протяжении всего занятия и всего курса сохранялся интерес у детей.
Условия проведения занятий:
- принятие ребёнка таким, какой он есть;
- нельзя не торопить, не замедлять игровой процесс;
- учитывается принцип поэтапного погружения и выхода из травмирующей ситуации;
- начало и конец занятий должны быть ритуальными, чтобы сохранить у ребёнка ощущение целостности и завершённости занятия;
- игра не комментируется взрослым;
- в любой игре ребёнку предлагается возможность импровизации.
Во время занятия дети сидят в кругу. Круг - это, прежде всего, возможность открытого общения. Он создаёт ощущение целостности, завершённости, придаёт гармонию отношениям детей, облегчает взаимопонимание.
В содержании цикла занятий выделяются три блока, которые обеспечивают решение поставленных задач.
- 1 блок - развлекательные (контактные) - 1 занятие - включает объединение детей, задания направленные на создание доброй и безопасной обстановки.
- 2 блок - коррекционно-направленные + обучающие - 8 занятий - коррекция эмоциональных нарушений (страхов, тревожности, неуверенности в себе), обучение.
- 3 блок - развлекательные + обучающие + контрольные.
Контрольный этап позволяет увидеть эффективность коррекционной работы. Контроль осуществляется с использованием всех диагностических материалов ранее использованных. Результаты фиксируются в психологических картах и сравниваются.
Структура игрового занятия.
- Ритуал приветствия - 2 минуты.
- Разминка - 10 минут.
- Коррекционно-развивающий этап- 20 минут
- Подведение итогов- 6 минут.
- Ритуал прощания - 2 минуты.
Тематическое планирование занятий
№ п/п |
Темы программы |
Кол.часов |
1 |
Занятие 1 "Здравствуйте, это Я!" |
40 мин. |
2 |
Занятие 2 "Моё имя" |
40 мин |
3 |
Занятие 3 "Настроение" |
40 мин. |
4 |
Занятие 4 " Настроение" |
40 мин. |
5 |
Занятие 5 " Наши страхи" |
40 мин. |
6 |
Занятие 6 " Я больше не боюсь!" |
50 мин |
7 |
Занятие 7 " Волшебный лес" |
40 мин |
8 |
Занятие 8 " Сказочная шкатулка" |
40 мин |
9 |
Занятие 9 " Волшебники" |
40 мин. |
10 |
Занятие 10 "Солнце в ладошке" |
50 мин |
|
|
7ч |
III этап «Практический» (4 класс, 1 полугодие)
Цели:
- Профилактика и коррекция
- нарушений психологического здоровья детей.
- Проведение специальных занятий с использованием упражнений
- по развитию коммуникативных способностей детей.
- Составление карты успешности
- Составление характеристики по результатам исследования.
- Занесение результатов в Портфолио ученика.
- Составление нового индивидуального плана саморазвития ребёнка на 4 класс (в начале 4 класса)
Проведение специальных занятий с использованием упражнений по развитию коммуникативных способностей детей.
Тематическое планирование занятий
№ п/п |
Темы программы |
Кол.часов |
1 |
Занятие
1
«Нарисуй
свой
гнев»
(с.99)
|
40 мин. |
2 |
Занятие 2 «Ролевое проигрывание ситуаций» (с. 101) «Розовый куст»(с. 101) |
40 мин |
3 |
Занятие 3 «Серебряное копытце» (с. 102) «Избавление от тревог» (с. 102) |
40 мин. |
4 |
Занятие 4 «Круговые движения» (с. 104) «Связывающая нить» (с. 108) |
40 мин. |
5 |
Занятие 5 «Слепой и поводырь» (с. 109) «Улыбнись другому» (с. 110) |
40 мин. |
6 |
Занятие 6 «Ролевая гимнастика» (с. 111) «Спина к спине» (с. 112) |
50 мин |
7 |
Занятие
7
«Через
стекло»
(с.
112)
|
40 мин |
8 |
Занятие 8 «Окажи внимание другому» (с. 115) «Кто есть кто?» ( с. 71) |
40 мин |
9 |
Занятие
9
«Помоги
другу»
(с.
124)
|
40 мин. |
IV этап «Контрольный» (4 класс, 2 полугодие)
Цель:
- Определение эффективности коррекционной работы.
- Продолжение реализации программы развития учащихся
Для этого:
1. Использование методик:
- Интеллектуального теста Б.Векслера (в конце 4 класса)
- Социометрии классного коллектива с целью исследования динамики в развитии межличностных отношений (каждый год)
2.
Составление
карты
воспитанности
(повторно)
3.
Анализ
индивидуального
плана
саморазвития
ребёнком
4.
Продолжение
работы
по
заполнению
Портфолио
ученика
5.
Вовлекать
ребёнка
в
реализацию
воспитательной
программы
«В
мире
прекрасного»
6.
Вовлекать
ребёнка
в
реализацию
программы
«Групповая
работа
как
фактор
личностного
развития»
7.
Привлекать
ребёнка
к
участию
в
мероприятиях
класса
и
школы,
способствующих
достижению
поставленных
целей
саморазвития.
Данная программа помогает прослеживать динамику учебной и творческой активности учеников, представить отчёт по процессу образования, обеспечивает отслеживание индивидуального развития.
Пожелаем нашим мальчикам успехов в достижении поставленных задач!