УМК: «Школа России» В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого.
Цель:
- сформировать у учащихся понимание того, что слова с непроверяемыми написаниями нужно запоминать;
- учить работать со словарём;
- продолжить работу по формированию фонематического слуха и развитию мелкой моторики рук.
Учебные задачи.
Направленные на достижение личностных результатов:
У учащихся будут сформированы:
- интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности;
- развитие мышления (сравнения) и речи учащихся.
Направленные на достижение метапредметных результатов:
Учащиеся научатся:
- Р.: планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкциями учителя.
- К.: использовать простые речевые средства для передачи своего мнения.
- П.: проявлять познавательные инициативу сотрудничества.
Направленные на достижение предметных результатов:
Учащиеся научатся:
- формировать понимание детей того, что слова с непроверяемыми написаниями нужно запоминать, учить работать со словарём;
- развитие навыка каллиграфического письма;
- развитие мелкой моторики рук.
Материалы для учителя: презентация, учебник «Русский язык», печатная тетрадь по русскому языку.
Материалы для учащихся: учебник «Русский язык», печатная и рабочая тетради по русскому языку, ручка, карандаши.
ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Учитель создаёт эмоциональный настрой на урок:
Урок русского языка, друзья!
На вас надеюсь, как всегда!
Мы хороший, дружный класс,
Всё получится у нас!
- Проверьте, у вас на столах лежат: печатная и рабочая тетради, учебник, ручка, карандаш.
2. Этап актуализации
Учитель организует работу с изученными буквами. Подводит к теме урока.
Учитель: Начнём наш урок с минутки чистописания. Подготовим наши руки к письму. Повторяем все действия за мной (ученики повторяют все действия за учителем):
А.
Идёт по парте человек,
Передвигая ножки.
А, если ножки смотрят вверх,
То получились? Рожки!
Б.
Пальцы делают зарядку
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке,
Будут буковки писать.
В.
Пара ножниц есть у нас,
Пригодятся нам не раз.
Кто из нас такой отважный,
Что разрежет лист бумажный?
- Начинаем работу! Открываем рабочие тетради. Отступаем две рабочие строки. На третьей записываем число, а ниже пишем: Классная работа. (Учащиеся записывают в тетрадях число, классную работу.)
- Чтобы узнать, какую букву мы с вами будем прописывать, я вам предлагаю отгадать загадку:
Лев - он лев, он царь зверей, потому, что всех смелей.
Примеряет лев шинель, а шинель под буквой ... (Ответы учеников. «Эль». Сегодня мы будем прописывать заглавную и строчную буквы «эль» (Л л).)
Учитель: Верно. Посмотрите внимательно, я объясню, как правильно писать буквы и как правильно их соединять. Пишу на рабочей строке заглавную букву «Л» нижним соединением безотрывно дописываю строчную букву «л».
Допишите до конца рабочей строки.
- Ребята, а чтобы узнать, о чём мы с вами будем говорить на уроке, вам помогут загадки-вопросы.
- Домашнее животное, друг человека. (Собака)
- Крупное рогатое домашнее животное. (Корова)
- Маленькая городская птица, забияка и воришка. (Воробей)
- Рыжая, с пушистым хвостом. Живёт в лесу под кустом. (Лисица)
- Чем похожи все слова? (Это всё словарные слова)
- Запишем эти слова через запятую в рабочую тетрадь, поставим ударения и подчеркнём орфограммы.
- Какие слова называют словарными? (Это слова с непроверяемыми написаниями, их следует запомнить или проверить написание по словарю)
- Ребята, предположите тему нашего урока.
- Тема урока - словарные слова.
- Как вы думаете, почему целый урок будет посвящён этой теме? (Потому, что словарных слов в русском языке очень много и писать их надо правильно.)
3. Этап открытия нового знания
- А какие знания необходимы, чтобы быстро найти нужное слово в словаре? (Нужно знать русский алфавит)
- Расскажите алфавит по цепочке.
- Задайте друг другу вопросы, чтобы проверить, насколько качественно знают алфавит все ученики класса. (Какая буква стоит перед буквой …, после буквы …, между буквами …?)
Я предлагаю вам проверить ваше знание словарных слов и знание алфавита, выполнив задание в печатной тетради. Откройте тетрадь на странице 28. Обратите внимание на шестое упражнение. Вам нужно написать слова-названия рисунков в алфавитном порядке.
Ученики записывают в печатной тетради словарные слова в алфавитном порядке, ставят ударения и подчеркивают «опасные места»: воробей, лисица, петух, собака.
- Проверим правописание слов по орфографическому словарю учебника (с. 137).
- Наши пальчики устали, проведём пальчиковую гимнастику:
Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали.
Мы немного отдохнём
И опять писать начнём.
4. Этап построения проекта выхода из затруднения
Вернёмся к нашему уроку. Сегодня на уроке я познакомлю вас с новыми словарными словами, а ваша задача запомнить их правильное написание. Чтобы узнать, с какими новыми словарными словами мы с вами познакомимся, я предлагаю вам ответить на вопросы.
- Ребёнок женского пола. (Ученики отвечают - девочка)
- Дикое животное с длинными ушами. (Заяц)
- Записываем в рабочей тетради: Словарь: девочка (ударение падает на 1-й слог на гласную «е», орфограмму во втором слоге гласную «о», нужно подчеркнуть, её нужно запомнить), заяц (ударение падает на 1-й слог, на гласную «а», орфограмму гласную «я» во 2-м слоге подчеркиваем, её нужно запомнить).
Видеомузыкальная физкультминутка. Учащиеся повторяют движения за картинками под музыку.
5. Этап первичного закрепления с проговариванием в речи
Вернёмся к нашему уроку. Прочитайте стихотворение-подсказку:
Вот очень хорошая девочка,
Мы вместе ходим в кино,
Я знаю, что в слове девочка
Вторая гласная - о.
- Разделим слово «девочка» на слоги. (Де-воч-ка). Запишем.
- Поделим слово «девочка» для переноса (де-вочка, девоч-ка). Запишем в рабочую тетрадь.
- Составим и запишем предложение со словом «девочка». (Девочка Оля любит писать) Вспоминаем, что имена собственные пишутся с заглавной буквы.
6. Этап включения в систему знаний и повторения
- Прочитаем стихотворение:
Заяц Яшка ясно знает,
Знает заячья семья:
Если пишешь слово заяц,
Третья буква в слове - я.
- Напишем транскрипцию слова заяц: [з], [а`], [й, а], [ц].
- Составим из слов предложение. Запишем его: У, хвост, зайца, короткий - У зайца короткий хвост.
7. Этап рефлексии учебной деятельности
- Какие же слова в русском языке называются словарными? (Это слова с непроверяемыми написаниями, их следует запомнить или проверить написание по словарю)
- С какими новыми словарными словами мы с вами познакомились? (Девочка, заяц)
Оцените свою работу. У вас на столе лежат человечки. Превратите человечка в весёлого, если у вас всё получилось, в спокойного - если не всё вам удалось, в грустного - если вам урок не понравился. (Большинство детей рисуют на человечке улыбочку)
- В заключение урока послушайте стихотворение, которое подготовил для вас ученик нашего класса.
Есть волшебная страна,
Что распахнута пред вами,
Та, которая словами,
Как людьми населена.
Правит ими государь
По прозванию Словарь
И относится он к ним
Словно к подданным своим.
Утверждать ему не ново,
Как писать какое слово,
Как писать и как читать,
Как с другими сочетать.