Педагогические методы и способы профилактики компьютерной зависимости среди подростков

Разделы: Школьная психологическая служба


Введение

Аддиктивное поведение - это способ ухода от реальности посредством изменения психологического состояния. Существует несколько его форм: алкоголизм, табакокурение, токсикомания.

Кроме того, одной из форм аддиктивного поведения в современных условиях является компьютерная зависимость. Технологическое развитие цивилизации привело к широкому использованию компьютеров и гаджетов в повседневной жизни. Их применение внесло и продолжает вносить очевидные преимущества в профессиональную и учебную деятельность. Однако внедрение компьютерных технологий оказывает и негативное влияние на психологическое функционирование человека.

Психологи доказали, что наиболее склонны к этой зависимости подростки, которые испытывают радость, азарт и заинтересованность при работе с компьютером.

Компьютерная зависимость - актуальная проблема, которая встречается в наше время на каждом шагу, но степень разработанности темы в современной литературе не велика. В частности, разработкой данного вопроса занимались такие ученые как: С.Бодкер, И.Г.Белавина, Э.А.Игнатьева, С.Коринн, Э.Фромм и др.

Целью данного исследования является определение педагогических методов и способов профилактики компьютерной зависимости среди подростков.

Глава 1. Понятие «компьютерная зависимость» в психолого - педагогической литературе

Термин «компьютерная зависимость» определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. Впервые о данном понятии заговорили в начале 80-х годов XX века американские ученые. В наше время данный термин все еще не признан многими учеными, занимающимися проблемами психических расстройств, однако сам феномен формирования патологической связи между человеком и компьютером стал очевиден и приобретает все больший размах. Помимо компьютерной зависимости выделяют некоторые родственные виды зависимостей: чрезмерное увлечение работой в Интернете - собственно поиск информации, болезненная зависимость от видеоигр, поглощенность общением on-line с друзьями в социальных сетях. О вышеупомянутых видах и понятиях компьютерной зависимости утверждает С.Коринн [4, с.15-18].

Характерными особенностями зависимостей различного типа являются: стремление заполучить объект зависимости; поведение, направленное на приобретение объекта зависимости; снижение критического отношения к негативным сторонам зависимости; потеря интереса к негативным сторонам зависимости и социальной стороне жизни, внешнему виду, удовлетворению других потребностей.

Известный психолог Э.Фромм [6, с.23-38]описывает следующие нормативные особенности работы на компьютере, которые могут иметь отношение к формированию компьютерной зависимости:

  • Одновременность нескольких переплетающихся видов деятельности, имеющих отношение к одним и тем же связанным объектам;
  • Частые смены фокуса внимания;
  • Сочетание действий, направленных на сам компьютер и объекты, находящиеся в окружающей реальности;
  • Частые сбои, обусловленные содержанием работы, управлением компьютером или же несовершенством существующих технических устройств;
  • Существование в компьютерном пространстве виртуальной реальности, обеспечивающей тотальное насыщение зрительного, слухового и кинетического анализаторов и таким образом, создающей мощные предпосылки для «обмана» сознания, смешивающего его с истинной реальностью;
  • Появление так называемой «устно-письменной речи» в ситуации компьютерной коммуникации.

В большинстве случаев компьютерная, Интернет или игровая зависимости возникают на фоне скрытой или явной неудовлетворенности окружающим миром и невозможности самовыражения, при страхе быть непонятым. Как правило, компьютерная зависимость (или ее разновидности) вызывают возмущение и осуждение со стороны окружающих, что еще более усугубляет конфликт, а, следовательно усиливает пристрастие к проведению времени за компьютером.

Глава 2. Влияние компьютерной зависимости на подростков

Термин « компьютерная зависимость» все еще не признан на международном уровне, хотя никто и не отрицает о существовании такой болезни. Особенно подвержены данной зависимости подростки, они быстро приспосабливаются к окружающему миру и к миру компьютеров тоже. Отмечается, что дети, проводящие очень много времени за компьютером, перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, у них наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность, снижается эффективность некоторых видов памяти.

В своих трудах С.Бодкер [1, с.71-81] выделяет два типа симптомов компьютерной зависимости: психические и физические. К психическим признакам относится «потеря контроля» над временем, проведенным за компьютером, невыполнение обещания касаемо уменьшения времени, проведенного за компьютером, утрата интереса к социальной жизни и внешнему виду, оправдание собственного поведения и пристрастия. Важными симптомами компьютерной зависимости являются: смешанное чувство радости или вины во время работы за компьютером, а также раздраженное поведение, которое появляется, в случае, если по каким-то причинам длительность работы за компьютером уменьшается. Физические признаки представлены нарушениями со стороны глаз (ухудшение зрения, дисплейный синдром, синдром «сухого глаза»), опорно-двигательного аппарата (искривление позвоночника, нарушение осанки), пищеварительной системы (нарушение питания, хронические запоры и геморрой). Некоторые из этих признаков могут возникнуть и у людей, не страдающих компьютерной зависимостью, но которые вынуждены много времени проводить за компьютером.

В сихолого-педагогической литературе можно встретить ужасающие примеры проявления признаков компьютерной зависимости, которые в своей работе выделила И.Г.Белавина [2, с.62-69]:

  • Тринадцатилетний подросток ограбил родных бабушку и дедушку, чтобы разжиться стольником для похода в интернет-кафе…;
  • Восьмиклассник, наигравшись в Diablo, жестоко избил попавшихся на его пути соседей - второклассников…;
  • Двенадцатилетний паренек умер от сердечного приступа прямо над клавиатурой.

Таких примеров существует большое количество, но помимо отрицательных последствий, существуют и положительные эффекты компьютерной деятельности - усиление интеллектуальных возможностей человека. В разумных пределах работа за компьютером, пользование Интернетом или некоторые видеоигры могут быть даже полезными для подростка, как средства развивающие логику, внимание и мышление. Проблемы возникают лишь тогда, когда проводимое время за компьютером, превосходит допустимые пределы и возникает патологическое пристрастие и необходимость находиться за компьютером больше времени.

Глава 3. Отношение подростков к компьютерной зависимости

О существовании компьютерной зависимости в наше время слышали многие подростки, но не все они сталкивались с такой болезнью. А если и сталкивались, то не хотят признавать этого. Одни упоминают вскользь, другие знают, что данная зависимость приводит к эмоциональной сухости по отношению ко всему, уменьшению потребности в эмоциональных контактах, повышению увлеченности работой за компьютером.

Известный преподаватель психологии Чебоксарского педагогического колледжа им.Н.И.Никольского Э.А.Игнатьева [3, с.121-123] провела небольшое социологическое исследование, целью которого было выяснить, насколько хорошо люди знают возможности и пользуются средствами информационных технологий. Наблюдая за группой молодых людей пятнадцатилетнего возраста, которые много времени проводили за компьютером и связывали свою профессиональную деятельность с новыми информационными технологиями (около 100 человек). Подростки отвечали на ряд вопросов:

  • Как вы думаете, почему люди заменяют личные беседы общением посредством Интернета? Ребята отвечали, что это связано с трудностью живого общения, поиском интересного собеседника, экономией времени и любопытством;
  • Как вы считаете, почему в Интернете столь популярно анонимное общение? Ответ таков: легче раскрыться, можно фантазировать, близкие не знают и не попрекают, боязнь хулиганов;
  • Сейчас многие увлеченно бродят по Сети. Какая, по вашему мнению, опасность подстерегает их в сети Интернет? Подростки ответили по - разному: 25 человек- развращает, 25 человек- возможны психические расстройства, 15 человек- можно заболеть «компьютерной зависимостью»;
  • Действительно ли появилась новая болезнь, называемая компьютерная зависимостью, о которой столько писали фантасты? Ответы разные: большинство ответили «да», кто-то - «нет» и «не знаю».

Проведя данный опрос, Э.А.Игнатьева пришла к выводу, что у человека, работающего на компьютере. Формируется новое мировосприятие, общение подростков приобретает другие черты. Можно утверждать, что внедрение средств информационно-коммуникативных технологий влияет на духовную, когнитивную, эмоциональную, коммуникативную и деятельностную сферы жизни человека.

По аналогии с вышепроведенным исследованием в нашей школе №15 города Глазова был проведен данный опрос. Ответы глазовских школьников были схожи с ответами студентов Чебоксарского педагогического колледжа. Вот что получилось:

На 1 вопрос учащиеся сказали, что это связано с трудностью живого общения, поиском интересного собеседника. На 2 вопрос большинство ответило, что в Интернете можно фантазировать, преумножать свои возможности и способности. На 3 вопрос ребята ответить затруднились, а на 4 вопрос ответили так: 10 человек - «да», 8 - «нет», 2- «не знаю». По данному опросу учащиеся развернули дискуссию, было видно, что данная проблема их заинтересовала, что многие слышали о понятии «компьютерная зависимость».

Глава 4. Педагогические методы и способы профилактики компьютерной зависимости

Компьютерная зависимость - серьезная проблема социально-экономического характера, затрагивающая все большее и большее количество людей, не исключая и подростков.

Часто причиной возникновения компьютерной зависимости у детей становятся неуверенность в себе и отсутствие возможности самовыражения. В таких случаях друзья и родители должны поддержать ребенка, проводящего слишком много времени за компьютером. Если подросток страдает игровой зависимостью, нужно постараться понять его и в какой-то мере разделить его интерес к компьютерным играм. Это не только сблизит его с родными, но и увеличит доверие к ним, а значит, ребенок с большей уверенностью будет следовать советам родителей, друзей и с большим доверием делиться с ними своими проблемами. Критика воспринимается им, как отказ окружающих понять его интересы и поэтому вызывает замкнутость и агрессию.

В сети Интернет была размещена одна очень интересная статья А.Касапчука [5], в которой говорилось, что основной мерой предотвращения зависимости любого типа у подростков является правильное воспитание ребенка. При этом важно не ограничивать детей в действиях (например, те или иные игры), а объяснять, почему то или иное занятие или увлечение для него не желательно.

Рекомендуется ограничивать доступ ребят к играм фильмам, основанным на насилии. В то же время, если ребенок все же стремится к такой информации, нужно в доступной форме объяснить ему, почему такая информация для него опасна и почему он не должен стремиться узнать ее. Категорический запрет того или иного вида информации без объяснений только увеличит интерес подростка к этой информации, а существование запрета сделает невозможным обсуждение.

Подростки нуждаются в самовыражении. За неимением других средств выражения своих мыслей и энергии они обращаются к компьютеру и компьютерным играм, которые создают иллюзию реальности безграничных возможностей, лишенных ответственности. Такая иллюзия оказывает разрушительное действие на психику ребенка и нарушает его связь с родителями и сверстниками.

Таким образом, чтобы убеждать возникновение привязанности ребенка к компьютеру, нужно разнообразить круг его интересов и занятий. Этого можно достичь, например, при обращении внимания подростка на спорт или различные виды искусств.

Заключение

Компьютерная зависимость является серьезной проблема современного общества. По разным оценкам, различными видами компьютерной зависимости страдают около 10% всех пользователей персональных компьютеров и сети Интернет во всем мире.

В некоторых странах (Китай, Северная Корея) данная проблема вышла на государственный уровень и взята под контроль правительства.

Психологи склонны верить, что любая компьютерная зависимость - временная. Рано или поздно у ребенка пройдет насыщение играми и Интернетом, былое увлечение перерастет в профессиональную деятельность, либо компьютер утратит былую привлекательность.

На мой взгляд, к каждому случаю компьютерной зависимости нужно подходить индивидуально. Вряд ли жесткими методами можно спасти ребенка от зависимости. Он просто будет ходить играть к друзьям. Лучше заранее научить подростка контролировать свое время или найти ему другое хобби. Зависимому ребенку необходимо показать, что реальный мир намного интереснее виртуального.

Список литературы

1. Бодкер С. Взаимодействие человека с компьютером с позиции теории и деятельности // Психол. журнал, 1993, №4, с.71-78.

2. Белавина И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр// Вопросы психологии, 1993, №3, с.62-69.

3. Игнатьева И.А. Психологические особенности виртуального общения молодежи// Информатика и образование, 2007, №2, с.121-123.

4. Корин С. Соскочить с крючка: как избавиться от вредных привычек и пристрастий. СПб., 1997, с.15-18.

5. Касапчук А. Компьютерная зависимость.

6. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1995, с.23-38.